Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.




Наиболее распространенными поводами для назначения су­дебно-психологической экспертизы с целью решения этой задачи являются: данные о пассивном поведении субъекта в опреде­ленной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на случившееся; предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшего в пси­хическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление роди­телями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от труд­ностей), и недостатках полового воспитания в семье и школе.

3. Установление способности отстающих в психическом разви­тии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руково­дить своими действиями.

На возможность отставания в развитии психически здорово­го подростка могут указывать: данные о его педагогической за­пущенности, «детскости» поведения, легкомысленном отноше­нии к своим противоправным действиям, несоразмерность объ­ективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о за­метном отличии подростка от основной массы его сверстников.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных сущест­венно повлиять на его сознание и поступки.

Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально сущест­вовавших условиях, способствовавших накоплению отрицатель­ных эмоциональных переживаний, возникновению стойких со­стояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т.п.; данные о кон­фликтном характере ситуации, в которой было совершено пре­ступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведе­ния обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, мо­торики у обвиняемого; факты частичного забывания обвиняе­мым отдельных элементов ситуации преступления.

5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предше­ствовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на его способность правильно осознавать действительность, содер­жание конкретной ситуации и на способность произвольно регулиро­вать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического на­пряжения.

6. Установление возможности возникновения у субъекта различ­ных психических состояний или выявление индивидуально-психоло­гических особенностей, делающих невозможным или затрудняю­щим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомо­бильном и железнодорожном транспорте и т.п.).

К поводам для назначения судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий на транс­порте и в производстве относятся предположения о том, что тре­бования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоционального напряжения, состояния рас­терянности и других психологических факторов.

7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, пред­шествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если след­ственные органы располагают сведениями о совершении опре­деленными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении пред­положения относительно инсценирования самоубийства.

8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психи­ческих свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характе­ра (например, повышенной внушаемости и др.), способных сущест­венно влиять на содержание и направленность действий в опреде­ленной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий.

Выяснение субъективной стороны преступления иногда ос­ложняется трудностями в установлении психологических моти­вов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов и т.п., связи этих особенностей с противоправными поступками. В подобных случаях большое значение имеет создание с использованием специаль­ных психологических знаний и методов «психологического порт­рета» испытуемого. Одним из первых средств преодоления ука­занных трудностей является экспертное психологическое иссле­дование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что «пси­хологический портрет» испытуемого не может быть абсолютно полным, в нем обычно представлены лишь некоторые стороны' психики личности.

9. Установление наличия или отсутствия «пороков воли» у субъ­ектов гражданского права.

Порок воли — юридический термин, с психологической точ­ки зрения означающий нарушения интеллектуально-волевой сфе­ры личности на момент заключения сделки. Другими словами, это временная утрата психически здоровым человеком способности к волевой регуляции поведения. Порок воли может быть вызван различными причинами и выражаться в разных психических со­стояниях: аффект, стресс и т.д.

10. Установление психологических обстоятельств, имеющих значе­ние для решения вопроса о праве на воспитание детей.

Поводы для назначения экспертизы:

заявление одного из родителей;

данные об алкоголизме родителей.

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов:
• предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;
• выяснение обстоятельств, дающих возможность проводить экспертное исследование;
• осуществление экспериментального исследования или длительного наблюдения, использование психодиагностических тестов;
• составление заключения;
• оглашение заключения на суде, допрос эксперта.

Руководитель в комплексных комиссиях не назначается, функции координатора в них выполняет судебный психолог.
Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно, как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более полное экспертное исследование. Продолжительность проведения экспертизы не ограничена. Допускаемое законодательством получение письменной консультации психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнено к экспертному исследованию.

Осуществляя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.

ВОПРОС №45

45. Наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при СПЭ.

ОТВЕТ:

МЕТОДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Целью их является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

Основные методы, применяемые при судебно-психологическом исследовании, следующие:

• метод психологического анализа материалов уголовного дела;

• анамнестический (биографический) метод;

• методы наблюдения и естественного эксперимента;

• инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности.

