Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социального поведения личности




 

К динамическим процессам в малой группе наряду с групповой сплоченностью, принятием группового решения, образование и развитием малой группы относится и групповое давление. Этот феномен в СП называется феноменом конформизма. Само слово «конформизм» означает приспособленчество.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.д. Сходными понятиями могут быть «единообразие», «условность» и т.д.

Конформность возникает там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя – когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, Внутренняя – когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследовании конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это позиция – негативизм. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позиция, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Но лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Поэтому, позиция противостоящая конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

2. Исследования конформного поведения.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в экспериментах С.Аша с подставными группами (сравнение длин отрезков).

Также большое значение в исследованнии конформности получили эксперименты Милграма (Обучение правильному писанию с использованием электрического тока («подставной» ученик).

Хотя эти и др. эксперименты подверглись суровой критике (они протекали в лабораторных условиях, неясным оставалась характеристика группы участвующей в эксперименте, в неуоторых случаях жестокость и бесчеловечность к испытуемому), они позволили зделать ряд выводов о причине и зависимости конформного повледения. А именно что конформность зависит:

1. От размера влияющей группы;

2. От личностных качеств испытуемого;

3. От уровня развития личности испытуемого;

4. От значимости для испытуемого авторитета влияющего человека или группы;

5. От сплоченности группы.

Петровский А.В. в своих исследованиях группы выделил не два (конформное и не конформное поведение, как выделялось в выше сказанных экспериментах), а три вида конформного поведения:

1) Внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы;

2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

3) коллективизм, или коллективиское самоопределение, - относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива

Дальнейшее исследование феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно Дойчем и Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, в член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

 

Ядовым разработана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Ее основная идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, кот. регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т. е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни.

Ядов выделяет 4 уровня диспозиций: Иерархия потребностей по Ядову:

классификация по одному основанию: включения личности в различные сферы соц. д-ти, соотв. расширению потребностей личности. 4 уровня потребностей в завис от того, в какой сфере д-ти они реализуются. Сферы по порядку: семья, контактная малая группа, более шир. сфера д-ти, связ. со сферой труда, досуга и т.д, последняя — сфера д-ти, в кот. индивид включается через усвоение идеологич. и культ. ценностей общ-ва.

 

1.Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях (по схеме Ядова, в условиях семейного окружения и в самых низших «предметных ситуациях»). Этот уровень диспозиций можно обозначить как «установка». Аффективный компонент играет значительную роль при формировании диспозиций.

2.Второй уровень это более сложные диспозиции, кот. формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиции закл. в том, что личность уже вырабатывает какие-то опред. отношения к тем социальным объектам, кот. включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, или аттитюду, кот.по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехкомпонентную структуру и содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

3.Третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки. Диспозиции такого рода формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, т.е. это не столько выражение отношения к отд. социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.

4.Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, кот. регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, кот. могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экон., полит., идеол. принципов. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности. Разработка предложенной концепции позволяет подойти ко всей проблеме аттитюдов с принципиально новых позиций. Сложность иерархической с-мы диспозиций заставляет по-новому подойти и к пониманию соотношения между тремя компонентами диспозиционных образований.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...