Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Между двумя мировыми войнами (1918–1939)




 

1. Западная Европа, США и Восток в 1918–1939 гг.:

а) послевоенное развитие стран Западной Европы и США;

б) мировой экономический кризис и «Великая депрессия»;

в) Восток в 1918–1939 гг.

2. Формирование советской политической системы:

а) структура советского государства;

б) национальная политика. Образование СССР.

3. Социально-экономическая политика Советского государства:

а) переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП);

б) форсированная индустриализация, сплошная коллективизация сельского хозяйства;

в) достижения и противоречия советской культуры.

Защита творческой (научной) работы, в том числе в форме презентации.

Литература к семинару

 

1. Глава 11. Советское государство в первой половине 20-х гг. ХХ в. / Глава 13. СССР во второй половине 20-х – 30-е гг. ХХ в. / Деревянко, А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 282–338.

2. Глава 13. Советская страна в 1920–1930-х гг. // Дворниченко, А. Ю, Тот, Ю. В., Ходяков, М. В. История России: Учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 345–365.

3. Глава 17. Советская Россия в 1920–1930-е годы // Зуев, М. Н. История России: Учебн. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 351–382.

4. Глава 22. Западная Европа и США в 1918–1939 гг. Глава 23. Советская Россия и Советский Союз в 1918–1941 гг. Глава 24. Восток в 1918–1939 гг. // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 373–414.

5. Глава 33. Советское государство в первой половине 20-х гг. ХХ в. Глава 34. СССР во второй половине 20-х – 30-е гг. ХХ в. // История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. – С. 482–493.

 

Методические советы по подготовке к семинару

При подготовке первого вопроса обратите внимание на образование новых государств на развалинах Австро-Венгерской, Российской, Османской империй. В 1923–1929 гг. Запад пережил стабилизацию в экономике, в социальной жизни, во внутренней и внешней политике. Но в 1929–1933 гг. разразился крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис. Страны Западной Европы и США выработали различные способы выхода из экономического кризиса. Следует обратить внимание на причины постоянного обострения противоречий между ведущими странами Европы и мира, на процесс объединения агрессивных стран в военный блок. Инициаторами передела мира стали Германия и Япония. В 1930-е гг. складываются предпосылки для новой глобальной войны.

При рассмотрении второго вопроса семинара необходимо обратить внимание на то, что основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период гражданской войны и иностранной интервенции. В советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков. Обратите внимание на основные принципы национальной политики большевиков, на значение образования СССР для правящей партии, граждан, мирового исторического процесса.

При подготовке к семинару необходимо дать общую характеристику положения страны в конце 1920 – начале 1921 г., проанализировать экономические, политические и социальные истоки кризиса 1921 г., цели, противоречия и результаты новой экономической политики. Обратите особое внимание на особенности развития СССР в годы форсированной модернизации: источники и результаты индустриализации, экономические и социальные последствия коллективизации сельского хозяйства. Проанализируйте достижения страны в области культурного строительства, изменения, происшедшие в развитии образования, науки, культуры.

 

Темы творческих (научных) работ

 

1. Основные этапы формирования советской политической системы.

2. Образование СССР и его историческое значение.

3. Форсированная индустриализация: технологический прорыв.

4. Коллективизация, ее экономические и социальные последствия.

5. Народ и власть в годы индустриальной революции в СССР.

6. Идеологические основы советского общества и культурное строительство в 20–30-х гг.

 

Вопросы для дискуссии

 

1. Почему некоторые исследователи называют советскую политическую систему, созданную в 20–30-х гг., «феодальным социализмом», «казарменным социализмом», «государственно-бюрократическим социализмом» и т. д.? Согласны ли вы с такой оценкой?

2. Коллективизация сельского хозяйства. Это объективная необходимость или насилие над крестьянами?

3. Можно ли назвать культурные преобразования в стране «культурной революцией»? Да или нет? Ваше мнение?

 

Контрольные тесты для блиц-опроса

В основу советской модели национально-государственного устройства был (о) положен (о)...

1) подчинение союзных республик руководству РСФСР;

2) принцип конфедеративного устройства;

3) право республик на свободный выход из состава СССР;

4) сталинский проект «автономизации».

Переход к новой экономической политике начался с...

1) национализации собственности; 2) введения продналога;

3) введения золотого рубля; 4) введения продразверстки.

3. Форсированная индустриализация завершилась…

1) полной либерализацией экономики;

2) преодолением технико-экономической отсталости;

3) сосуществованием нескольких экономических укладов;

4) переходом к новой экономической политике (НЭПу).

4. Одной из причин проведения коллективизации стала необходимость:

1) ликвидации эксплуатации частного труда;

2) увеличение объемов поставок промышленных товаров на село;

3) более интенсивного развития сельского хозяйства;

4) обеспечение городского населения продовольствием.

5. Двумя из четырех республик, образовавших 30 декабря 1922 года СССР, являлись:

1) РСФСР; 2) Белорусская ССР;

3) Армянская ССР; 4) Узбекская ССР.

Семинар № 13. Вторая мировая война. СССР в годы

Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

1. Вторая мировая война:

а) СССР в системе международных отношений накануне Второй мировой войны;

б) начало, этапы и основные сражения Второй мировой войны.

2. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Значение Великой Победы:

а) мероприятия по укреплению обороноспособности страны накануне Великой Отечественной войны;

б) начальный период войны. Перестройка страны на военный лад;

в) коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Значение Великой Победы.

3. Завершение Второй мировой войны:

а) решения международных конференций в Тегеране, Ялте, Потсдаме по проблемам послевоенного устройства мира;

б) разгром милитаристской Японии.

Защита творческой (научной) работы, в том числе в форме презентации.

Задание на СРС: Разработка исследовательско-информационного проекта: «Великая война – Великая победа»

Литература к семинару

 

1. Великая Отечественная война: исторический очерк и воспоминания ее участников: учеб. пособие / Л. Н. Фенин, У. Б. Гайсин, М. А. Филимонов, Т. С. Конюков, В. П. Карев; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2010. – 357 с.

2. Глава 6. Россия (СССР) и мир в первой половине XX в. § 10. Вторая мировая и Великая Отечественная война: предпосылки, периодизация итоги // Фортунатов, В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 339–358.

3. Глава 9. Народ и власть в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (1939–1945 гг.). 1. Начало Второй мировой войны, ее причины и характер // История России с древних времен до наших дней: учеб. Для студентов неисторических специальностей / В. А. Веременко, Н. Д. Козлов, Е. В. Никуленкова [и др.]: под ред. Н. Д. Козлова. – М.: Проспект, 2010. – С. 485–488.

4. Глава 25. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 415–435.

5. Великая Отечественная война (1941–1945) // Кириллов В. В. История России: учеб. пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 513–547.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...