Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация групп в социальной психологии




Выполняя различные социальные функции, человек является членом многих социальных групп, он выживает как вид благодаря группе и формируется как личност в пересечении влияний различных групп. Поэтому одним из важных вопросов социальной психологии является изучение группы как социальной единицы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Группа имеет ряд признаков:

- осознание индивидом своей принадлежности к группе;

- наличие между индивидами определенных отношений, непосредственных личных контактов, как формы реализации общественных отношений;

- сформированность внутренней организации;

- функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

- изменения в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленные их включенностью в группу;

- границы малой группы, определенные в пределах 2-3 человек и до числа членов, которое будет достаточным для выполнения конкретной совместной деятельности (некоторые исследователи максимально возможным числом называют 50 человек).

К элементарным характеристикам любой группы относятся: состав группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

2. Различные подходы к классификации групп в СП.

В истории СП предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследовать Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому числу добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие.

Приведем некоторые классификации групп. Западная СП выделяла:

1. малые неформальные группы;

2. большие социальные: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные, организованные группы (политические партии);

3. массы и массовидные движения.

Этот подход схематичен и не учитывает промежуточные группы, градацию социальных организаций.

В отечественной СП группы ранжировались в ином порядке. На первом месте – массы, на последнем – малые группы. Детальный подход к классификации групп позволяет выделить более тонкий их спектр (классификация групп из «СП» сухова, деркача.):

1. с точки зрения социального положения и величины: большие, средние и малые группы;

2. с позиции объективизации: условные и реальные;

3. с точки зрения официальной регламентации: официальные и неофициальные;

4. с позиции авторитета: референтные;

5. с точки зрения уровня развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы.

Диффузная группа – группа в которой отсутствует совместная деятельность, но присутствуют определенные МЛО между ее участниками;

Ассоциация – группа с низкой степенью опосредования МЛО совместной деятельностью.

Корпорация – группа в которой деятельность представлена на высоком уровне, а МЛО в группе развиты очень слабо.

Коллектив – высокоорганизованная группа, в которой и совместная деятельность и система МЛО развиты на высоком уровне.

Андреева привела следующую классификацию групп:

Группы она подразделяла на условные и реальные; реальные группы делятся на лабораторные и естественные; естественные группы подразделяются на большие и малые; большие делятся на стихийные(стихийные, неорганизованно возникшие) и устойчивые (организованные, длительно существующие), а малые на становящиеся и развитые.

Лабораторные – группы существующие реально, используемые для психологических исследований (они же могут быть и естественными).


Тема. Психология больших групп

1. Определение больших групп. Признаки больших групп. Виды больших групп и их специфика. Значение исследований временных, неорганизованных групп (толпа, аудитория, публика) и устойчивых социальных групп (классы, социальные слои, нации) в социальной психологии и социологии.

2. Психологические особенности национальных и этнических групп. Особенности психологии нации. Понятие «психологический склад» нации и «национальный характер». Этнические стереотипы как национальные предрассудки. Особенности психологии классов и социальных слоев.

3. Психология массовых психических явлений. Заражение как способ группового воздействия. Явление паники и его исследования в современной психологии. Внушение или суггестия как целенаправленное, неорганизованное воздействие. Условия эффективности внушения. Внушение и убеждение. Подражание. Традиции исследования подражания в истории социальной психологии. Роль подражания в истории развития человеческого общества и в онтогенезе.

 

Определение больших групп

Как бы ни велика роль малых групп в СП, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через малую группу и межличностное общение. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Точную количественную характеристику больших групп дать невозможно. В социальной психологии «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория и группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающих определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны, устойчивы в своем существовании социальные группы.

Большая группа – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков.

Признаки больших групп:

1. Большое число членов (нижняя граница больших групп совпадает с верхней границей малой группы – от 50 человек; верхняя граница не определяется).

2. Отсутствие непосредственных контактов между ее членами (большие группы основаны на связях, не предполагающих обязательные личные контакты между членами группы).

3. Специфика регуляции поведения (основными механизмами регуляции социального поведения в больших группах выступают нравы, обычаи, традиции, стереотипы и др.).

К признакам больших групп еще относят: образ жизни, интересы, ценности, потребности, язык (для этнических групп – это само собой разумеющееся, а для других групп это может быть как определенный жаргон, например свойственный профессиональным группам или возрастной группе, как молодежь.

Структура большой социальной группы:

1. Психический склад, как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции и т.д.)

2. Эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения.).

Типы больших групп:

* Номинальные группы (условный и статический характер объединения людей: сельские жители, психологи страны, люди с высоким доходом и др).

* Группы по интересам (общие поведенческие признаки, общие интересы: зрители ОРТ, болельщики, фанаты группы «Машина времени»)

* Территориальные общности (территориально-географический признак объединения: жители РБ, мозыряне и др.).

2.Характеристика стихийных групп в СП.

Стихийные группы – социальные общности, формирующиеся непреднамеренно, в силу стечения обстоятельств, и поэтому сложноуправляемые.

Основные виды стихийных групп:

Толпа – бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия), обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. (агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими).

Масса – относительно стабильное образование с нечеткими границами; более организованное, сознательное и длительное образование, чем толпа; достаточно разнородное объединение. (демонстрация, манифестация, митинг)

Публика – кратковременное образование людей для просмотра зрелища (концерта, спортивного мероприятия, спектакля и т.д.) по сравнению с толпой более управляема, т.к. люди собираются сознательно и с целью.

Факторы образования стихийных групп:

1. Общественное мнение - общность суждений членов группы в связи с событием.

2. Событие (повод), объединивший людей.

3. Совместные действия, связанные с поводом.

3. Стихийные социально-психологические процессы

Среди стихийных социально-психологических процессов выделяют заражение, подражание и массовое внушение.

Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.

Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Подражание – организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу; в условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.

Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).

Массовое внушение – вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.

Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа». Имидж – это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...