Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема простой формы с использованием регистров




 

Первичные документы Кассовая книга


Ведомости аналитического

учета

 

Шахматная ведомость

 

Оборотная ведомость

 
 


Бухгалтерский баланс и

другие формы отчетности

 

Нормативными документами предусмотрены 8 ведомостей аналитического учета. Каждая ведомость предусмотрена для однородных операций. Например, ведомость №1 по учету основных средств, ведомость №2 по учету производственных запасов, ведомость №8 по учету оплаты труда и т.д.

4.3. Централизация, децентрализация учета

Различают три вида разделения труда учетного персонала:

1) предметный - предполагает распределение документов в соответствии с названием отделов:

- расчетный отдел;

- производственный отдел;

- отдел расчетов;

- отдел сбыта;

- общий отдел.

Каждый отдел занимается текущим учетом от начала до конца по группе счетов исходя из их экономической однородности. Например, расчетный отдел ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда и приравненным к ней платежам; материальный отдел — по группе счетов производственных запасов и т. д. Отдел может включать несколько работников, возглавляемых старшим бухгалтером.

Предметный подход является распространенным на средних и крупных акционерных, а также государственных предприятиях.

2) линейный – наиболее типичен для организации учета в структурных подразделениях предприятия (цехах, производствах). Весь учетный процесс от наблюдения, сбора, регистрации до систематизации, группировки, обработки и обобщения — осуществляется так называемыми - учетными группами.

3) функциональный – предусматривает, что каждый работник или определенная группа работников специализируется на выполнении однородных учетных операций. Эти операции, как правило, соответствуют стадиям технологического процесса формирования учетной информации. Он в большей степени соответствует современному уровню формирования информационной системы в организации с высоким уровнем применения вычислительной тех­ники

Независимо от организационного строения бухгалтерского аппарата объем обязанностей для каждого бухгалтера должен определяться должностной инструкцией. Такой подход повышает персональную ответственность, а следовательно, способствует подготовке качественной и своевременной учетной ин­формации для целей управления.

По каждому структурному подразделению организации устанавливается определенный объем работ, его содержание, перечень входящих документов, разработанных в данном подразделении, обосновывается целесообразность использования его в целях управления, а также перечень исходящей документации из соответствующего отдела, участка и т.п., адреса этой документации, сроки передачи.

Объем работы структурных подразделений формируется путем обобщения индивидуальных планов-графиков каждого исполнителя. Ответственность за разработку и исполнение графиков, правильное и своевременное составление необходимых документов, определенных этими графиками, сроков передачи их в бухгалтерию несут лица, заполнившие и подписавшие эти документы. Центральной фигурой, осуществляющей контроль за соблюдением графика документооборота, является главный бухгалтер для всех исполнителей и структурных подразделений организации. По мере использования документов в учетном процессе их сдают в архив. Это завершающий этап документооборота.

На крупных и средних предприятиях, имеющих сложную организационную и производственную структуру, ведение бухгалтерского учета может быть централизовано и де­централизовано. В тех случаях, когда сбор, обработка и формирование бухгалтерских данных осуществляются в отдельных производственных подразделениях (филиалах), а головная бухгалтерия ведет сводный учет в целом по предприятию, налицо децентрализованная организация учета.

При централизованном учете на предприятии в производственных подразделениях реализуются функции сбора бухгалтерских данных (возможна предварительная обработка), а формирование отчетных сводок по ним и разработку отчетности осуществляет главная (центральная) бухгалтерия предприятия.

 

4.4. Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями предприятия по вопросам постановки и ведения учета и предоставления отчетности

В процессе учетной работы, при взаимоотношении бухгалтерской службы с должностными лицами других управленческих служб и подразделений на данные службы возлагаются отдельные учетные функции.

