Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологические основы речи




Словами человек обозначает все то, что воспринимает при помощи органов чувств. Таким образом, слово становится своеобразным «условным раздражителем», которое может заменять реальные предметы и явления. И. П. Павлов назвал слова «сигналами сигналов», образующими вторую сигнальную систему (рис. 11.2).

 

Различие сигнальных значений слов у человека и животных показаны на рис. 11.3.

 

 

 

Рис. 11.3. Сигнальные значения слов у человека и животных

 

 

Они обусловлены тем, что для животных слово — лишь набор звуков, запускающих тот или иной условный рефлекс, в то время как для человека слово — есть обобщающий символ, обозначающий целый класс предметов или явлений.

 

 

Выделяют следующие свойства рефлексов второй сигнальной системы.

1. Непрерывное синтезирование, расширяющее содержание словесных сигналов (возбуждение анализаторного комплекса)

 

2. Возможность одномоментного формирования и перестройки сигналов второй сигнальной системы. Например, человек, прочитав на дверях кафе «закрыто на ремонт», перестанет туда ходить, чтобы не терять времени понапрасну, в то время как животному требуется большое количество сочетаний для угасания условных рефлексов.

 

3. Отображение во второй сигнальной системе временных связей, образованных в первой, и наоборот. Например, у человека выработали условный двигательный рефлекс на звук звонка. После этого вместо того, чтобы включить звонок, экспериментатор произнес слово «звонок». Испытуемый ответил той же двигательной реакцией.

 

4. Отвлеченность понятия, выраженного словом, находится в обратном отношении к прочности его связи с конкретными раздражителями действительности. Трудно закрепляются значения таких отвлеченных понятий, как «политология» или «сенсибилизация», и гораздо легче и прочнее вырабатываются реакции на слова «огонь» или «яблоко».

 

5. Более высокая утомляемость и подверженность внешним влияниям второй сигнальной системы. При утомлении, заболевании или снижении мотивации в первую очередь ослабляются реакции на словесные сигналы, в то время как реакции на раздражители первой сигнальной системы еще сохраняются в полной мере.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЕЕ ВИДЫ

Этапы развития форм речи показаны на рис. 11.4.

 

Существуют различные виды речи, которые последовательно развивались в процессе филогенеза (рис. 11.5). В настоящее время все эти виды присутствуют в общении в той или иной форме.

 

Самой древней формой является устный диалог. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких людей, обмен репликами. В ходе совместного труда и жизни люди испытывают потребность согласовать свои действия, обменяться информацией. Психологически диалог является наиболее простой формой речи.

 

 

 

Рис. 11.4. Развитие форм речи Рис. 11.5. Виды речи

 

Особенности диалога проявляются в следующем:

o автономность (состоит из вопросов, ответов и реплик, которые сами поддерживают разговор);

o эмоциональный контакт (без него диалог быстро заканчивается или превращается в свою крайнюю форму — допрос);

o ситуативность (диалог всегда привязан к чему-то конкретному, имеющему значение для обоих участников).

 

В процессе исторического развития из диалога возник монолог, а затем — внутренняя речь. Письменная речь сформировалась позже всего.

 

Монолог — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Примерами монолога являются лекция, доклад, устный рассказ, выступление. Отличительными особенностями монологической речи является ее непрерывность, низкий уровень невербальных компонентов, связанность, наличие развернутых фраз и повторений, что вызвано необходимостью донести свои мысли до слушающих.

 

Полилог — одновременная речь нескольких человек (примером является митинг).

 

Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. В отличие от внешней, внутренняя речь имеет свой особый синтаксис. Для нее характерны отрывочность, фрагментарность и сокращен-ность.

 

Письменная речь — это речь посредством письменных знаков. Первоначально она представляла собой иероглифы и пиктограммы (Древний Египет), ее символы отражали целые слова и даже выражения, и лишь со временем письменная речь стала состоять из букв, обозначающих отдельные звуки. Но и сейчас в некоторых языках отдельные символы обозначают целые слова (китайский, корейский).

 

Помимо вышеназванной, существуют и иные подходы к классификации вербальных коммуникаций, в частности, разделение их на отдельные виды исходя из предмета обсуждения или форм речевой активности. Основные виды вербальных коммуникаций, используемых в человеческом обществе, показаны в табл. 11.1.

Таблица 11.1. Виды вербальных коммуникаций

Вид речевого общения Сущность Характерные особенности  
Разговор Словесный обмен мнениями, сведениями, осуществляемый в свободном порядке Наличие двух или более участников. Непринужденная обстановка. Неформальная процедура проведения  
Спор Процесс обмена противоположными мнениями с целью доказать свою правоту или повлиять на мнение собеседника Наличие противоречий в точках зрения спорящих.  
Варианты спора  
Диспут Публичный спор на научную или общественно-значимую тему Формализованный характер. Публичность  
Дискуссия Обмен мнениями по определенным вопросам в соответствии с более или менее формальными правилами процедуры, в процессе которого происходит сопоставление разных точек зрения Отсутствие единой точки зрения на определенную проблему у всех присутствующих.  
Полемика Спор, при котором имеется явная конфронтация, противостояние идей, борьба принципиально противоположных точек зрения В отличие от диспута и дискуссии, предназначенных для извлечения позитивных зерен из разных выступлений и для объединения мнений, полемика направлена на победу над противником  
Симпозиум Ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну тему Чаще применяется в науке. Ограничение времени выступления каждого участника и количества выступающих  
           

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...