Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы предприятий, их роль в финансовой системе страны




 

Кот-д'Ивуар - ведущий поставщик какао-бобов на мировой рынок. Доходы от продажи за рубеж какао-бобов и древесины ценных пород (в первую очередь красного дерева) в сумме составляют 75% всех экспортных поступлений. В конце 1960-х годов страна стала экспортировать ананасы, каучук и пальмовое масло. Большая часть экспортных зерновых культур и древесины производится в лесной зоне на юге страны, но благодаря увеличению производства хлопка на севере существенно сократилось неравенство доходов обоих регионов.

Если в межвоенный период большая часть кофе и какао-бобов выращивалась на крупных плантациях, принадлежавших европейцам, то в 1960-е годы эти культуры возделывались главным образом в мелких хозяйствах африканских крестьян. Другие экспортные культуры по-прежнему выращиваются на европейских плантациях. Лесозаготовки осуществляются в основном иностранными компаниями. Крупные плантаторы нанимают рабочих из соседних стран, главным образом из Буркина-Фасо.

Наиболее динамичной отраслью ивуарской экономики остается добыча и переработка нефти и газа. В 2009 году суточный объем добываемой нефти достиг 50 тыс. бар. и газа - 38 млн. куб. м. Агро сектор обладает достаточно мощным производственным потенциалом, подкрепленным развитой транспортно-дорожной инфраструктурой. Он обеспечивает 40 процентов ВВП (причем половина приходится только на кофе и какао), 70% занятости трудоспособного населения, 60% экспортных поступлений.

В условиях Кот д’Ивуара оптимально развиваются мелкие и средние фермерские хозяйства. Несмотря на колебания мировых цен на сырьевые африканские товары внешняя торговля страны сохраняет динамичный характер. С 2009 г. Кот д’Ивуар, имеющий солидную энергетическую базу, осуществляет поставки электроэнергии в Гану и Того, планируя расширить их на Буркина Фасо, Мали, Нигер. В товарной структуре импорта преобладают промышленные полуфабрикаты, продовольствие, нефтепродукты, металлоизделия, машины и оборудование.

В объеме внешней торговли РКИ основная часть приходится на долю ЕС, в том числе около трети на Францию. Положительное сальдо внешней торговли составляет 1000 млн. долл. Значительная часть ивуарского бюджета формируется за счет иностранной помощи, как на безвозмездной основе, так и в виде займов. Ее объем достиг в 2007 г. 1 млрд. долл. Внешний долг РКИ составляет 16,8 млрд. долл. Начальным образованием охвачен 1,4 млн. детей, средним - 260 тыс., профессионально-техническим обучением - 50 тыс., высшим - 19 тыс. чел. Большинство учебных заведений принадлежит государству.

О ходе приватизации экономики. В 80е гг. госпредприятия Кот д’Ивуара столкнулись с острыми финансовыми трудностями. Стала очевидной необходимость скорейшего их реформирования. Дополнительным толчком для принятия программ по реструктуризации госпредприятий явилась девальвация франка КФА в 1994 г. Значительное давление на процесс ускорения приватизации оказали бреттонвудские учреждения, которые являются влиятельными партнерами и инвесторами в экономику РКИ. Многие отрасли экономики Кот д’Ивуара были приватизированы в рамках программы структурной перестройки экономики РКИ. Эта программа, подписанная правительством Кот д’Ивуара с МВФ и МБРР, довольно успешно выполняется. Новым приватизационным инструментом стало создание Фондовой биржи в г. Абиджане, которая позволяет даже мелким вкладчикам стать акционерами.

С начала процесса приватизации в РКИ в 1990 г. и до 31 дек. 1998 г. в Кот д’Ивуаре были приватизированы 44 госпредприятия: государство получило 450 млн. долл. Наиболее крупной операцией передачи ивуарских госпредприятий в частные руки стала продажа в 1997 г. компании связи «СиТедеком», в результате чего государство получило 160 млн. долл. В рамках приватизации в 1998 г. иностранная группа Ага Хана стала фактически владельцем крупнейшей в РКИ компании CIDT, являющейся одним из основных производителей хлопка в Кот д’Ивуаре. В авг. 1997 г. правительство РКИ, ВБ и МВФ составили график, зафиксировав на окт. 1998г. завершение либерализации отрасли кофе и на окт.1999 г. - отрасли какао. В конце 1998 г. было объявлено о продаже акций авиакомпании «Эр Ивуар»; часть капитала (49%) будет принадлежать государству.