Подразделения и службы организации предоставляют в бухгалтерскую службу следующие документы:

Отдел снабжения:

- сведения о материалах в пути;

- сведения о движении материалов, комплектующих изделий и реализации сверхнормативных остатков на начало месяца и квартала в стоимостной оценке;

- информацию о неоплаченных счетах с указанием причин;

- лимиты затрат на телефонные, телеграфные и командировочные расходы;

- отчетные данные о стоимости материалов и комплектующих изделий.

Производственные отделы:

- о выпуске продукции (работ, услуг), о выполнении производственных показателей;

- сведения о затратах на производство продукции (работ, услуг);

- разного рода справки, сведения и прочие документы, связанные с деятельностью подразделений.

Отдел сбыта:

- данные об остатках продукции (по видам и типам);

- сличительные ведомости по результатам инвентаризации продукции;

- сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков;

- извещения о применении санкций к покупателям и заказчикам.

Юридический отдел:

- документы по фактам хищений материальных ценностей и взысканий дебиторской задолженности с граждан и организаций;

- документы по действиям тех или иных организаций, действия которых неправомерны и (или) наносят ущерб имущественному положению организации.

Отдел кадров:

- списки лиц, работающих в организации;

- приказы о принятии на работу, увольнении, отпуске, внутреннем перемещении.

 

4.5. Права и обязанности главного бухгалтера. Должностные инструкции других бухгалтеров

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия.

Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:

· Использование современных средств автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;

· Полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

· Достоверный учет исполнения смет расходов, реализации продукции и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;

· Точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности фирмы в соответствии с установленными правилами;

· Правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды и резервы;

· Своевременную организацию работ по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы;

· Сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.

Непосредственно на главного бухгалтера возлагаются обязанности:

· Определение направлений (по согласованию с директором) и принятие решений о расходовании средств с рублевых и валютных счетов предприятия, а также учет других операций по счетам в кредитных организациях.

· Принятие решений (по согласованию с директором) о привлечении заемных средств и своевременное погашение задолженности по ним, отражение финансовых операций в бухгалтерском учете.

· Составление достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, предоставление ее в установленные сроки соответствующим органам;

· Осуществление экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;

Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать:

· Соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

· Правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

· Соблюдение установленных правил и сроков проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

· Взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

· Законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

Главный бухгалтер имеет право:

· Требовать от руководителей отделов, в необходимых случаях и от руководителя предприятия принятия мер к усилению сохранности собственности предприятия, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля;

· Проверять в структурных подразделениях фирмы соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

· Подготавливать предложения о снижении размеров премий или лишении премий работникам, не обеспечивающих выполнения установленных правил оформления первичной документации, ведения первичного учета и других требований по организации учета и контроля.

В зависимости от функций, выполняемых работниками бухгалтерии, квалификационного состава каждой группы работников бухгалтерии, распределение между ними должностных обязанностей происходит следующим образом:

Обязанности главного бухгалтера:

- организовать систему планирования, учета и анализа на предприятии;

- обеспечивать организацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, налогового учета и налоговой отчетности;

- осуществлять контроль за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

- осуществлять связь со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерской службы;

- предоставлять руководству предприятия необходимую информацию, содержащуюся во внутренней отчетности, бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы и фонды, в сроки, установленные законодательством по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Обязанности бухгалтера-экономиста:

- выполнять плановые и аналитические работы, возложенные на бухгалтерскую службу;

- осуществлять ведение бухгалтерского учета по участкам;

- осуществлять контроль за хранением и использованием материальных ценностей, за соблюдением расчетов;

- выполнять кассово-банковские операции;

- обеспечивать составление отчетности.

Обязанности бухгалтера-кассира:

- осуществлять расчет оплаты труда, расчетов с работниками предприятия, нештатными сотрудниками;

- обеспечить документальный учет начислений заработной платы и удержаний из нее;

- осуществлять заполнение и выдачу разовых справок по запросам работников;

- составлять отчетность по социальным фондам;

- выполнять ведение кассово-банковских операций

 

4.6. Учетная политика в системе управления коммерческой организацией

Учетная политика – это выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Порядок формирования учетной политики регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н.