Применение этих методов требует от эксперта знания современных приемов регистрации поведения субъекта, его эмоциональных реакций, особенностей мышления и т. п. в конфликтогенной ситуации следственного общения, а также навыков анализа феноменологии индивидуального поведения.

К инструментальным методам изучения индивидуально-психологических особенностей прежде всего относятся различные варианты метода эксперимента, а также разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники, описание которых содержится в фундаментальных руководствах по психодиагностике.

Эта группа методов имеет исключительно важное значение для установления уровня, структуры, степени постоянства-изменчивости отдельных психических особенностей человека. Однако в условиях судебно-психологической экспертизы в материалах, получаемых с их помощью, неизбежны искажения, являющиеся специфическими «артефактами» психологического изучения личности человека. Они требуют специального изучения и учета на всех этапах экспертного исследования.

ВОПРОС № 46

46. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, ее предмет, основания и поводы назначения.

ОТВЕТ:

Судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы в общей классификации экспертных наук относятся к одному классу и рассматриваются в качестве пограничных родовых экспертных дисциплин. Это определено их единой направленностью на исследование особенностей психики человека.

Специфику предмета судебно-психиатрической экспертизы образуют устанавливаемые в экспертном исследовании фактические данные о патологических отклонениях в психическом функционировании лица (подэкспертного) и выяснение их влияния на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свои действия, прежде всего—инкриминируемые ему деяния.

КППЭ — это исследование, затрагивающее пограничные между психологией и психиатрией проблемы.

Задачей КППЭ является определение психических аномалий, существенно влияющих на познавательно-ориентационную деятельность обследуемого лица, которые могут быть выявлены только на базе интеграции психологических и психиатрических знаний. Экспертиза проводится одновременно и совместно экспертом-психологом и экспертом-психиатром. Ее объектом являются проходящие по делу лица, проявляющие признаки пограничных состояний: легкие степени олигофрении, различные психопатические состояния, психопатии.

Назначение любой судебной экспертизы является потребность в специальных познаниях при решении вопросов, имеющих значение для дела. Поэтому первое условие обоснованного выбора КСППЭ – правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психиатра и медицинского психолога в каждом конкретном случае.

Второе условие – установление необходимости применения специальных знаний психолога и психиатра именно в форме экспертизы.

Третье условие обоснованного назначения КСППЭ – адекватное решение вопроса о необходимости одновременного совместного обсуждения и интегративной оценки результатов примернения специальных психологических и психиатрических знаний. При отсутствии такой необходимости по делу назначаются последовательно проводимые судебно-психиатрическая и судебно-психололгическая экспертизы, т.е. используется комплекс экспертиз, а не КСППЭ.

На разрешение КППЭ могут быть поставлены следующие задачи:

1) квалифицировать психическое состояние подэкспертного лица (определить тип и вид его психической аномалии);

2) выяснить, имеются ли у подэкспертного такие особенности умственной деятельности, которые могут препятствовать осознанию им значения противоправных действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения;

3) определить степень влияния характериологических особенностей обследуемого лица на реализацию противоправного поведения;

4) диагностировать состояние аффекта у психопатических личностей.

ВОПРОС № 47

47. Психология проведения отдельных следственных действий.

ОТВЕТ:

В ходе предварительного следствия осуществляются следственные действия по собиранию и проверке доказательств, привлекаются в качестве обвиняемых лица, в отношении которых собраны достаточные доказательства совершения ими преступления, выбирается мера пресечения, принимаются меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества.

При психологическом анализе в целостной профессиональной деятельности следователей выделяют обычно следующие структурные составляющие (подструктуры): познавательно-прогностическая, коммуникативная, организационно-управленческая, социально-воспитательная.

В познавательно-прогностической подструктуре следственной деятельности весомая роль принадлежит следующим сторонам: поисковой, реконструктивной и удостоверительной. Первая из них представляет собой собирание следователем разноплановой информации о событии преступления, вторая - текущий и завершающий анализ собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие, третья сторона - удостоверительная - это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму - протокол, постановление и т.д.