Основные продовольственные культуры, выращиваемые для собственного потребления или для продажи на внутреннем рынке - ямс, батат, маниок, бананы и рис. Кроме того, возделывают таро (ради съедобных клубней, богатых крахмалом), кукурузу, а на севере страны - просо и сорго. Менее развито животноводство, включающее разведение овец, коз, домашней птицы и крупного рогатого скота. Развитие этой отрасли ограничено крайним севером, поскольку вся остальная территория входит в ареал мухи цеце. Важной отраслью экономики Кот-д'Ивуара является рыболовство, в первую очередь добыча тунца; рыбные консервы - одна из важных статей экспорта.

Незначительную роль в экономике страны играет горнодобывающая промышленность. Исключение составляет добыча алмазов (100,3 тыс. каратов в 2007). В небольших масштабах эксплуатируются золотые россыпи. В районе Банголо обнаружены большие запасы высококачественной железной руды. В 1970-1980-х годах в Кот-д'Ивуаре приступили к эксплуатации разработка нефтяных и газовых месторождений на шельфе, но в начале 1990-х годов уровень нефтедобычи резко снизился. В середине 2008-х годов были обнаружены новые запасы нефти на континентальном шельфе.

В лесах ведутся заготовки ценных пород древесины (в том числе чёрного (эбенового) дерева), сбор сока гевеи (для производства каучука). Для сельскохозяйственных нужд разводятся овцы, козы; ведется промысловый вылов рыбы. Нефть и газ добываются в основном на континентальном шельфе. Также разрабатываются месторождения никелевой, марганцевой и железной руд, а также бокситов, алмазов и золота.

Кот-д'Ивуар сохраняет тесные отношения с Францией, которая оказывает ему существенную экономическую помощь. На долю французских инвесторов приходится большая часть иностранных частных капиталовложений. Европейцы занимают многие ключевые посты в экономике Кот-д'Ивуара, а большинство промышленных предприятий принадлежит иностранному капиталу. В 2010-е годы главной задачей остается развитие национальной экономики, что требует дальнейших структурных реформ.

Важное значение в экономике страны играет французский капитал. Среди крупнейших французских корпораций в Кот-д`Ивуаре представлены «Тоталь» (добыча и переработка нефти), «Электрисите де Франс» (энергетика), «Мишлен» (производство шин), «Лафарж» (производство стройматериалов), «Трансдев»/«Сетао» и «Буиг» (строительство), «Франс Телеком» (телекоммуникации), «Груп Кастель»/«Солибра» (производство пива и напитков), «БНП Париба», «Креди Агриколь»/«Креди Лионне» и «Сосьете Женераль» (финансовые услуги).

Также в стране присутствуют американские компании «Эксон Мобил» (добыча нефти), «Ситибэнк» и «Джи-Пи Морган» (финансовые услуги); британские компании «Ройал-Датч Шелл» (добыча нефти), «Юнилевер» (производство продуктов питания и бытовой химии) и «Барклейс» (финансовые услуги); швейцарские компании «Нестле» (производство кофе) и «Холсим» (производство стройматериалов); индийские компании «Тата Стил» (металлургия) и «Ойл энд Нэйчурал Гэс» (добыча нефти).

Прежние экономические успехи Кот-д'Ивуара во многом объяснялись тем, что правительство поддерживало меры по развитию и диверсификации сельскохозяйственного производства. Важную роль в экономике страны играет сельское хозяйство, где занято около 60% трудоспособного населения. Основная товарная продукция - кофе, какао-бобы, хлопок и бананы.

Дальнейшее развитие промышленности Кот-д'Ивуара упирается в необходимость расширения энергетической базы. В 1995 в стране было произведено 2915 млн. кВт электроэнергии, причем 60% вырабатывается на ГЭС. Мощность ГЭС Косу, построенной на Бандама в 1972 и считавшейся тогда одной из крупнейших в Африке, составляет 175 тыс. кВт час. В 1994 в строй вошла новая электростанция Вриди, работающая на местном газе.

С 1960 по 1980 объем внешней торговли Кот-д'Ивуара увеличивался ежегодно в среднем на 7%. В последующие годы темпы роста экспорта замедлились и в 1980-1990 составляли около 2,9% в год, а в 1990-2008 - менее 1%. В 2006 стоимость экспорта составила 15,4 млрд. долл., а импорта - 10,5 млрд. Основные статьи импорта - нефтепродукты, машины, электротехническое оборудование, легковые автомобили, рыба, рис и лекарства. Главные статьи экспорта - кофе, какао, древесина и пиломатериалы, хлопок, рыба, бананы, пальмовое масло и натуральный каучук.

