Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональная классификация. Общие замечания в отношении обучения лиц с ЦП




Функциональная классификация

Сегодня в системе образования широко исполь­зуется функциональная классификация. Согласно этой системе классификации, лиц с ЦП делят на 8 классов в соответствии с тяжестью нарушений (табл. 14. 1). К классу I относят лиц с тяжелыми нарушениями, а к классу VIII — с минимальными. Эта система классификации имеет важное значе­ние для физического воспитания и спорта, по­скольку больных распределяют на группы в соот­ветствии с их функциональными возможностями. Например, дети из классов VII и VIII прекрасно подходят для совместного (инклюзивного) обуче­ния физическому воспитанию. Учителя и трене­ры могут пользоваться этой системой так же, как и Национальная федерация инвалидного спорта (National Disability Sports Alliance, NDSA), ранее называвшаяся Спортивная ассоциация спортсме­нов с церебральным параличом США NI: - 2003), и Международная ассоциация спорт; креации людей с ЦП (Cerebral Palsy — Interr Sport and Recreation Association, CP-ISRA во время соревнований облегчить подбор участков с равными возможностями. В индивидивидуальных видах спорта, где два соперника соревнуются между собой, могут участвовать игроки из одного класса. В случае командных видов спорта игроков принадлежащих к одному классу, можно раздел на разные команды так, чтобы каждая командаимела игроков одного функционального уровня. Этими рекомендациями по уравниванию возмож­ностей соперников можно пользоваться в условиях как совместного, так и отдельного обучения.

 

Общие замечания в отношении обучения лиц с ЦП

Большинство специалистов-медиков сходятся в том, что ЦП нельзя излечить, но можно кон­тролировать. Контроль направлен на ослабление симптомов, вызванных повреждением головного мозга, и оказание помощи ребенку в максималь­ной реализации его возможностей, связанных с ро­стом и развитием. Сюда можно отнести контроль двигательных и других расстройств. Терапия дви­гательных нарушений обычно заключается в развитии произвольного мышечного контроля. Осо­бое внимание обращается на релаксацию мышц, а также формирование функциональных двигатель­ных навыков. В некоторых случаях для устранения постоянных контрактур или поддержки поражен­ных мышечных групп используют ортопедиче­ские аппараты и приспособления, это особенно характерно для спастического ЦП. Для удлине­ния контрактированных сухожилий (особенно ахиллова сухожилия) или их пересадки (чтобы перенести выполнение движений с пораженных мышц на здоровые) могут применяться хирурги­ческие операции. Операция по пересадке сухожи­лий, известная как операция Эггерса, позволяет устранить сгибательную контрактуру коленного сустава и помочь разгибать бедро благодаря пере­садке сухожилий двуглавой, полу сухожильной и полуперепончатой мышц с мест их прикрепления на тазовых костях на мыщелки бедра. В отдель­ных случаях для ослабления крайне выражен­ной гипертоничности мышц могут применяться хирургические операции на головном мозге. В недавнем прошлом была разработана операция, известная как хроническая стимуляция мозжечка (chronic cerebellar stimulation, CCS), при которой в мозжечок хирургическим путем имплантируют электроды.

Рисунок 14. 2 — Области головного мозга, затрагиваемые поражением при основных нейромоторных типах цере­брального паралича

 

Таблица 14. 1 – Профили функциональной классификации больных церебральным параличом, применяющиеся NSDA и CP – ISRA