Коммуникативная подструктура следственной деятельности заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также при необходимости оказание следственно важных психотехнических воздействий. Особенно большой удельный вес эта подструктура имеет при допросах и очной ставке.

Основным психологическим аспектом ориентировки в субъективной стороне события преступления и поведении, связанном с ним лиц, является выяснение и расшифровка психологического смысла процесса подготовки, совершения и результатов преступного деяния. В данном случае осуществляется поиск ответов на следующие вопросы: кто по своему психологическому складу (индивидуальным особенностям) и в силу каких побуждений мог совершить данное преступление; к какому кругу лиц относится предположительно субъект преступления (в силу профессиональных, возрастных особенностей, “почерка”); какого поведения можно ожидать от различных лиц в процессе предварительного расследования и т.д.

ВОПРОС № 48

48. Психология допроса, особенности допроса в бесконфликтной ситуации и в ситуации конфликта.

ОТВЕТ:

Допрос при производстве расследования — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это одно из самых сложных следственных действий; его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания человеческой психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса.

Цель допроса состоит в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания служат источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные — доказательствами.

Допрос в психологическом плане представляет собой сложный процесс общения, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов (стадий), подчиненных единой цели, среди которых можно выделить основные: подготовительный этап, этап установления психологического контакта, этап непосредственно допроса, этап завершения допроса, этап психологического анализа и оценки результатов допроса.

Наличие максимально полной информации о допрашиваемом крайне важно для установления психологического контакта

Установление наличия и качества имеющихся доказательств актуально главным образом при допросе подозреваемых и обвиняемых и является важным фактором при выборе тактики допроса

Психологическая подготовленность следователя к допросу имеет важнейшее значение для его успешного проведения, так как любой допрос, а в особенности в ситуации конфликта, требует огромного психического напряжения, психологической гибкости, готовности быстро менять тактику и находить выход из сложных ситуаций.

Тактическая подготовленность следователя означает наличие у него четкого и обоснованного плана проведения допроса с учетом указанных выше позиций.

Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации во многом зависят от желания свидетеля, его мотивации оказать помощь правоохрани­тельным органам в раскрытии преступления.

Чтобы более эффективно оказывать помощь свиде­телю в воспроизведении различных подробностей, сле­дует обращать внимание на то, какие виды памяти (об­разная, эмоциональная, словесно-логическая) у него более развиты, и в зависимости от этого соответствую­щим образом после его свободного рассказа формули­ровать вопросы, активизируя у него тот или иной вид памяти. Вопросы, которые ставятся перед свидетелем, могут быть дополняющие, уточняющие (детализирующие), напоминающие и др.

Недопустимо задавать свидетелю так называемые негативные вопросы, которые могут создать у него отрицательную оценочную установку в отношении лица или события, которыми следователь интересуется, оказывая при этом внушающее воздействие на него со сто­роны следователя. Эффекту внушающего воздействия помимо формы вопроса, интонации, с которой он был задан, могут способствовать и другие факторы.

Допрос в конфликтных ситуациях:

В литературе можно встретить достаточно широкий перечень признаков речевого (вербального) поведения, с помощью которых оценивается лживость показаний. В частности, о том, что показания могут быть ложны­ми, нередко свидетельствуют:

· несоответствие показаний (полностью или частич­но) бесспорно установленным доказательствам по делу;

· схематизм сообщаемых сведений, однотипность, «заученность» различных подробностей, сопутствующих событиям;

· употребление несвойственных допрашиваемому ре­чевых форм, оценочных суждений, которые использо­вались ранее другими лицами на допросах;

· «забывание» обстоятельств, которые вряд ли мог­ли быть забыты данным субъектом с учетом времени, прошедшего с момента событий, его возрастных, мнемических, профессиональных способностей;

· дезадаптивные формы поведения на допросе, не связанные с самим фактом вызова на допрос, возни­кающие в качестве ответной реакции на уточняющие вопросы, на предъявление доказательств по делу.

ВОПРОС № 49

49. Психология судопроизводства.

