Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2. Эмоциональные проблемы и отношение к себе




По мнению У. Глассера [36], причины жизненных неудач бывают двух типов: недостаток любви и заниженная самооценка. Для нормального развития ребенка потребность в любви должна удовлетворяться не только в семье, но и в школе. Недостаток любви и признания рано или поздно приводит либо к заниженной, либо к конфликтной самооценке. Убежденность личности в собственной ценности для значимого другого дает возможность более полной ее реализации. Говоря о самооценке, мы имеем в виду ту составляющую Я-концепции, которая связана с отношением к себе или к отдельным своим качествам, с принятием себя. Самооценка как Я-концепция в целом способствует достижению внутренней согласованности личности, определяя интерпретацию жизненного опыта, и является источником ожиданий. Самооценка не только проявление эмоциональной сферы личности: ее характеристики воздействуют на эмоциональное благополучие человека. Помогая развивать адекватную самооценку, мы тем самым осуществляем психокорректирующее воздействие на эмоциональную сферу личности.

Работа в этом направлении должна вестись постоянно, на каждом занятии. Ниже мы приводим примеры использованных нами упражнений, а также комментарий к ним.

Р. Бернс разработал ряд упражнений на развитие позитивного мышления . Они необходимы, чтобы развить умение гордиться своими достоинствами, и направлены на поддержку в учениках следующего:

- более позитивных мыслей и чувств о самом себе;

- симпатии к себе;

-способности относиться к себе с юмором;

- чувства гордостисобой как человеком;

- точных знаний о собственных достоинствах и недостатках.

Последующая групповая дискуссия может быть сосредоточена на вопросах такого типа: важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь; где безопасно говорить о таких вещах; надо ли преуспевать во всем; какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию; какими способами ты это можешь сделать сам; есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством; в чем она заключается?

Как второй вариант можно организовать обсуждение каких-либо конкретных фактов из жизни подростков. Например, можно сказать: «Я бы хотел, чтобы ты упомянул о тех своих делах (в школе, дома), которыми ты доволен. Пожалуйста, начинай свой ответ так: " Меня радует то, что... '" ». Те, кто не уверен в собственных достижениях, слыша ответы других участников группы, начинают осознавать, что они слишком строги к себе.

Можно использовать и другие упражнения, такие, как " Сильные стороны", " Идентификация - какой Я? " и др.

" Сильные стороны ". Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе. Важно, чтобы говорящий избегал всяких " 'но" и " если", любых высказываний о себе с негативным оттенком (недостатки, ошибки, слабости). Члены группы должны мягко пресекать каждую попытку самокритики. Каждый участник получает 3-4 минуты и, даже если он закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали. Возможно, что значительная часть времени пройдет в молчании. Человек, говорящий о себе, не обязан как-либо обосновывать свои высказывания, объяснять, почему он считает те или иные качества своей сильной стороной.

После этого участники образуют группы по 3-4 человека, где необходимо обсудить, как они могут использовать свои сильные стороны, общаясь с окружающими. Этому отводится около 20 минут. Затем все возвращаются на свои места и рассказывают о результатах работы в микрогруппах. Этот этап работы можно организовать по - разному; либо в обсуждении принимают участие все члены группы, либо обобщенный результат представляет один человек от каждой микрогруппы.

«Проекция образа собственного Я». Каждый участник составляет два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. Один листок - описание того, каким себя видит сам участник. Второй — набросок того, каким, по мнению участника, его видят другие члены группы. Листочки не подписываются.

Затем считывается вслух каждое самоописание, и члены группы пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Автор называет себя и читает свое второе описание (каким, по его мнению, его видят другие), получая при этом обратную связь участников группы. Ценность упражнения заключается в следующем: участник обнаруживает, что другие воспринимают его возможности и характеристики в более благополучном свете; чем он сам. (Автор исключает возможность получения негативной обратной связи, последствия которой для самовосприятия будут совсем иными. )

«Эмиграция». Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Кругом все знакомо, привычно. Но случается и иначе... Предположим; что вы уезжаете (в другую страну, и другой город или просто в другой район города). Как вы думаете, кто пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Какие у вас были отношения? А кого обрадует то, что вы уезжаете? Почему? Может быть, вы обидели этих людей? Или отказались помочь? Или вы просто " не сошлись характерами"? На обдумывание ответов все получают 5 минут. После этого результаты обсуждаются в группах по 3-4 человека.