К способам ведения учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и другие способы и приемы.

При выработке учетной политики организации должны быть рассмотрены следующие ее аспекты:

1. Формирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

2. Определение форм первичных документов, применяемых организацией для отражения фактов хозяйственной деятельности;

3. Выработка форм документов для внутренней отчетности;

4. Выбор методов оценки активов и обязательств организации;

5. Рассмотрение порядка проведения их инвентаризации;

6. Разработка правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

7. Рассмотрение порядка контроля совершения хозяйственных операций;

8. Выработка других решений, учитывающих специфику финансово-хозяйственной деятельности организации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером, а утверждается приказом руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом издания приказа. Вновь созданная организация должна оформить учетную политику не позднее 90 дней со дня ее государственной регистрации.

Таким образом, процесс выработки учетной политики содержит в себе 2 группы вопросов: организационно-технические и методические.

№ п/п Элементы учетной политики организации Вариант выбора
Организационно-технические вопросы
1. Организация учетной работы Бухгалтерия как самостоятельное структурное подразделение Бухгалтер, состоящий в штате организации. Специальная профессиональная организация на договорных началах Бухгалтер-специалист на договорных началах Руководитель (лично)
2. Организационная структура бухгалтерии в зависимости от организационной структуры организации Централизованная Децентрализованная Смешанная
3. Текущая группировка результатов хозяйственных операций План счетов в соответствии с приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н Собственный план счетов, разработанный на основе типового
4. Формы первичных документов Унифицированные формы документов Унифицированные формы документов и формы документов, для которых нет унифицированных форм, разработанные самой организацией в соответствии с общими принципами формирования документов
5. Организация документооборота Графики движения документов по предприятию и сдачи их в бухгалтерию Перечни лиц, имеющих право подписи первичных документов
6. Порядок проведения инвентаризации Положение о проведении инвентаризации, разработанное организацией, в котором определяется количество, сроки, перечни проверяемого имущества и т.п.
7. Форма бухгалтерского учете и технология обработки учетной информации Журнал-Главная (книга учета хозяйственных операций) Мемориально-ордерная Журнально-ордерная Автоматизированная
8. Внутренняя отчетность организации Положение о внутренней отчетности организации (состав и формы внутренней отчетности, периодичность, сроки составления, лица, ответственные за составление, пользователи)
9. Другие решения Положение о бухгалтерии, Положение по организации и ведению учета на разных участках работы бухгалтерии и т.д.
Методы ведения учета
1. Способ начисления амортизации основных средств Линейный Способ уменьшаемого остатка Способ списания стоимости пропорционально сумме чисел лет Способ списания стоимости пропорционально объемам продукции
2. Способ начисления амортизации нематериальных активов Линейный Пропорционально объемам продукции Способ уменьшаемого остатка По нормам в расчете на 20 лет Не начисляется
3. Оценка материалов в текущем учете По фактической себестоимости их приобретения (заготовления) По учетным ценам
4. Способ оценки материалов, списываемых в расход По себестоимости единицы По средней себестоимости По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)
5. Создание резервов за счет издержек производства и обращения На оплату отпусков На выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет На ремонт основных средств На покрытие потерь от естественной убыли Другие резервы Не производится
6. Списание расходов будущих периодов В течение срока, к которому они относятся Пропорционально объемам продукции
7. Способ распределения расходов по обслуживанию производства и управлению им Пропорционально основной заработной плате производственных рабочих Пропорционально сумме прямых затрат Пропорционально выручке, полученной по видам деятельности Прочие
8. Текущий учет готовой продукции По фактической производственной себестоимости По нормативной (плановой) себестоимости
9. Другие методы Оценка себестоимости реализованной продукции, товаров Оценка незавершенного производства Признание доходов и расходов Создание резервов за счет прибыли и др.

 

В учетной политике самая основная часть – это методологическая, то есть способы ведения бухгалтерского учета.