ОТВЕТ:

Судебное разбирательство - центральная и главная стадия процесса. Только на этой стадии приговором суда лицо может быть признано виновным в совершении преступления и ему может быть назначено уголовное наказание. Только на этой стадии появляется возможность собрать в одном месте и в одно время всех участников процесса, чтобы сопоставить их позиции и показания и дать им объективную оценку. Суд основывает свои выводы не на письменных материалах дела, а на доказательствах, непосредственно исследованных в судебном заседании.

Психология судопроизводства (судебного разбирательства) - самостоятельный раздел юридической психологии, исследующий закономерное и связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного, гражданского дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс, психологическую культуру процесса и др.

С этим разделом юридической психологии тесно связаны науки: уголовное (гражданское) право, уголовный (гражданский) процесс, социальная психология, психология труда, психология творчества, педагогическая психология, судебная этика, риторика.

Психология судебного разбирательства служит делу профессиональной подготовки юридических кадров, воспитания и обучения судебных работников, роста их профессионального мастерства, формирования необходимых качеств и устранения отрицательных явлений в их деятельности. Она обеспечивает судебных работников эффективными и научно обоснованными рекомендациями, содействует разработке наиболее целесообразных приемов и методов их труда, полностью отвечающих требованиям законности.

ВОПРОС № 50

50. Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда и принятия решения судьей.

ОТВЕТ:

Принятие судьей разнообразных решений организационного харак­тера в виде постановлений, определений, например о принятии дела к своему производству, о назначении дня слушания дела, вызове свидете­лей и т.п., как правило, не вызывает особых затруднений, поскольку в законе существует определенный порядок (алгоритм) выполнения тех или иных действий (процедур), которые требуется соблюсти в тех или иных ситуациях. Подробно процессуальный порядок принятия таких решений на каждой стадии уголовного, гражданского (арбитражного) процесса содержатся в соответствующих правовых нормах и изучается в уголовно-процессуальном либо в гражданско-процессуальном (арбитражно-процессуальном) праве.

Большая часть таких решений принимается судьями единолично и не вызывает серьезных осложнений в процессе их волеизъявления. Это можно объяснить тем, что процесс поиска правильного решения судьей в подобного рода случаях требует прежде всего активизации вербально-ло-гического мышления, извлекающего из памяти те или иные правовые зна­ния (понятия, категории, нормы и т.п.), с позиций которых оценивается сложившаяся ситуация: насколько составные элементы (признаки) этой ситуации соответствуют содержанию конкретной правовой нормы. И в случае их полного соответствия судьей выносится определенное реше­ние, представляющее собой разновидность так называемых рациональ­ных решений, о которых говорилось выше в предыдущей главе.

При коллегиальном решении судей:

В этих случаях провозглашенная в законе независимость волеизъявления судей как один из основополагающих принципов осуществления правосудия с психологической точки зрения далеко не всегда может быть реально достижима, поскольку любая — будь-то формаль­ная (в данном случае), либо неформальная — группа функционирует под воздействием объективно существующих социально-психологичес­ких закономерностей межличностного взаимодействия, общения чле­нов группы со своим признанным (формальным либо неформальным) лидером. И любой человек, оказавшийся в группе, в психологическом отношении не может быть полностью свободным от влияния на ход его мыслей, на его суждения группового мнения, от внушающего воздейст­вия на него группы, ее лидера (в данном контексте — председательст­вующего), о чем мы уже говорили выше.

Возникающие сомнения, колебания при рассмотрении дел различ­ной сложности нередко обостряют, заметно усиливают состояние тре­вожности, которое у некоторых лиц может приобретать еще большую силу воздействия на их психику, сознание, снижая волевую активность человека, приводя его к неоправданной, крайне выраженной нереши­тельности в своих выводах и суждениях при принятии решений. Осо­бенно заметно это бывает у лиц психастенического типа с избыточно высоким уровнем тревожности, с ярко выраженными чертами тревож­но-мнительного характера, что может рассматриваться в качестве одной из причин, объясняющих недостаточную профессиональную ус­пешность некоторых юристов, появление у них различного рода психо­соматических расстройств и заболеваний, связанных с их профессио­нальной деятельностью.

