Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы изучения психологии семьи.




Семья как предмет психологического исследования; взаимодействие с другими дисциплинами.

Методы изучения психологии семьи.

Семейные отношения в структуре социальной среды (У.Бронфенбреннер).

Историческое развитие семьи как социального института.

Функции семьи и роль отдельных поколений.

Типы семей.

Семья как малая группа.

Понятие семейного микроклимата.

Функции семьи.

Циклы развития семьи.

Ролевая структура семьи.

Функциональность семьи: ее характеристики и уровни.

Особенности «шизофренического» взаимодействия

Неосознаваемые аспекты семейного взаимодействия (сценарий и контрсценарий, «лояльность», синдром годовщины). Условия эффективного общения в семье.

Семейные кризисы (причины, хронология, способы разрешения). Виды человеческой любви (Фромм, Кон, Стернберг).

Динамика любви к мужчине или женщине.

Эволюционная теория пола (В.А.Геодакян).

Нейроандрогенетическая теория пола (Ли Эллис).

Этология брачных отношений.

Особенности романтических отношений.

Выбор партнера.

Мотивация супружества.

Функции родительства.

Особенности материнства и отцовства как соц.-псих. феноменов.

Особенности материнской семьи.

Особенности бездетной семьи.

Социальная ситуация рождения ребенка.

Характеристики родительско-детских отношений.

Феномен привязанности младенца к матери.

Факторы риска нарушения психического развития младенца (А.И.Захаров).

Неблагоприятные родительские установки на рождение ребенка.

Отказ от ребенка как психологический феномен.

Родительские стили воспитания.

Влияние искажений родительского стиля на акцентуации.

Общая характеристика отношений между сиблингами.

Статус сиблинга как фактор развития индивидуальности.

Теория привязанности (Боулби, Эйнсворт)

Модели развития романтических отношений.

Кризисы отношений до брака и в браке.

Связь романтических и иных близких отношений (сиблинговые. дружеские)

Изменение образцов любви в российской культуре

 

 

Семья как предмет психологического исследования; взаимодействие с другими дисциплинами.

В современной психологии семьи и семейной психотерапии можно выделить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой позиции, семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и в определенной мере находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе. Согласно второму подходу, семья рассматривается как целостная система. Последняя позиция характерна для системной семейной терапии и психологов, подчеркивающих неаддитивный характер семьи, не сводящейся к суммарной совокупности ее членов.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977).

Это определение семьи, основанное, на первый взгляд, на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющих принципиальное, ключевое для понимания закономерностей функционирования семьи значение. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность функционирования семьи в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т. е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения отношений семьи с ее социальным окружением — с прародительской семьей и т. д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы.

Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы состоит в аффективной интенсивности, эмоциональной “перенасыщенности” отношений между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Семья — важнейший фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон мироощущения личности.

Методы изучения психологии семьи.

Метод: Наблюдение

1. Вид: Самонаблюдение является также разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики и предполагает изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Для его проведения у ребенка или родителей должен быть сформирован высокий уровень абстрактно-логического мышления и способность к рефлексии. Психолог может задавать вопросы, опираясь на данные самонаблюдения членов семьи: «Как Вы считаете, как Вас воспринимает сын (дочь)?», «Считаете ли Вы, что Вы понимаете своего ребенка?»

2.Вид: Включенное наблюдение

Процедура: Психолог входит в состав семьи на время её изучения. Его роль наблюдать особенности взаимодействия всех членов семьи, фиксировать их в специально заготовленном «бланке регистрации поведения», выявлять деструктивные формы общения и влияния (в том числе стиль взаимоотношений супругов, родителей и детей и детей между собой). Психолог принимает участие во всех режимных и досуговых моментах семьи.

3.Вид: Не включенное

Психолог наблюдает за особенностями взаимоотношений в семье со стороны.

- Скрытое- семья не знает, что за ней наблюдают (ведут исследование)

- Открытое – семья знает, что за ней наблюдают

4. Вид: Сплошное наблюдение

Психолог наблюдает абсолютно за всеми разновидностями контактов семьи и в семье. Фиксирует особенности взаимодействия каждого члена семьи в различных ситуациях.

5. Вид: Выборочное

Психолог ведет наблюдение только за теми аспектами жизнедеятельности семьи, которые являются проблемными (интересными для исследования) или семье важно изменить его в другое (более позитивное) русло.

Требование к наблюдению:

Наблюдение – это длительный процесс, объективного получения информации о различных аспектах взаимодействия. Время проведения данного метода, связано с получаемой информацией, т.е. проводится до тех пор, пока исследователь не проработал поставленные гипотезы. Все наблюдаемые факты обязательно фиксируются. Принимаются за норму только те факты, которые психолог наблюдал не однократно. Семья должна быть заинтересована в объективности результатов и во время наблюдения вести себя максимально естественно.

Метод: Анализ продуктов деятельности

В качестве анализируемых объектов могут выступать дневники, записки оставленные членами семьи, поделки и рисунки детей и взрослых.

Метод: Моделирование

Для получения точной информации об особенностях взаимоотношений в семье, члены семьи моделируют свои отношения в специально созданной обстановке. Психолог просит повторить как можно точно конфликтную или проблемную ситуацию. В результате психолог делает выводы об особенностях взаимодействия.

Генограмма. Для изучения хода семейной истории, моделей поведения передающихся из поколения в поколение, событий которые происходят в семье и влияют на развитие личности, широко используется генограмма семьи.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи (минимум в трех поколениях). Генограмма показывает семейную информацию графически, что позволяет быстро охватить сложные системы взаимоотношений в ней. Она может стать источником гипотез в том, как скалывались отношения между поколениями и как эти отношения актуализируются в настоящем. Изучая свою семью с помощью генограммы, родители убеждаются в том, что то, какое положение занимали в своей семье, влияет на их актуальную ситуацию и на характер общения с ребенком.

Библиографический метод – сбор и анализ данных о жизненном пути личности.

Анализ ранних детских воспоминаний направлен на выявление актуального жизненного стиля личности (А. Адлер). Психолог предлагает назвать несколько самых ранних детских воспоминаний, как можно более подробно их описать и попытаться дать им названия, начиная с фраз: «Моя жизнь- это…», «Жить –это значит…». При проведении методики важно фиксировать внимание на деталях воспоминания, на эмоциональном отношении к происходящему в детстве, к особенностям людей, представленных в воспоминаниях. Интерпретация воспоминания психологом проводится в психоаналитическом ключе. Использование этого метода дает материал для понимания того, как формировался жизненный стиль родителя.

Методики изучения семьи:

1. Тест «Детско-родительские отношения» (PARI);

2. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ);

3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО);

4. Тест «Типовое семейное состояние»;

5. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ);

6. Опросник «Мера заботы»;

7. Опросник «Лики родительской любви»;

8. Тест «Тип родительской позиции»;

9. Опросник «Представления об идеальном родителе»;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...