С введением главы 25 НК РФ «Налог на прибыль» предприятие обязано составлять 2 учетные политики:

- учетная политика в целях бухгалтерского учета;

- учетная политика в части налогового учета.

Принятая учетная политика должна раскрывать для внешних пользователей бухгалтерской отчетности. Раскрытие учетной политики означает придание ее гласности, то есть учетная политика должна приводиться в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.

Учетная политика должна последовательно применяться из года в год. Но в течение года она не может меняться, за исключением следующих случаев:

- изменение законодательства РФ;

- существенное изменение условий деятельности организации, то есть разъединение, слияние, присоединение;

- предприятие начинает заниматься другим видом деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1. Способы организации бухгалтерского учета на предприятии.

2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.

3. Упрощенная форма бухгалтерского учета.

4. Автоматизированная форма бухгалтерского учета.

5. Права и обязанности главного бухгалтера.

6. Элементы учетной политики.

 

Рекомендуемая литература:

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Инструкция по его применению.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Адыкаева Е.Н. Теория бухгалтерского учета в схемах и таблицах: учебное пособие / Е.Н. Адыкаева. Новосибирск: Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2012.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Инфра-М, 2012.

5. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2012.

6. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2010.

7. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 "Экономика" / А. Д. Шеремет. 3-е изд., доп. Москва: ИНФРА-М, 2011.

 

Интернет – ресурсы:

1. www.minfin.ru

2. www.glavbukh.ru

3. www.consultant.ru


Тема 5. Сущность, задачи и содержание экономического анализа, его роль в системе управления предприятием

Краткий план лекции:

5.1. Предмет экономического анализа, дискуссионные моменты в определении предмета.

5.2. Сущность экономического анализа и его функции.

5.3. Задачи анализа и их особенности в современных условиях.

5.4. Роль экономического анализа в информационном обеспечении управления.

5.5. Связь экономического анализа с другими экономическими науками.

5.6. Этап выделения из учета анализа хозяйственной деятельности. Периоды развития экономического анализа как науки.

5.7. Направления концепции экономического анализа.

5.8. Перспективы развития методики экономического анализа.

 

5.1. Предмет экономического анализа, дискуссионные моменты в определении предмета

При рассмотрении предмета экономического анализа следует исходить из того, что среди специалистов нет единого мнения по поводу его определения.

В качестве основы определения предмета экономического анализа предлагаются хозяйственные процессы (Белобородова В.А., Баканов М.И., Шеремет А.Д.), хозяйственная деятельность (Барнгольц С.Б., Таций Г.М., Доклад И.И., Дембинский Н.В.), совокупность производственных отношений (Палий В.Ф., Суздальцева Л.П., Долгополов В.Е.), информационный поток (Чумаченко Н.Г.), показатели хозяйственной деятельности и их отклонения (Муравьев А.И.).

Разный подход к определению предмета обусловлен различным толкованием объектов и субъектов анализа, его информационной базы, задач, а также в значительной мере особенностями исторических этапов развития экономики, что особенно влияет и на содержание экономического анализа, круг решаемых им задач. Это обуславливает расхождения и в названии науки: анализ хозяйственной деятельности и экономический анализ.

 

5.2. Сущность экономического анализа и его функции

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с:

• исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

• научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения;

• выявлением положительные и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

• раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

• принятием оптимальных управленческих решений.

Наиболее важные моменты анализа – установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности причин и факторов.

Содержание экономического анализа как научной дисциплины вытекает из его функций:

1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предпринимательства;

2) научное обоснование текущих и перспективных планов;

3) контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов;

4) поиск резервов повышения эффективности производства;

5) оценка результатов работы предприятия по выполнению планов, достигнутого уровня развития экономики, использование имеющихся возможностей;

6) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов

 

5.3. Задачи анализа и их особенности в современных условиях

Задачи экономического анализа определяются его значением, содержанием и предметом:

1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки реализуется в ходе осуществления ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии, выявить основные факторы, оказавшие существенное влияние на хозяйственную деятельность в прошлом и способные оказать влияние в будущем.

2. Объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, качеству и ассортименту продукции, работ, услуг реализуется по данным учета и отчетности. В промышленности исследуется выполнение производственной программы; на транспорте – грузооборот; в организациях связи – число оказанных услуг, в торговле – объем оптового и розничного товарооборота, ассортиментная структура и пр.

3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов дополняется анализом использования природных богатств, контролем за строгим соблюдением определенных экологических требований и пр.

4. Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов. Для коммерческого расчета характерны самостоятельность и ответственность предприятий перед государством, в первую очередь по вопросам налогообложения и по эффективности использования имеющихся ресурсов. Для правильной оценки соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требуется выявление факторов, влияющих на исследуемые показатели, зависящих и не зависящих от предприятий.

5. Выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса). Резервы могут быть выявлены путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, а также однородными предприятиями.

6. Испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы). В условиях рыночных отношений важное значение приобретает оперативность управления, мотивированность и обоснованность решений.

 

5.4. Роль экономического анализа в информационном обеспечении управления

Роль экономического анализа проявляется в его значении в системе управления.

Без умения научно обосновать и правильно оценить эффективность решений, принимаемых на основе данных анализа, управление предприятием не может быть достаточно качественным, что ведет к снижению его роли как катализатора экономического развития.

Управленческие решения в современных условиях жесткой конкуренции не могут приниматься интуитивно, приблизительно, они должны быть основаны на точных расчетах, глубоком экономическом анализе. Данные результатов анализа являются, таким образом, базой для разработки и принятия управленческих решений. Экономический анализ является функцией управления, обеспечивающей научность принятия решений.

Данные анализа выполнения планов за предыдущие периоды являются базой для составления объективных оптимальных бизнес-планов на будущее. Объективная оценка экономических результатов деятельности трудовых коллективов, доли каждого рабочего в общих экономических результатах деятельности предприятия соответственно количеству и качеству его трудовых затрат создает основу для разработки системы материального поощрения работающих на предприятии за счет фонда оплаты труда. Экономический анализ оказывает содействие распространению передового опыта, прогрессивных организационных форм управления, внедрению современной техники и технологий, обеспечивает возможность распознать закономерности, прогрессивные явления, имеющие место в хозяйственной деятельности.

Как функция управления, экономический анализ выходит за пределы предприятия – становится функцией управления отраслями и народным хозяйством в целом.

 

5.5. Связь экономического анализа с другими экономическими науками

Связь экономического анализа с другими науками обусловлена не только исторической дифференциацией общего предмета экономических наук. Связь наук проявляется кроме того в общих методах, общего объекта, а также общенаучной направленности на комплексную интеграцию научного знания, вызванной как научными так и практическими потребностями.

Отраслевые науки дополняют общую теорию экономики законами и качествами экономических явлений, специфичных для определенных отраслей. Общая теория экономики рассматривает специфичность лишь одной отрасли – сельское хозяйство, поскольку существуют сомнения по поводу неограниченности потребностей человека в ее продукции. В свою очередь результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта и т.д.

Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. В анализе широко используются плановые материалы. Научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятиями невозможно осуществлять без широкого использования результатов экономического анализа. Он создаёт информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

Связь анализа с бухгалтерским учётом также имеет двойной характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учёта являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе относятся и к бухгалтерскому учёту. Для того чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать её более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учёта постоянно совершенствуется. Для большей своей аналитичности бухгалтерский учёт изменяет форму и содержание регистров, порядок документооборота и т.д.

Взаимосвязь экономического анализа и статистики обусловлена наличием общих методов и инструментария: дисперсионный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, формы представления данных и т.д.

Необходимость решения сложных экономических задач явилась мощным стимулом развития математики. Использование же в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их авторитет. Анализ стал более глубоким, обоснованным. С помощью этих методов он может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации.