Поэтому судье необходимо постоянно сохранять на должном уров­не самоконтроль за своим эмоциональным состоянием, настроением, поведением, особенно в процессе общения с окружающими его людьми, участниками процесса, с коллегами по работе. Ничто, в том числе и его личностные качества не должны вызывать у граждан сомнений в его объективности, справедливости и беспристрастности в отправлении правосудия.

ВОПРОС № 51

51. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском и уголовном судопроизводстве.

ОТВЕТ:

Уголовное судопроизводство:

Защитительной деятельности присущи следующие психологические компоненты:

познавательный - постижение главным образом оправдывающих или смягчающих вину обвиняемого обстоятельств;

этический - защита не преступления, а человека, его прав, законных интересов личности, предупреждение необоснованного осуждения и несправедливого наказания;

коммуникативный - построение правильных взаимоотношений с подзащитным, прокурором, судом и др. участниками уголовного процесса, установление психологического контакта с подзащитным, оказание ему психологической помощи в снятии нервно-психического напряжения (стресса, фрустрации);

конструктивный - четкая ориентировка в деле, внесение при необходимости изменений в планы и наметки в связи с теми или иными осложнениями или изменениями в процессе;

организаторский - четкая реализация индивидуального стиля защиты, выбор наиболее эффективных приемов, методов защиты, которые выработаны практикой адвокатской работы, профессиональным опытом защитника; воспитательно-предупредительный - создание морально-психологической атмосферы и настроения в судебном заседании;

правильная уголовно-правовая оценка деяния, всестороннее изучение личности, ее реакции на судебную процедуру и определенное судом наказание, укрепление чувства законности. Активация перечисленных компонентов зависит от развитости личност­ных качеств защитника.

Как правило, все материалы уголовного дела А. рассматривает под углом зрения своего подзащитного. Вместе с тем, защитник не заменяет подсудимого, не связан полностью с его волей и позицией, а занимает самостоятельное процессуальное положение, самостоятельно определяет направление, тактику защиты и выступает на суде от своего имени. Однако своей деятельностью он обязан не навредить позиции и интересам подзащитного. В этом проявляется одно из специфических требований, предъявляемых к А.

Гражданское судопроизводство:

Адвоката деятельность в гражданском судопроизводстве. Выступая по гражданскому делу, А. оказывает своей стороне (истцу или ответчику) юридическую помощь. Основное внимание он уделяет допустимости доказательств, аналогии закона и аналогии права, правоте своего до­верия, обоснованию необходимости вынесения решения суда в его пользу. А. защищает права и охраняемые законом интересы сво­его доверителя. С этой целью он оценивает доказательства, обосно­вывает доказанность или недоказанность соответствующих фактов, возможность применения соответствующих правовых норм. В гражданском судопроизводстве возможно участие А. в деле и в от­сутствии доверителя. В отличие от уголовного процесса, позиция А. и его доверителя полностью совпадает, доверитель определяет позицию для своего представителя. Если эта позиция объективно отсутствует - если сторона предъявляет незаконные требования, если интерес доверителя не охраняется законом и если нет достаточных доказательств в подтверждение требований или возражений довери­теля, то А. обязан отказаться от ведения дела).

По сравнению с уголовным судопроизводством, деятельность А. по гражданским делам требует большей подготовленности, самостоятельности и ответственности. Это обусловлено тем, что уголовные дела приходят в суд (в т.ч. к А.) уже разработанными стадией предварительного расследования, а гражданские - требуют самостоятельного сбора доказательственного материала. Кроме того, к А. идут, как правило, без подготовки, т.е. с сумбурным изложением «выкладыванием души», с беспорядочным ворохом бумаг.

ВОПРОС № 52

52. Психологические аспекты вины и юридической ответственности.

