Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая подготовленность и здоровье




ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

Физическое воспитание в течение долгого вре­мени рассматривалось как важное средство повы­шения спортивных показателей. Начиная с Древ­ней Греции и заканчивая современным спортом, спортсмены занимаются повышением уровня фи­зической подготовленности, чтобы улучшить свои спортивные показатели. Часто такая взаимосвязь между повышением уровня физической подготов­ленности и улучшением спортивных показателей очевидна, а иногда — просто поразительна. В то же время взаимосвязь между физической под­готовленностью и состоянием здоровья обычно менее заметна. Многие люди, которые не зани­маются спортом, пытаются " поддерживать себя в форме" только из-за общего убеждения в том, что быть физически подготовленным — это хорошо, совершенно не задумываясь о том, почему это — хорошо.

Начиная с 1980-х годов, исследователи пыта­ются углубить наши представления о взаимосвязи между физической подготовленностью и состоя­нием здоровья. Например, теперь уже известно, что допустимый уровень аэробной работоспособ­ности связан (у лиц зрелого возраста) со снижен­ным риском гипертензии, ишемической болезни сердца, ожирения, диабета, некоторых форм ра­ка, а также многих других заболеваний. Поэтому оценки аэробной работоспособности считают вза­имосвязанными с показателями физиологического здоровья. Подобная взаимосвязь существует также между физиологическим здоровьем и составом те­ла. Ожирение влечет за собой повышенный риск возникновения диабета, ишемической болезни сердца, высокого артериального давления, артри­та и некоторых форм рака. Кроме того, ожирение взаимосвязано с повышенным уровнем общей смертности и факторами повышенного риска раз­вития заболеваний сердца у детей.

Более сложной задачей оказался поиск взаи­мосвязи между мышечной силой или мышечной выносливостью и физиологическим здоровьем (хотя существуют данные, свидетельствующие о взаимосвязи между мышечной силой и боля­ми в пояснице, а также остеопорозом). Можно предположить, что мышечная сила и выносли­вость связаны с функциональным состоянием здоровья. Очевидно, минимальный уровень силы и выносливости необходим для занятий различ­ными видами привычной двигательной актив­ности и активного отдыха. Можно предполагать и наличие логической взаимосвязи между гиб­костью и функциональным здоровьем: наличие достаточной амплитуды движений необходимо для выполнения разнообразных бытовых задач. Кроме того, существуют подтверждения того, что напряженность задней группы мышц бедра у не­которых людей взаимосвязана с болями в пояс­нице.

Было проведено всего несколько исследова­ний, в которых детей с нарушениями и здоровых детей сравнивали по показателям физической подготовленности. За отдельными исключения­ми, обследования лиц с отклонениями умствен­ного развития, церебральным параличом, трав­мами спинного мозга и нарушениями зрения свидетельствуют, что показатели физической под­готовленности детей с нарушениями ниже, чем у их здоровых сверстников. В той степени, в ко­торой физическая подготовленность учащихся с нарушениями ниже по сравнению с допустимым уровнем, можно предполагать, что они подверже­ны более высокому риску возникновения упоми­навшихся заболеваний, чем здоровые школьники.

 

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Здоровые люди и лица с нарушениями обычно могут повысить уровень своей физической под­готовленности благодаря занятиям физическими упражнениями. Несмотря на то что у многих детей и подростков с нарушениями уровень физической подготовленности ниже, чем у здоровых детей, увеличение объема их двигательной активности весьма существенно отражается на их состоянии. В этом разделе будет рассмотрено использование занятий физическими упражнениями для повы­шения уровня физической подготовленности, связанной со здоровьем, у учащихся с наруше­ниями. В первых двух подразделах обсуждается важность персонализации физической подготов­ки, способы оценки двигательной активности и ее 'организации в занятиях, направленных на до­стижение целей физической подготовки. Третий подраздел содержит рекомендации по использо­ванию двигательной активности для развития от­дельных компонентов физической подготовленности, а в последнем подразделе рассказано о некоторых общих проблемах повышения уровня физической подготовленности.

 

Персонализация физической подготовки

При программировании занятий физического воспитания для учащихся с нарушениями учитель физического воспитания должен прежде всего за­дать себе вопрос: " Какова цель этих занятий? " Цели занятий могут в значительной степени раз­личаться для разных учеников. Цели физической подготовки для ребенка с нарушениями опреде­ляются несколькими факторами, в частности те­кущим уровнем физической подготовленности, функциональными двигательными способностя­ми, уровнем физической зрелости, характером нарушения (и как оно влияет на возможность вы­бора двигательной активности), интересами или предпочтениями ученика, а также наличием усло­вий и оборудования для занятий. В программах адаптивного физического воспитания цели могут варьировать от физической подготовки для выполнения рудиментарных движений (сидение, до­тягивание, ползание) до физической подготовки для выполнения специализированных движений (спортивные приемы, рекреационная активность, профессиональная деятельность) или оздорови­тельной физической подготовки (повышение эффективности привычной деятельности и сниже­ние риска развития заболеваний или нарушений). При помощи ученика учитель, имеющий соответ­ствующий опыт, должен разработать персонали­зированную программу физической подготовки. Для этого следует обращать особое внимание на определенные элементы программы. Например, учителю может потребоваться от ученика следую­щая информация:

·. что именно в физической подготовке имеет наибольшее значение для данного ученика (вклю­чая любые аспекты, связанные с состоянием здо­ровья) и что можно определить в качестве целей программы (или персонализированного " про­филя" );

· на развитие каких компонентов физической подготовленности следует обратить особое вни­мание, учитывая выявленные цели и задачи, ка­кие области тела требуют тренировки;

· какие тесты будут использованы для оценки физической подготовленности у этого ученика и какие нормативы могут быть адаптированы для оценки?

Например, Брокпортский тест физическои подготовленности предоставляет учителю воз­можность персонализации тестов в соответствии с потребностями и способностями ученика. Можно выбрать набор тестов и нормативов, подходящих для детей и подростков с определенными нарушениями, или изменить предлагаемый набор тестов и нормативов с учетом особых потребностей уче­ника в физической подготовке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...