Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.




Примерный перечень вопросов, зада­ваемых эксперту:

1) Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические
особенности (например, не связанное с психическим заболеванием отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли сущест­венно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

2) Мог ли испытуемый в силу своих индивидуально-психо­логических особенностей и содержания исследуемой ситуации понимать характер и значение совершаемых с ним действий?

3) Мог ли испытуемый в силу своих индивидуально-психоло­гических особенностей и содержания исследуемой ситуации ока­зать сопротивление?

 

3. Установление способности отстающих в психическом разви­тии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руково­дить своими действиями.

Примерный перечень вопросов, зада­ваемых эксперту:

1) Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?

2) Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития полностью осознавать значение своих действий?

3) Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития руководить своими действиями?

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных сущест­венно повлиять на его сознание и поступки.

При этом эксперту задается вопрос: находился ли испытуе­мый в момент совершения преступления в состоянии физиоло­гического аффекта?

5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предше­ствовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на его способность правильно осознавать действительность, содер­жание конкретной ситуации и на способность произвольно регулиро­вать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического на­пряжения.

Примерный перечень вопросов, зада­ваемых эксперту:

1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

2. Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

6. Установление возможности возникновения у субъекта различ­ных психических состояний или выявление индивидуально-психоло­гических особенностей, делающих невозможным или затрудняю­щим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомо­бильном и железнодорожном транспорте и т.п.).

Примерный перечень вопросов, зада­ваемых эксперту:

1) Находился ли испытуемый в момент инкриминируемых ему деяний в психическом состоянии, которое могло оказать суще­ственное влияние на качество выполняемых им профессиональ­ных функций?

2) Мог ли испытуемый в силу своих индивидуально-психоло­гических особенностей правильно оценить ситуацию (или ее от­дельные компоненты), принять правильное решение и реализо­вать его?

3) Соответствовал ли психологический уровень сформирован­ных у испытуемого профессиональных навыков требованиям кон­кретной ситуации?

7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, пред­шествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

Примерный перечень вопросов, зада­ваемых эксперту:

1) Находилось ли данное лицо в период, предшествующий смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к само­убийству?

2) Если данное лицо в период, предшествующий смерти, на­ходилось в указанном психическом состоянии, то чем это со­стояние могло быть вызвано?

3) Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психи­ческих свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характе­ра (например, повышенной внушаемости и др.), способных сущест­венно влиять на содержание и направленность действий в опреде­ленной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий.

При этом эксперту задается вопрос: имеются ли у обвиняе­мого индивидуально-психологические особенности (интеллекту­альные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

9. Установление наличия или отсутствия «пороков воли» у субъ­ектов гражданского права.

Примерный перечень вопросов, зада­ваемых эксперту:

1. Находилось ли данное лицо в момент совершения сделки в состоянии, которое может быть отнесено к порокам воли?

2. Если данное лицо находилось в момент совершения сдел­ки в состоянии порока воли, то чем это состояние могло быть вызвано?

10. Установление психологических обстоятельств, имеющих значе­ние для решения вопроса о праве на воспитание детей.

Примерный перечень вопросов, зада­ваемых эксперту:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

2. Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?

3. Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?

4. Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?

5. Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиля воспитания, с кем из родителей наиболее благоприятно в целях гармоничного развития ребенка его постоянное проживание?

ВОПРОС № 43

43. Виды СПЭ.

ОТВЕТ:

1. Установление способности психически здоровых обвиняе­мых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

3. Установление способности отстающих в психическом разви­тии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руково­дить своими действиями.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных сущест­венно повлиять на его сознание и поступки

5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предше­ствовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на его способность правильно осознавать действительность, содер­жание конкретной ситуации и на способность произвольно регулиро­вать свое поведение.

6. Установление возможности возникновения у субъекта различ­ных психических состояний или выявление индивидуально-психоло­гических особенностей, делающих невозможным или затрудняю­щим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомо­бильном и железнодорожном транспорте и т.п.).

7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, пред­шествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психи­ческих свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характе­ра (например, повышенной внушаемости и др.), способных сущест­венно влиять на содержание и направленность действий в опреде­ленной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий.

9. Установление наличия или отсутствия «пороков воли» у субъ­ектов гражданского права.

10. Установление психологических обстоятельств, имеющих значе­ние для решения вопроса о праве на воспитание детей.

ВОПРОС № 44

44. Основания, поводы назначения судебно - психологической экспертизы, процедура ее проведения.

ОТВЕТ:

1. Установление способности психически здоровых обвиняе­мых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Поводами для назначения судебно-психологической экспер­тизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального разви­тия, недостаточном овладении активной речью, характерологи­ческих особенностях соответствующего лица;. сомнения в спо­собности правильно воспринимать важные для дела обстоятель­ства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздра­жителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела (например, эйдетики настолько точно запечат­левают образы, что дают следствию повод сомневаться в их ис­кренности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...