Традиционно экспортная сельскохозяйственная продукция Кот-д'Ивуара пользовалась торговыми привилегиями на французском рынке, а затем и в странах ЕЭС. В 1990-е годы главными торговыми партнерами Кот-д'Ивуара оставались Франция, Нигерия и Мали. После 1960 значительная часть кофе направлялась в США. Основная часть внешнеторговых операций осуществляется через порт Абиджан. Внешняя и оптовая торговля Кот-д'Ивуара контролируются несколькими крупными европейскими компаниями. Нередко посредниками между компаниями и производителями являются сирийские и ливанские предприниматели. А лишая часть розничной торговли находится в руках мелких торговцев-африканцев.

С 2006 года добыча нефти и газа, стали более важными двигателями экономической активности, чем выращивание какао. По статистике МВФ, доходы от нефти и нефтепродуктов составили $ 1,3 млрд. в 2006 году, в то время как от какао доходы $ 1 млрд. за тот же период.

Основными компаниями, занимающимися реализацией продуктов нефтепереработки, являются «Шелл» (18,7% рынка нефтепродуктов), «Тоталь» (17,2%), «Эльф» (16,5%), «Мобил» (15,9%), «Ажип» (14,4%), «Тексако» (13,4%), «Петроивуар» (ивуарская компания, 4%рынка). Руководство страны предпринимает усилия по привлечению иностранных капиталов в этот сектор экономики. Успешным шагом здесь стало Соглашение, подписанное 30 марта 1999 г. правительствами РКИ, Ганы и Великобритании о строительстве газопровода между РКИ и Ганой.т д’Ивуар располагает двумя крупными глубоководными морскими портами: Абиджан (основной) и Сан Педро. Порты занимают важное место в существующей инфраструктуре РКИ и полностью удовлетворяют потребности страны во внешнеторговом обмене с другими государствами.

Морской порт Абиджан является крупнейшим в Западной Африке. Он обеспечивает 50% от всего обмена морских перевозок в этом регионе африканского континента (Дакар - 25%, Ломе - 20%, Котону - 5%). Порт построен в 1950 г. на западном побережье полуострова Гран_Басам и примыкающей к нему акватории лагуны Эбрие, соединенной с водами Гвинейского залива морским каналом Вриди, длиной 2,7 км. и шириной 370м., строительство которого было завершено в 1950 г. Порт Абиджан является госпредприятием с капиталом 20 млрд. фр. КФА и штатом более 11 тыс. чел.; имеются представительства порта в Мали, Буркина Фасо, Франции, Бельгии и ЮАР. Портом управляет административный совет из 6 чел., возглавляемый гендиректором. Наиболее крупной ивуарской госорганизацией, занимающейся вопросами морского судоходства, является «Сосьетэ ивуарьен де транспор маритим» обеспечивает 40% всего внешнеторгового морского грузооборота Кот_д’Ивуара. Кроме того, морские торговые перевозки осуществляет частная ивуарская компания «Сосьетэ ивуарьен де навигасьон маритим».

Руководству порта удается поддерживать его конкурентоспособность на достаточно высоком уровне и обеспечивать поступательное увеличение ежегодного объема грузооборота, что позволило занять ведущее положение по уровню грузоперевозок среди портов Зап. Африки. С 14 млн.т. в 1997 г. общий грузооборот порта повысился в 1998 г. До 15,2 млн.т. (+8,2%).

Общий объем грузооборота состранами африканского континента составил в 1997 г. 5,5 млн.т., с Америкой - 1,7 млн.т., с ЮВА- 1,1 млн.т. и Европой - 5,3 млн.т. При этом наиболее крупными торговыми партнерами для ивуарцев в 1997 г. были: Нигерия (3,3 млн.т. грузов), Франция (1,6 млн.т.), Испания (726 тыс.т.), США (656 тыс.т.) и Голландия (623 тыс.т.).