 

5.6. Этап выделения из учета анализа хозяйственной деятельности. Периоды развития экономического анализа как науки

К началу 1900-х гг. в России значительное развитие получили статистика и бухгалтерский учет. К этому времени капитализм вступил в высшую стадию своего развития - империализм.

В это время происходит усложнение балансов капиталистических предприятий, что вызывает к жизни появление новой науки - экономического анализа, который вначале выступает как "балансоведение", а позже - "анализ баланса", "счетный анализ баланса". Экономический анализ становится настоятельной необходимостью капиталистических предпринимателей для улучшения хозяйственной деятельности предприятия.

Возникновение экономического анализа как метода исследования хозяйственных явлений неотделимо от процесса концентрации и централизации капитала, образования разветвленной кредитно-банковской системы, которые относятся к концу девятнадцатого века.

Поэтапная трансформация экономического анализа в России

Период Характерные особенности периода Основные направления исследований Ученые-экономисты, играющие ключевую роль
Конец XIX - нач. XX в. Развитие аналитической составляющей бухгалтерского учета Изучение балансовых публикаций. Рассматриваются вопросы регламентации правил составления отчетности А.В. Прокофьев, З.П. Евзлин, А.К. Рощаковский, И.С. Аринушкин, Р.Я. Вейцман, П.Н. Худяков
1917 - 1934 гг. Расцвет учений о балансе Создание типовых балансовых схем в разрезе важнейших отраслей экономики и построение общегосударственного баланса А.П. Рудановский, Н.А. Блатов, Н.А. Кипарисов, Н.Р. Вейцман, Я.М. Гальперин, Н.С. Аринушкин, П. Герстнер
1935 - 1964 гг. Анализ хозяйственной деятельности - абсолютно новая экономическая дисциплина, "детище" социалистического общества Акцент в исследованиях сделан на анализ производства, себестоимости и прибыли. Отраслевая направленность развития аналитической мысли Н.Р. Вейцман, С.К. Татур, К.А. Федосеев, Б.К. Мокшанцев, М.И. Баканов, И.А. Шоломович, В.И. Стоцкий, И.И. Каракоз
1964 - 1990 гг. Становление теории экономического анализа Углубление анализа в сторону оперативности, разработка вопросов технико- экономического, внутри- и межхозяйственного анализа. Формирование внутриотраслевых методик С.Б. Барнгольц, А.М. Сухарев, А.Ш. Маргулис, М.З. Рубинов, П.И. Савичев, В.И. Ганштак, Б.Н. Майданчик, Н.В. Дембинский, А.Д. Шеремет и др.
1990 г. - начало XXI в. Пересмотр традиционного понимания многих экономических категорий, наполнение их иным смыслом и практическим содержанием Изменение задач и функций анализа, трансформация его методологии и методики. Исследование коммерческого риска. Формирование прочной, унифицированной информационной базы М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, М.Н. Крейнина, Н.П. Любушин, Г.В. Савицкая, Л.В. Гиляровская

 

5.7. Направления концепции экономического анализа

Современный экономический анализ можно разделить на финансовый и управленческий анализ.

Финансовый анализ — анализ основных параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, а также анализ курса акций предприятия, с целью принятия решения о размещении капитала, на основании внешней, доступной широкому кругу пользователей информации.

Управленческий анализ — внутренний экономический анализ, основными задачами которого являются позиционирование предприятия на рынке, выявление резервов роста объема производства и прибыли, анализ ассортимента и качества производимой продукции, анализ поведения затрат и связей между затратами, оборотом и прибылью, оценка ритмичности производства.

В рамках финансового анализа выделяют следующие направления анализа:

1. Анализ активов (имущества).

2. Анализ источников финансирования.

3. Анализ платежеспособности (ликвидности).

4. Анализ финансовой устойчивости.

5. Анализ финансовых результатов и рентабельности.

6. Анализ деловой активности (оборачиваемости).

7. Анализ денежных потоков.

8. Анализ инвестиций и капитальных вложений.

9. Анализ рыночной стоимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...