Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные и социальные последствия развода.




 

Социальные. Распад семьи является также серьезной социальной проблемой. По окончанию бракоразводного процесса происходит изменение семейного статуса каждого из супругов. Соответственно, задачами развития семьи выступают: преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита делового сотрудничества», возникших после ухода одного из супругов; восстановление экономического функционирования семьи, достижение финансовой и экономической компетентности разведенного супруга, позволяющей максимально сохранить или улучшить уровень прежнего, «доразводного» функционирования семьи; приобретение необходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов; построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, прародителями; реконструкция эго-идентичности]. Таким образом, рост разводов не может не влиять на общество. При этом данные последствия для общества оцениваются, как правило, крайне негативно. Это отражено в социально-психологических последствиях расторжения брака. Так, Л.Б. Шнейдер и ряд других авторов к социально-психологическим последствиям развода относят:

снижение рождаемости; ухудшение условий семейного воспитания; снижение работоспособности человека;ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности; рост алкоголизации; увеличение суицидальных исходов; увеличение риска психических заболеваний.

В связи с вышеперечисленными последствиями необходимо обратить внимание на следующий факт. Демографическая ситуация в современной России, характеризующаяся высокой смертностью и низкой рождаемостью, а также ежегодный рост алкоголизма в стране говорят об острой потребности укрепления института семьи.

индивидуально-психологические последствия расторжения брака:

освобождение от обязательств перед супругом и одиночество; изменение в уровне материального благосостояния; изменения в профессиональной сфере.

Однако необходимо отметить, что существуют такие случаи, когда семейные отношения негативно сказываются на индивидуально-психологическом состоянии личности. Тогда развод – это единственный возможный вариант дальнейшего позитивного развития личности. Как подчеркивает В. Квинн, если существует действие, то должно быть и противодействие. Если существует брак, то должен существовать и развод Таким образом, индивидуально-психологические последствия развода не только негативные, но и позитивные.

Однако с целью отвлечения от внутренних тяжелых переживаний человек, как правило, начинают заниматься тем, что подарит ему спокойствие и уверенность в себе. Данные исследований свидетельствуют о том, что многие люди после расторжения брака находили себя в сферах, о которых раньше и не думали, раскрывали новые способности и строили карьеру.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основная задача психологической помощи в ситуации развода – это ориентация клиента на позитивные аспекты развода.

 

17.психологические условия сохранения и гармонизации брачных отношений.

В психологии гармония - согласие, дружественные отношения, единодушие. Гармонизация в браке подразумевает благоприятный психологический климат. Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим, к общественным событиям. Психологический климат – это комплекс психологических условий, которые способствуют или препятствуют сплочению семьи, это совокупность психологических состояний, настроений, отношений ее членов. Психологический климат – не постоянное понятие. Его создают члены каждой семьи, и именно от их усилий зависит, каким он будет. Умение и желание понимать друг друга, удовлетворять потребность партнера в равноправии, поддерживать представление членов семьи о семейных ролях – вот составляющие психологического климата. Психологический климат неразрывно связан с идейно-нравственными ценностями семьи и является показателем качества межличностных отношений между членами семьи.Условия гармонизации: - субъект-субъектный хар-р отношений, взаимная персонализация и эмпатия.

Знание индивид. типологических особенностей себя и партнера, общее положительное отношение к его личности, признание его права на индивид-ть и автономность, принятие его (ее) как целостной личности с акцентом на положит. черты.- выработка чувств семейного мы. Взаимопомощь и поддержка- Общая ориентация на удовл. потребностей другого, бескорыстная доброжелат-ть и доброта отношений.(-отдельное жилье от родителей, и совместное проживание с супругов, - не злоупотребление алко. игро- и др. маниями, - личное пространство должно быть у каждого из супругов, - поиск тем общения, общих интересов).

является также открытость семьи, а именно – доброжелательные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми.

ощущение у членов семьи психологического комфорта, надежности, защищенности, удовольствие от общения друг с другом.

Для формирования стабильных брачных отношений решающее значение приобретает не только наличие у супругов тех или иных положительных качеств по каждому из факторов, но и степень соответствия этих качеств ожиданиямДуховная совместимость-это совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентаций, жизненных планов и трудовых устремлений людей.единство познавательных интересов, близкий уровень образования, стиль мышления.

Психологическая совместимость – это совместимость темпераментов, характеров, эмоционально-волевых особенностей людей. Например: экстраверт постоянно стремится к общению, обмену мнениями, новых знакомств, но этого совершенно не понимает интроверт, который стремится уединения и чувствует себя неловко в новом обществе. Важной особенностью является способность своей реакцией продолжать реакцию партнера, чувствуя ее и развивая. Именно неумение почувствовать и отреагировать на эмоциональное состояние партнера является одной из самых распространенных проблем в браке. Еще одним важным фактором сосуществования в браке является восприятие партнерами времени. Примерно три раза в день наступает смена настроения и физических сил. И часто у супругов она не синхронизируется. Умение “подстроиться” друг к другу, тоже определяет благоприятность микроклимата в семье.

 

18.методы диагностики и получения информации о семейной ситуации.

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

♦ Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

♦ На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

♦ Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

♦ Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

♦ Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

♦ Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

♦ проективный тест «Скульптура семьи»;

♦ метод генограммы;

♦ метод «Семейное пространство»;

♦ проективный тест «Рисунок семьи».

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех – четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее – показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики – получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, способы взаимодействия семьи со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...