Основными экспортными грузами, отправляемыми РКИ через порт Абиджан, в 1998 г. являлись: хлопок (380 тыс.т.), кофе (202 тыс.т.), какао (715 тыс.т.), лес (344 тыс.т.), бананы (217 тыс.т.), ананасы (166 тыс.т.), пальмовое масло (50,6 тыс.т.) и каучук (61 тыс.т.). Импортируются через порт сырая нефть (4,2 млн.т.), удобрения, рис (605 тыс.т.) и продтовары. Через порт Абиджан поступают также транзитные грузы (1998 г. - 1 млн.т.) в отдаленные от побережья страны Африки - Буркина-Фасо (47,6%), Мали (29,9%), Нигер (12,6%) и другие западноафриканские государства. В 1998 г. обьем импортно экспортных операций порта в направлении этих стран увеличился на 30,7%. Преобладающую часть в транзитных грузах составляют импортируемые товары (70%), из которых доминируют рис, удобрения, химпродукты, промоборудование.

Наряду с внешнеторговыми потоками порт обеспечивает национальные суда, перевозящие грузы по лагунным маршрутам вглубь РКИ (до 400 тыс.т. в год). В 1998 г. в порт зашло 7,2 тыс. судов (в 1997 г. - 6,7 тыс.). Одновременно он может принять 60 судов различного класса. Порт разделен на зоны: торговую, рыболовную, военную, нефтяную и лесопогрузочную.

Торговая зона порта наиболее обширна: площадь водной поверхности свыше 1000 га при максимальных глубинах 15 20 м. Зона разделена на 3сектора и 34 причала. Общая длина причальной лини торговой зоны - около 3,5 км. (общая длина причалов порта - 6 км.). На ее сухопутной части расположено 20 складов (по 6 тыс.кв.м. каждый) различного назначения, склады ГСМ, мастерские мелкого ремонта, здания административных, таможенных, лоцманских и других портовых служб. В торговом секторе порта функционирует контейнерный терминал. Он оснащен 5 причалами длиной 960 м., 2 контейнерными кранами грузоподъемностью 40 т. каждый и рельсовыми путями. Терминал имеет автоматизированную информационную систему учета и обработки контейнеров выходом на международные линии связи, позволяющую осуществлять обмен данными со многими портами мира.

Торговая зона включает также две автомобильные стоянки: для разгрузки подержанных автомобилей (1,6 га) и для парковки грузовиков контейнеровозов (4,6 га). Количество импортируемых автомобилей в 1998 г. составило 34,2bтыс.шт. Рыбная зона порта занимает 28 тыс.кв.м. и имеет причал длиной 1 тыс.м. (210 м. с глубиной у пирса 5 м., 615 м. - 7 м. и 225 м. - до 11,5 м.), оборудованный техническими средствами для приема первичной сортировки рыбы, морозильниками и хранилищами.

В северной зоне порта расположена лесопогрузочная гавань (45 тыс.кв.м.) и судоремонтный завод «Карена», имеющий 3 дока (600 т., 2,4 тыс.т. и 10 тыс.т.). Территория нефтяной зоны порта примыкает к восточному берегу канала Вриди, который на этом участке оснащен 3 причалами для приема нефтяных танкеров, а также заправочными терминалами. Зона располагает оборудованием для перекачки нефтепродуктов, емкостями и железнодорожными цистернами для их хранения и перевозки по рельсовым путям на НПЗ в портовой части Абиджана. Военная зона порта находится в южной оконечности залива Банко.

В ней расположен пункт базирования ВМС Локоджоро, оборудованный причалами и стоянками для малотоннажных патрульныхкатеров. В связи с перегруженностью порта планируется увеличить его пропускную способность за счет строительства портовых сооружений в военной зоне (рн Локоджоро). На эти цели правительством РКИ получен от МВФ кредит в 150 млн.долл. на 20 лет. Планируется строительство новых причалов, площадей для складирования контейнеров и импортных автомобилей, подведение ж/д путей к складам торговой зоны, расширение причалов контейнерного терминала, а также увеличению общих причальных глубин порта. Основные работы будет проводить английская компания TCI.

