Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к инвалидной коляске для игровых видов спорта как к элементу системы




Требования к инвалидной коляске для игровых видов спорта как к элементу системы

В данном подразделе мы не будем рассматри­вать технику движения на инвалидной коляске в различных игровых видах спорта. Несмотря на ограниченное количество исследований техник движения на коляске в игровых видах спорта, что, возможно, обусловлено их большим раз­нообразием, по сравнению с техникой движения спортсменов-гонщиков, группа авторов провела обобщающий анализ биомеханики движения на инвалидной коляске, в который были включе­ны способы движения не только спортсменов- гонщиков, но и баскетболистов и регбистов (Vanlandewijck et al., 2001). Мы рекомендуем озна­комиться с этим обзором всем заинтересованным в повышении спортивных результатов.

При рассмотрении коляски для игровых видов спорта с точки зрения системы следует учитывать два основных параметра (Yilla et al., 1998): гори­зонтальное (вдоль продольной оси) и вертикаль­ное расположение основных колес (см. рис. 29. 5, а и б). Правильное расположение колес помога­ет повысить равновесие спортсмена с коляской (вертикальная регулировка) и его ловкость (гори­зонтальная регулировка).

Горизонтальное расположение

На мобильность коляски влияет горизонталь­ное расположение основных колес: чем дальше вперед сдвинуты основные колеса от гипотети­ческого нейтрального положения (см. положе­ние А, рис. 29. 5, а), тем большей маневренностью обладает коляска (см. положение Б, рис. 29. 5, а). Кроме того, можно использовать наклон спин­ки сиденья назад, благодаря чему центр тяжести системы сдвинется назад, что еще больше увели­чит ее мобильность. К сожалению, чем дальше вперед относительно центра тяжести отодвинуты основные колеса, тем больше вероятность того, что кресло поднимется и перевернется. Поэтому переднее расположение основных колес ограни­чивается способностью спортсмена удерживать переднюю часть коляски опущенной вниз, кото­рая определяется силой мышц живота и нижней части туловища, и, следовательно, зависит от сте­пени функциональных нарушений, имеющихся у спортсмена. Таким образом, степень наруше­ний является фактором, определяющим величи­ну сдвига основных колес вперед, которые для спортсменов с ограниченными возможностями должны быть установлены в наиболее устойчи­вом положении (см. положение В, рис. 29. 5, а). Эта проблема была отчасти решена изменениями в правилах баскетбола, квадрегби и тенниса, раз­решившими использование " пятого" колеса (см. рис. 29. 3), которое может быть размещено по­зади коляски при условии, что оно не выходит за пределы площади, ограниченной проекцией на землю основных колес коляски. Такое коле­со предотвращает переворачивание коляски в случае, когда основные колеса сдвинуты вперед относительно нейтрального положения (см. по­ложение Б, рис. 29. 5, а), и благодаря этому спорт­смены с более ограниченными возможностями получили возможность сдвинуть основные колеса вперед и этим повысить свою мобильность. В на­стоящее время баскетболисты с менее ограничен­ными возможностями используют " пятое" коле­со, чтобы резко изменять положение коляски для получения дополнительных преимуществ в росте, особенно при выполнении бросков или подбира­нии мяча в трехсекундной зоне.

 

Вертикальное расположение

Вертикальное размещение основных колес определяет высоту расположения сиденья и цен­тра тяжести " системы". Эти параметры суще­ственно влияют на характеристики коляски. Про­иллюстрируем это с помощью гипотетического нейтрального положения сиденья (см. положе­ние А, рис. 29. 5, б). Чем ниже спортсмен сидит по отношению к этому нейтральному положе­нию (см. положение Г, рис. 29. 5, б), тем выше маневренность коляски, поэтому при всех прочих равных условиях спортсмен-колясочник должен

сидеть как можно ниже. В то же время в неко­торых видах спорта, например в баскетболе или квадрегби, высокое расположение сиденья дает игроку преимущества на определенных позициях. В таких случаях оказывается выгоднее располагать колеса так, чтобы максимально увеличить высоту сиденья (см. положение Д, рис. 29. 5, б). Однако из-за того что центр тяжести при этом смещается вверх, коляска с таким расположением основных колес утрачивает маневренность. Снижение ма­невренности в некоторой степени позволяет из­бежать увеличения размера колес, но это, в свою очередь, ведет к снижению стартовой скорости, которая очень важна в игровых видах спорта.

Таким образом, при выборе путей повышения спортивных показателей спортсмен-колясочник должен определить функциональные особенности игры, а также свою роль в соревнованиях, кото­рая в значительной мере будет зависеть от степе­ни ограничения его возможностей. После этого спортсмен должен выбрать такое расположение узлов коляски, при котором он сможет улучшить свои функциональные показатели для большин­ства определенных ролей. Еще раз отметим, что расположение основных колес является одним из основных факторов, определяющих характери­стики коляски. После того как спортсмен опре­делил подходящее расположение узлов коляски, необходимо обратить внимание на объединение спортсмена и коляски в единую действующую си­стему. Это осуществляется с помощью прикрепле­ния ремнями и, если это возможно, путем исполь­зования ортезных и протезных систем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...