Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация психических явлений




БИЛЕТ 1

Предмет психологии и её задачи.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".

Психология — это академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

поведение и деятельность человека выступают в качестве

основных объектов психологии.

Предметом психологии является изучение закономерностей развития

психики, т.е. психического явления.

Психические явления принято подразделять на три группы:

1)Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление,воображение, эмоции и др.;

• 2)Психические состояния – активность, бодрость, пассивность,усталость, тревожность, радость и др.;

• 3)Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и др

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

 

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

 

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

 

БИЛЕТ 2

Методы психологической науки.

Метод - это путь научного исследования или способ познания любой реальности.

Методы психологической науки обычно разделяют на 4 группы:

1)Методы теоретического исследования - Они применяются на первом и втором этапе общего методики психологического исследования и помогают мысленно познавать сущность определенного психического явления. К этой группе методов относятся моделирование, реконструкция, типизация.

2)Моделирование имеет целью создание аналога определенного явления, в котором акцентировано главные закономерности этого явления и исключено второстепенные, случайные факторы.

3)Реконструкция заключается в содержательной или структурной перестройке явления с целью лучшего его понимания.

4)Типизация направлена на определение вариантов данного явления соответствии определенным признакам.

Методы эмпирического исследования - Они применяются на третьем этапе общего методики психологического исследования и помогают реальной взаимодействия исследователя с проявлениями психического явления. Эти методы направлены на получение фактического материала и применяются к определенным носителей психических явлений: к людям - испытуемых, иногда к животным, иногда - к самому исследователя (при применении метода самонаблюдения. К этой группе относятся методы наблюдения, эксперимента, опрос, беседы, тестов, анализа продуктов деятельности и др., которые более подробно рассмотрены в следующем параграфе.

Аналитические методы - Они применяются на четвертом этапе общей методики психологического исследования и служат объективации полученных результатов. Аналитические методы делятся на качественные и количественные.

Качественные методы анализа направлены на выяснение причин высокого или низкого уровня достижений, развития способностей, зависимость их от индивидуальных и возрастных проявлений личности, условий жизни и деятельности, отношений в коллективе, отношение к деятельности и т.д. (к ним можно отнести контент- анализ, который применяется в работе с психологически содержательными текстами и заключается в переводе содержательной информации в количественную.

Количественные методы анализа направлены на вычисления коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемого психического явления и других характеристик (это такие методы математической статистики, как вариационный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и др.).

Методы организации исследования составляют отдельную группу методов, они имеют отношение не только цо определенного этапа общей методики психологического исследования, но и к познавательного цикла в целом. К этой группе относятся лонгитюдний исравнительный методы.

Лонгитюдний метод предусматривает изучение различных стадий развития определенного психического явления на одном и том же испытуемому в течение длительного времени (на разных возрастных этапах развития личности и т.д.). Этот метод широко используется в детской и возрастной психологии. Лонгитюдне исследование является наиболее эффективным, когда оно базируется на исследовании различных вариантов развития. Организация лонгитюдного исследования предусматривает одновременное применение других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.

БИЛЕТ 3

Отрасли психологии.

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д.

 

Социальная психология постигает закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

 

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология.

 

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

 

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.

 

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология.

 

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

 

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

 

БИЛЕТ 4

Классификация психических явлений

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

 

 

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

 

 

I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

 

 

II. Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

 

 

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

БИЛЕТ 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...