Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое оценка автотранспортного средства и её цели?




Анатолий Шитков.

Оценка ущерба автотранспортного средства после ДТП.

Если ничто другое не помогает, прочтите, наконец, инструкцию!

Закон Мэрфи.

По данным статистики на сегодняшний день в Москве и С-Петербурге на одну тысячу жителей приходится более трёхсот автомобилей, если взять в целом по России, то этот показатель будет более двухсот автомобилей. Каждый участник дорожного движения знает, что объективно существует вероятность его попадания в дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) как только он выезжает на дорогу на своём транспортном средстве (далее ТС), причём наступление этого события далеко не всегда зависит только от самого водителя. Чем сложнее ситуация на дорогах, чем больше участников движения, тем выше вероятность их столкновений. Например, столкновение с неподвижным или двигающимся препятствием. На это влияют множество факторов. Вот некоторые из них:

· скорость движения ТС;

· траектория движения ТС;

· направление удара в момент контакта с препятствием;

· место контакта ТС с препятствием;

· осуществлялось ли торможение ТС перед моментом контакта с препятствием;

· тип и особенности конструкции ТС;

· форма и особенности конструкции препятствия.

Сюда следует отнести в т.ч. погодные условия, видимость на дорогах и ряд других факторов прямо или косвенно влияющих на условия вождения автомобиля.

В 2016 году на дорогах России зафиксировано более 150 тыс. ДТП. Это является серьёзной социальной проблемой, которая в той или иной степени затрагивает интересы более одного миллиона человек. К решению вопроса о том, во сколько оценивается тот или иной ущерб, повреждение автомобиля, и как обеспечить возмещение данного ущерба, имеют отношение не только виновные и потерпевшие, но и сотрудники ГИБДД, страховых компаний, эксперты-оценщики, юристы, судьи и судебные исполнители.

Надо иметь в виду, что водители не каждый день попадают в подобные ситуации, поэтому вся сложность заключается в отсутствии специальных навыков по проведению процедур связанных с ДТП. После ДТП одной из основных проблем особенно для потерпевшей стороны, является оценка и возмещение ущерба связанного с повреждением ТС. Актуальность этой проблемы возрастает, поскольку растёт стоимость самого автомобиля и стоимость его ремонта. Этому способствует так же рост числа ТС и соответственно рост рисков связанных с загруженностью дорог, особенно в крупных мегаполисах. По статистике в Москве количество ТС уже в середине 2016 года превысило 5,5 млн. единиц. Кроме того, в последнее время существенно изменилось законодательство в данной сфере и, как правило, за всеми изменениями не успевают следить те, кого это не касается по роду их непосредственной профессиональной деятельности. А между тем, процедура оценки и возмещения ущерба повреждённого автомобиля требует специальных знаний в таких областях как – юриспруденция, экономика, статистика, конструктивные особенности ТС, технологии его ремонта, автотехнической экспертизы, знаний договора и правил страхования. Для тех, кто не совсем ясно представляет все аспекты оценки и возмещения ущерба после ДТП, мы постараемся хотя бы кратко изложить основные этапы данного делопроизводства и ознакомить с основными понятиями, профессиональной терминологии экспертов-оценщиков транспортных средств.

В рамках данной публикации вы сможете получить ответы на следующие вопросы:

1. что такое оценка ТС и её цели?;

2. какие основные подходы и методы оценки?;

3. как формировался Российский рынок оценочных услуг?;

4. каковы основные требования при выборе оценщика?;

5. как осуществляется расчёт ущерба ТС и что является результатом оценки?

И ещё, каждую разбираемую ситуацию постараемся для большей наглядности подкрепить конкретными примерами из нашей многолетней практики.

Что такое оценка автотранспортного средства и её цели?

Оценка – это процесс установления экспертом-оценщиком стоимости восстановительного ремонта вследствие нанесённых механических повреждений ТС.

Величина ущерба -в соответствии со ст. 15 ГК РФ - «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков …. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждение его имущества ….». Следовательно, основными составляющими величины ущерба при повреждении ТС являются:

· стоимость восстановительного ремонта ТС;

· величина дополнительной утраты товарной (рыночной) стоимости ТС;

· величина других расходов потерпевшего связанных с ДТП (дополнительных затрат на эвакуатор, вынужденное хранение повреждённого ТС, оплату работы оценщика и т.п.);

· в некоторых случаях, рыночная стоимость ТС.

Обычно оценщиками оцениваются все составляющие величины ущерба в месте оценки и на дату оценки, креме величины других расходов потерпевшего связанных, например, с судебными и другими издержками.

После официального определения виновной стороны в группе разбора ГИБДД, необходимо подготовить комплект материалов для возмещения ущерба в установленном порядке. Ситуаций, когда может понадобиться оценка с участием оценщика достаточное количество. Фактически каждое возмещение по полису обязательного страхования автогражданской ответственности влечёт за собой присутствие независимого оценщика со стороны страховой компании. Необходимо осознавать, что в дальнейшем оценка величины ущерба может стать величиной иска в исковых и претензионных документах для виновной стороны. В связи с этим, цели сторон, виновной и пострадавшей, их последующие действия будут иметь совершенно противоположную направленность. Цель виновной стороны, в роли которой, как правило, выступает страховая компания, будет естественно минимизация выплаты пострадавшей стороне. Цель пострадавшей стороны, соответственно, получение максимально возможной компенсации нанесённого ущерба.

Пример – один мой знакомый на своём автомобиле «Ока» стал жертвой неумелых действий ехавшего сзади автомобиля «ВАЗ 2104» при совершении манёвра. Страховая компания ответчика оценила ущерб, нанесённый автомобилю моего знакомого в сумму, которую ему едва хватило только чтобы купить необходимые запчасти для ремонта, а за сам ремонт ему в итоге пришлось доплачивать из своего кармана.

При всём при этом, со слов моего знакомого, оценщик оказался довольно квалифицированный и описал все без исключения повреждения, полученные в результате данного ДТП. Тем не менее, расчёт к выплате составил объём суммы, о котором говорилось выше. Если речь идёт об автомобиле «Ока», то несмотря ни на что, разница в денежном выражении не столь существенна по сравнению с автомобилями иностранного производства, например премиум класса, где она может доходить до млн. руб. и выше.

Рекомендации:

в случаях, когда вы предполагаете неадекватность оценки, старайтесь всегда назначать встречную экспертизу. Т.е. для осмотра назначенного, например страховой компанией, заключать договор и приезжать с оценщиком со своей стороны, который в случае необоснованного или преднамеренного завышения/занижения оценки другой стороной будет при необходимости защищать и отстаивать интересы вашей стороны. Причём порой не имеет значение виновник вы или пострадавший, особенно это актуально в тех случаях, когда речь идёт о возмещении ущерба по полису добровольного страхования (далее КАСКО).

Самое удобное для этого время и место, это назначенное самой же страховой компанией. Поскольку в любое другое время организовать процесс осмотра с участием всех заинтересованных лиц, будет весьма проблематично. Если осмотр (дополнительный осмотр) будет проходить по вашей инициативе, то всех участников вам придётся приглашать телеграммой с уведомлением, а дальше возможны различные варианты событий, вплоть до того, что никто из участников другой стороны не явится на осмотр. Поэтому, если вам страховая компания назначила осмотр, самое лучшее приехать на него сразу с оценщиком, с которым вы непосредственно заключили договор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...