" Объявление". Упражнение предлагается как домашнее задание. Необходимо составить текст объявления в газету для рубрики " Ищу друга". В нем нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия. Чем вы можете заинтересовать другого человека? Чем вы можете помочь ему? По объему текст объявления не должен превышать одной странички.

Для того чтобы подготовить подростков к выполнению подобных упражнений, а также в работе с дошкольниками и младшими школьниками, можно использовать упражнения, разработанные С. П. Йил и М. Лаз.

1. Работа с текстом (чтение или слушание с последующей рефлексией и обсуждением). Приводим пример одного из них.

Посмотри на себя хорошенько в зеркало. Никто на земле не выглядит точно так, как ты: ни твои родители, ни твои братья и сестры. Твоя походка и звуки голоса отличаются от походки и голоса других людей. А внутри ты еще более особенный: никто на земле не умеет любить и дружить точно так, как это умеешь ты. У тебя есть мечты, которые только твои и ничьи больше. Ты делаешь, думаешь, чувствуешь - и вес это только твое. Ичемстарше ты становишься, тем больше ты учишься отвечать за себя и за свою жизнь. И самый большой дар, который ты получил, твоя собственная жизнь.

Посиди тихонько и вспомни: какими ласковыми именами называют тебя другие люди?

2: Вспомните, что у вас лучше всего получается. Запишите это в тетради. Вы пишете только для себя, поэтому можете не обращать внимания на правила правописания.

А теперь постарайтесь дополнить следующее предложения. Вы по-прежнему работаете у себя в тетрадях и только для себя.

Я могу прекрасно...

Я могу чудесно...

Я могу очень хорошо.

Я могу великолепно...

Я могу лучше всех...

Я могу хорошо...

Рефлексия. Мы не будем делиться написанным; но ответим на два вопроса: какие трудности вы испытывали при выполнении задания, что вы чувствовали, выполняя его?

3. Перечислите письменно свои хорошие качества (как вариант можно использовать: назовите свою самую хорошую черту характера). Рефлексия как в упражнении 2.

4. Окружающие часто оценивают нас и наши поступки. Вспомните то высказывание в ваш адрес, которое кажется вам самым приятным. Обсуждение и рефлексия. Почему вам вспомнилось именно это?

5. Закройте глаза. Постарайтесь подумать о чем-нибудь приятном. Затем вспомните какой-то эпизод из вашей жизни, который заставляет вас думать о себе хорошо.

Обсуждение: естьли что-то общее во всех эпизодах?

6. Все участники по кругу говорят сидящему справа о том лучшем качестве, которое в нем есть, по мнению говорящего.

" Я и другие". Перед вами несколько неоконченных предложений, они сгруппированы по три. В каждой тройке выберите одно - то, которое легче всего дополнить, и допишите его. Выполнять задание надо быстро, не задумываясь. Не надо беспокоиться, будет ли то, что вы написали, понятно посторонним. Вы выполняете это задание для себя, чтобы с его помощью лучше узнать себя.

1. Я такой же добрый, как...            2. Я умнее, чем…

Я добрее, чем…                           Я не столь умен, как…

Я не столь добр, как…                Я такой же умный, как…

3. Я не столь красив, как…           4. Я такого же возраста, как…

Я красивее, чем…                    Я старше, чем…

Я такой же красивый, как       Я младше, чем… 

На завершающих этапах работы можно использовать упражнение " Зато я", позволяющее активизировать позитивные внутри личностные установки и сделать позитивное самовосприятия активным.

Работа ведется в паре. Один участник предъявляет претензии к личности другою, цель последнего - находить в себе положительные свойства, которые могут быть компенсаторами недостатков, начиная каждый свой ответ словами «зато я». Это упражнение может использоваться в работе со старшими подростками. Выполнять его следует очень осторожно, следя за тем, чтобы претензии не становились оскорбительными, чтобы эмоциональное напряжение не становилось чрезмерным. Именно поэтому мы рекомендуем, чтобы в качестве предъявляющего претензии участника выступал сам психолог.