Класс Описание Передвижение Манипулирование предметами
I Тяжелая спастичность или атетоз с ограничениями функционального диапазона движений и силы всех конечностей; отсутствие контроля положения туловища Передвижение на моторизованной инвалидной коляске или с посторонней помощью Возможно только использование двух противоположных пальцев; может брать рукой только крупные мягкие предметы
II Тяжелая или умеренная спастичность либо атетоидная тетраплегия; неудовлетворительные функциональные возможности всех конечностей и слабый контроль положения туловища; классифицируется как «II нижний», если функциональны одна или обе нижние конечности; в противном случае классифицируется как «II верхний» Перемещение коляски на ровных или слабонаклонных поверхностях (нижний класс II только с ногами); в некоторых случаях способность проходить короткие расстояния с посторонней помощью Может манипулировать мячом и бросать мяч (II верхний)
III Умеренная тетраплегия или триплегия; тяжелая гемиплегия; достаточная или нормальная сила одной верхней конечности Самостоятельное перемещение на коляске, может проходить короткие расстояния с посторонней помощью или с использованием вспомогательных устройств Нормальный хват круглых предметов, однако высвобождение медленное; ограниченное разгибание при завершение броска доминирующей рукой
IV Диплегия от умеренной до тяжелой; хорошая функциональная сила и минимальные проблемы с контролем верхних конечностей и туловища Для перемещения на большие расстояния применяют вспомогательные устройства, для занятий спортом обычно используются коляска Во всех видах спорта рука может выполнять нормальный хват, при перемещении коляски или броске мяча очевидно нормальное завершение движения
V Диплегия или тетраплегия от умеренной до тяжелой; умеренное или тяжелое нарушение функции одной или обеих ног; хорошая функциональная сила; хорошее удержание равновесия при использовании вспомогательных устройств Коляска для передвижения не требуется; может использовать вспомогательные устройства Минимальные нарушения контроля верхних конечностей; во всех видах спорта наблюдается нормальное расположение пальцев при использовании руки и хват
VI Тетраплегия от умеренной до сильной (спастически - атетоидная или атактическая); изменяющийся мышечный тонус вызывает непроизвольные движения туловища, а также конечностей; более выраженное поражение верхних конечностей в случае наличия спастичности или атетоза Перемещается без посторонней помощи; функциональные возможности могут варьировать; движения при беге могут иметь лучшую механику, чем при ходьбе Спастичность – атетоз, хват – высвобождение могут быть существенно нарушены при выполнении броска мяча
VII Спастическая гемиплегия от умеренной до тяжелой; хорошие функциональные возможности здоровой стороны тела Ходит и бегает без вспомогательных устройств, при этом сильно выражена асимметричность движений; в положении стоя хорошо заметно укорочение ахиллова сухожилия Минимальные проблемы с хватом и высвобождением предметов доминирующей рукой; при выполнении броска доминирующая рука характеризуется минимальными ограничениями движений
VIII Минимальная гемиплегия, моноплегия, диплегия или квадроплегия; иногда – минимальные нарушения координации; хорошая способность поддержания равновесия Свободно бегает и прыгает, возможно, с небольшой хромотой; при ходьбе или беге походка характеризуется минимальной асимметрией; возможна небольшая утрата координации движения одной ноги или укорочение ахиллова сухожилия Минимальные нарушения координации движений рук

Aдаптировано с разрешением из National Disability Sports Alliance, 2002, NDSA sports rules manual, 6th ed. (Kingston, RI: National Disability Sports Alliance), 6 – 13.

Эта процедура позволяет добиться определенного улучшения состояния больных ЦП, однако долгосрочные ее последствия пока не изучены, и, кажется, она пока еще малопримени­ма в медицинской практике. К числу вопросов, на которые в настоящее время пытаются найти ответ Объединенный фонд исследований ДЦП (United Cerebral Palsy Research and Educational Foundation) и другие организации, относятся: Ка­ковы факторы риска, обусловливающие предрас­положенность развивающегося головного мозга к поражениям? Почему преждевременные роды и низкая масса тела при рождении у своевремен­но рожденных детей являются существенными факторами риска развития ЦП? Какие средства воздействия наиболее эффективны в отношении нарушений, наблюдающихся у лиц с ЦП?

Вследствие поражения центральной нервной системы у многих лиц с ЦП отмечается нарушение формирования рефлексов, которое препятствует обучению произвольным движениям. При нали­чии аномального паттерна рефлексов маленьким детям с ЦП, вероятнее всего, потребуются заня­тия физическими упражнениями для подавления ненормальной рефлекторной активности в соче­тании с увеличением гибкости и исправлением осанки. Вместе с тем данные последних исследо­ваний показывают, что пассивные занятия и ма­нипуляции в раннем детстве могут не приносить столь ощутимой пользы с точки зрения исправ­ления нарушений рефлекторной активности, как считалось ранее. Терапия должна быть направлена на формирование у детей способности выполнять и совершенствовать двигательные навыки путем активного самоконтроля. Следует развивать такие функциональные двигательные навыки, как ходь­ба, бег и бросание предметов.

Необходимо уделять внимание психологиче­скому и социальному развитию лиц с ЦП. Нару­шения, сопровождающие ЦП, повышают вероятность возникновения проблем с приспособлением к социальной среде. Из-за негативного отношения окружающих людей к состоянию больных ЦП их не везде принимают. В таких ситуациях при воз­никновении эмоциональных конфликтов родите­лям и их детям может понадобиться помощь пси­холога или профессионального консультанта.

Основное внимание следует уделять формиро­ванию целостной личности. В процессе обучения настоятельно рекомендуется использовать ко­мандный подход, когда медицинский персонал и педагоги работают совместно с родителями, а по возможности и с ребенком.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...