Порт Сан Педро расположен в 350 км. Западнее г.Абиджана в удобной бухте, защищенной от Гвинейского залива естественным молом. Порт введен в эксплуатацию в 1971 г.; строительство осуществляли французские, западногерманские и итальянские фирмы. Сооружение порта обошлось в 11,5 млрд. фр. КФА. Штат сотрудников порта - 400 чел. Порт занимает акваторию в 60 га, через которую проложен фарватер длиной 650 м., шириной 150м., глубиной 12,5 м., соединяющий бухту с водами открытого океана. В порту Сан Педро имеется 5 основных и 5 элеваторных причалов протяженностью 585 м., многоцелевая пристань на 405 м., а также 4 небольших пристани длиной по 160 м. каждая, для вывоза древесины. Порт располагает, 5 якорными стоянками для большегрузных судов и несколькими постами для небольших судов, совершающих каботажные рейсы между Сан Педро и Абиджаном. Глубина на якорных стоянках и у причальных стенок достигает 11 12 м. Сухопутная часть порта занимает 70 тыс.кв.м. На ней размещены склады ГСМ, крытые склады (13,8 тыс.кв.м.), ремонтные мастерские, здания административных, таможенных и других портовых служб. Через порт Сан Педро РКИ направляет на экспорт лес, кофе, какао, пальмовое масло, хлопок и каучук.

Ежегодный оборот порта составил в 1998 г. 1 млн.т., что на 4% выше показателей предыдущего года. Преобладает объем экспортных операций -77% от общего объема перевозок. Увеличение грузооборота в 1998 г. произошло в основном за счет импорта (+14%), в то время как экспорт через порт Сан Педро по сравнению с предыдущим годом увеличился только на 0,6%. С 1995 г. в порту ведутся работы по его расширению. Благодаря финансовой поддержке Японии осуществляется строительство новой пристани длиной 800 м. и грузового причала, а также закончено в 1997 г. строительство дополнительного рыбного причала. Предусматривается до 2000 г. совершенствование подъездных путей и оснащение дополнительным оборудованием действующих сооружений. Запланированные мероприятия позволят увеличить объемы проходящих через порт грузов до 2 млн.т.

После ввода в эксплуатацию порта Сан Педро небольшие мелководные порты Сасандра, Гран Береби и Табу, расположенные в западной части ивуарского побережья, практически перестали функционировать и используются только местными рыбаками и торговцами.

Порты Абиджан и Сан Педро оснащены системой навигационных свето маяков и радиотехническим оборудованием слежения за морской обстановкой в зоне территориальных вод. Оба порта пригодны для захода в них торговых судов всех классов. Порт Абиджан используется также экипажами боевых кораблей ВМС Франции, США и Великобритании. В 1997 98 г.г. в порт осуществили заходы 15 боевых кораблей западных стран. В 1998г. в Абиджан зашло 60 судов под российским флагом, занимающихся, как правило грузовыми перевозками. Довольно часто в порты Кот д’Ивуара заходят иностранные суда с экипажами, полностью или частично состоящими из российских граждан.

Региональная биржа ценных бумаг (РБЦБ) в г. Абиджане. Как специализированный финансовый институт, начала свою деятельность в сент.1998 г. С инициативой создания такой биржи выступил ЦБ Западноафриканского валютного союза (ИЕМОА). Техпомощь оказали ВБ, правительства Франции, США и Канады. Биржа создавалась с целью: мобилизации вкладов резидентов; преумножения финансовых средств предприятий и организаций с целью стимулирования их экономической активности; привлечения инокапиталов.

На РБЦБ проходят торги по ценным бумагам, эмиссия которых была осуществлена в Бенине, Буркина Фасо, Кот д’Ивуаре, Гвинее Бисау, Мали, Нигере, Сенегале и Того. Торговые сессии проводятся три раза в неделю, по их итогам издается еженедельный биржевой бюллетень. РБЦБ работает в основном с тремя видами ценных бумаг: акции, облигации и «правовой документ». Практикуется три вида акций: на право гона собрании акционеров; на получение части прибыли; на право получения служебной информации (ежегодный отчет, результаты аудиторской проверки, решение собрания акционеров и т.д.). Облигации - инвестор получает доход в процессе погашения заемщиком «купонов» в заранее установленные сроки. «Правовой документ» - дает инвестору возможность приобретать определенное количество акций по первоначальной, зафиксированной на момент эмиссии цене. Состояние и тенденции биржевого рынка анализируются по двум основным индексам: «индекс десяти» - суммарный индекс десяти наиболее популярных акций; «общий индекс» - суммарный индекс всей совокупности котирующихся на бирже акций. На первой торговой сессии было продано 856 акций на 23 млн. фр. КФА (= 40 тыс. долл.). Через год средние показатели торговой сессии составили: количество акций - 7 тыс.шт. на 200 млн. фр. КФА (330 тыс.долл.). При этом собственный капитал биржи вырос с 836 млрд.фр. КФА до 965 млрд. фр. КФА (с 1,4 млрд. долл. до 1,6 млрд.).

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...