Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические советы по подготовке к семинару




В первом вопросе рассматриваются основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Одним из основных направлений развития ведущих стран Европы, а также США, становится становление индустриальной цивилизации. Многим народам и странам Востока было необходимо бороться за свое освобождение от оков колониализма.

При анализе эпохи дворцовых переворотов важно обратить внимание на следующие моменты: во-первых, дворцовые перевороты не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства; во-вторых, инициаторами переворотов выступали различные дворянские группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника; в-третьих, важнейшим следствием дворцовых переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства; в-четвертых, движущей силой переворотов была гвардия.

Подводя итоги реформам Александра I, следует выделить следующие моменты: 1) ставил трудновыполнимые цели, желая достичь невозможного; 2) не нашел в России никакой серьезной поддержки своим замыслам; 3) в подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Однако, прогрессивно мыслящая часть дворянства стремилась к радикальным преобразованиям, что можно увидеть при знакомстве с «Русской правдой» П. Пестеля и «Конституцией» Н. Муравьева.

Говоря о развитии промышленности, следует сказать, что в 30–40-е годы XIX в. в России начался промышленный переворот. Техническая сторона переворота заключалась в переходе от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальной стороной промышленного переворота явилось формирование новых социальных слов – буржуазии и пролетариата.

 

Темы творческих (научных) работ

1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в.

2. Дворцовые перевороты: социально-политическая сущность, последствия.

3. Особенности «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

4. Сочинения Екатерины II как исторический источник.

5. Политическая деятельность Екатерины II в оценках историков.

3. М. М. Сперанский: судьба реформатора в России.

4. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

5. Причины Отечественной войны 1812 г. и ее итоги

6. Причины, ход и последствия Крымской войны.

 

Вопросы для дискуссии

 

1. «Просвещенный абсолютизм» в России. Нуждалось в такой политике российское общество или нет?

2. Чем можно объяснить нерешительность Александра I в реформировании России? Незрелостью страны к переменам или боязнью очередного дворцового переворота?

3. «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева. Это была реальная оценка перспектив развития страны или было проявлением фанатизма?

 

Контрольные тесты для блиц-опроса

1. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов:

1) замена коллегий министерствами;

2) учреждение Сената;

3) попытка ограничения власти монарха «кондициями»;

4) прекращение деятельности Земского собора.

С какой целью и в чьих интересах были составлены «кондиции» Верховным Тайным Советом?

1) с целью ограничения самодержавия в пользу аристократической верхушки;

2) с целью восстановления традиционного абсолютизма;

3) с целью ограничения верховной власти в пользу более широких кругов дворянства;

4) установления избирательного правления.

3. К периоду правления Александра I относятся три события:

1) кодификация законов; 2) указ об «обязанных крестьянах»;

3) указ «о вольных хлебопашцах»; 4) создание военных поселений;

5) учреждение министерств, комитета министров и Государственного совета.

4. Тайный верховный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть, был создан:

1) после стрелецкого бунта 1682 г.; 2) в период «Семибоярщины»;

3) после смерти Петра I;

4) при подготовке коронации Анны Ивановны;

5) на Земском соборе 1598 г., избравшем царем Б. Годунова.

Установите хронологическую последовательность событий эпохи Екатерины II

1) созыв Уложенной комиссии; 2) губернская реформа 1775 года;

3) начало Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева;

4) Жалованная грамота дворянам.

 

Семинар № 8. Учебная дискуссия: Реформы 60–70-х гг. XIX века:

Почему они носили ограниченный характер

Проблемы для обсуждения:

1. Крестьяне по реформе получили личную свободу и землю, но многие остались недовольными. Для этого были причины или это проявление особенности менталитета российских крестьян?

2. Возможно ли было развитие сельского хозяйства России по американскому пути? Или крестьянам больше подходил прусский путь?

3. Присоединением дальневосточных территорий и Средней Азии Россия приобрела благоприятные границы или неразрешимые проблемы?

 

Литература к семинару

 

1. Глава 9. Александр II и либеральные реформы 1860–1870-х гг. // Дворниченко, А. Ю, Тот, Ю. В., Ходяков, М. В. История России: Учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 260–277.

2. Глава 9. Россия в ХIХ в. // Деревянко, А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 164–209.

3. Глава 13. Россия в эпоху реформ и контрреформ второй половины ХIХ века // Зуев, М. Н. История России: Учебн. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 236–260.

4. Глава 15. Российская империя в XIX веке // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 283–299.

5. Россия во второй половине XIX в века. Великие реформы Александра I. 13. Правление Александра III // Кириллов В. В. История России: учеб. пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 331–391.

 

Методические советы по подготовке к семинару

При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы, на основные положения крестьянской реформы и их противоречивость. Отмена крепостного права неизбежно вела к изменению всех общественных отношений. Поэтому следовало изменить административное управление деревней, характер судебных учреждений, принципы формирования армии, систему образования.

Следует обратить внимание на такие важнейшие процессы в развитии страны, как утверждение капиталистической модели развития, завершение промышленного переворота, на основные направления эволюции сельского хозяйства, на формирование буржуазии и пролетариата.

 

Темы творческих (научных) работ

 

1. Предпосылки экономических и политических реформ в России во второй половине ХIХ в.

2. Отмена крепостного права в России: реакция разных слоев общества.

3. Реформы в области государственного управления и самоуправления в оценках историков.

4. Утверждение капиталистической модели экономического развития России.

5. Основные направления внешней политики России во второй половине ХIХ в.

6. Россия в системе военно-политических союзов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...