 

ОТВЕТ:

Ответственность – подчиненность человека социальным требованиям. Специфика юридической ответственности состоит в том, что эти требования определены правовыми нормами и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Основанием уголовной ответственности является наличие в действиях лиц состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

Во всех преступлениях выделяется, как известно, единая четырехкомпонентная структура признаков состава преступления: объект, субъект, субъективная и объективная стороны преступления. Отсутствие хотя бы одной из сторон состава преступления не влечет юридической ответственности. Ограничение оснований ответственности составом преступления – важнейшее достижение правового общества: человеку может быть вменено, поставлено в вину лишь такое действие (или бездействие), система признаков которого точно описана в законе.

Юридическая ответственность – урегулированное правом отношение между нарушителем права и государством в лице его правомочных органов. Целью юридической ответственности является не только охрана существующего правопорядка, но и ресоциализирующее воздействие на личность правонарушителя, его перевоспитание и исправление.

Принципы реализации юридической ответственности – законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость и быстрота реализации.

Справедливость юридической ответственности расчленяется на ряд требований: нельзя использовать меры наказания, унижающие человеческое достоинство; нельзя придавать закону обратную силу. При обратимом характере причиненного правонарушителем вреда ответственность состоит в его возмещении; если причиненный вред необратим, наказание виновного должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения; за одно правонарушение возможно лишь одно наказание.

Целесообразность юридической ответственности – соответствие избираемой меры воздействия целям юридической ответственности, строгая индивидуализация наказания.

Справедливость и целесообразность обусловлены главенствующим принципом реализации юридической ответственности – законностью и обоснованностью. Законным основанием возникновения юридической ответственности является вина, виновность дееспособного правонарушителя.

В праве и юридической доктрине принято следующее определение вины: «Вина – психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов2.

Понятие вины является базовой категорией уголовного права. Однако в вышеприведенном определении вины на передний план выдвигается понимание лицом противоправности своего поведения. И это имплицитно (скрытно) исключает из категории вины всю сферу подсознательно, импульсивно совершаемых преступлений. В существующем определений вины не просматривается личностная причастность лица к совершенному социально вредному деянию. Непонимание лицом недопустимости, противоправности своего поведения как бы делает его невиновным.

Существующее аморфное определение вины требует кардинального пересмотра3.

В конструкцию понятия вины вместо терминов «осознание», «понимание» следовало бы включить понятие «личностная причастность к противоправной сущности деяния» – отношение всей личностной сферы (сознания и подсознания) к совершенному деянию. Формы вины должны быть соотнесены со структурой противоправного деяния.

Умышленная форма вины – вина, характеризующаяся преступной целью, способами и результатом противоправного деяния.

Неосторожная форма вины – вина, характеризующаяся преступным способом и результатом противоправного деяния. Юридически и психологически корректным можно признать следующее определение вины:

Вина - личностная причастность дееспособного лица к совершенному им социально вредному, противоправному деянию и его последствиям, выраженная в несоответствии цели, способов и результатов этого деяния нормам права. Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершенного преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующие расследование и судебное разбирательство.

Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. Со стороны государства, его судебных органов это правоотношение воплощается в обязанность этих органов обеспечить объективное, полное и всестороннее расследование события, по которому возбуждено уголовное дело, а виновного лица – нести уголовную ответственность и право на ограничение этой ответственности пределами, установленными законом для данного рода деяний.

Уголовная ответственность наступает как за совершение противоправного деяния, так и за приготовление к нему, за покушение на преступление и за соучастие в его совершении.

Обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (презумпция невиновности). Никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого не иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Предание обвиняемого суду не предрешает его виновности. Доказывать виновность лица обязаны судебные органы.

Необходимые условия уголовной ответственности – вменяемость лица – его способность сознавать значение своих действий и руководить ими, т.е. психически здоровый индивид, а также достижение лицом установленного законом возраста уголовной ответственности (14–16 лет).

ВОПРОС № 53

53. Психологические особенности исправления и ресоциализации осужденных.

ОТВЕТ:

Исправительная (пенитенциарная; от лат. «роеnitentiarius» – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качествличности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности воспитателя и коллектива исправительного учреждения.

В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:

– психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;

– разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

– осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;

– разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманит

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...