Развитие позитивного самовосприятия необходимо для нормального развития самосознания личности, так как не осознав того, в чем твои сильные стороны, невозможно в правильном свете увидеть и свои недостатки. Прежде чем подвергнуться критике со стороны самого себя или других, необходимо вспомнить о реальной потребности защитить свое достоинство. Однако выполнение подобных упражнений сопряжено с рядом трудностей. Определенные установки нашей культуры мешают нам полюбить себя, а акцент в воспитании на необходимость скромности порой вызывает чувство сомнения в собственных достоинствах; в первую очередь, это относится к детям и подросткам. Еще более сложно назвать вслух свои положительные качества и достижения. Именно поэтомумыи предлагаем на начальном этапе выполнять упражнения письменно и не зачитывать результаты в группе. Выполнение задания всегда завершается групповой рефлексией, направленной на осознание и принятие уникальности каждого человека. Переход к групповому обсуждению результатов осуществляется постепенно: вначале (2-3 занятая) обсуждение происходит в парах или в микрогруппах (3-4 человека) и только затем - в группе.

Для дошкольников и младших школьников можно предложить такие упражнения:

«Это Я – такой…» - игра с использованием нескольких картинок, это могут быть вырезки из журналов. Ребенка просят посмотреть на картинки и подумать какое хорошее качество изображено на каждой из них, а потом сказать: «Это Я – такой…» (Если на картинке изображен ученый, то его утверждение должно прозвучать как «это Я - такой умный». Желательно иметь два комплекта картинок – девочек и для мальчиков. Если ребенку трудно выделить качества, психолог помогает ему.

Упражнение «Красивое имя» направлено на развитие самопринятия. Ребенку предлагают написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то пишет сам психолог. Хорошо, если ребенок четко прочитает написанное и обведет его пальцем. Затем ребенка просят разрисовать, украсить, раскрасить свое имя, чтобы получилось ярко и красиво.

Как вариант для разрисовывания может использоваться контур лица или фигуры мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). Психолог под контуром пишет имя ребенка, но просит разрисовать уже не имя, а контур.

Эти упражнения несут и значительную диагностическую нагрузку: явные трудности или отказ в выполнении задания (" не могу, не хочу" и т. п. ) могут рассматриваться как симптомы глубоких эмоциональных проблем. Иногда отказ может иметь рациональную" форму: долгое выяснение цели и необходимости работы; иногда он может быть агрессивным, при этом объектом агрессии, как правило, становится психолог.

Коллективная сказка. Группа получает задание сообща придумать сказку.

Это задание позволяет получить информацию о конфликтах и ожиданиях участников.

вариант 1. Первый рассказчик говорит слово, второй повторяет это слово и добавляет свое, подходящее по смыслу, третий говорит два первых слова и свое и т. д. Нужно, чтобы получился связный рассказ.

вариант 2. Первый произносит предложение. Второй говорит второе предложениесказки, не повторяя первое, т. е. рассказывание сказки по предложениям по очереди.

Совместное составление сказки «Жил был мальчик… («Жила-была девочка…») помогает ребенку научиться рассказывать о себе, отмечая свои положительные качества и не скрывая отрицательных. Психолог начинает рассказывать сказку о мальчике или девочке, в зависимости от пола ребенка. Героя сказки зовут так же, как ребенка, и одет он тоже так же. Затем психолог предлагает ребенку помочь ему и продолжить рассказ. Иногда он направляет рассказ ребенка, вставляя различные проблемные ситуации. Эту сказку можно дополнять и продолжать на протяжении нескольких занятий.

В процессе групповой работы необходимо наблюдать за всеми проявле­ниями заниженной и конфликтной самооценки, обращая особое внимание на такие проявления, как частые самокритичные высказывания, застенчивость, повышенная чувствительность к критике, плохая социальная адаптация (" все против меня" ); низкая мотивация; неспособность принять похвалу (" вы так не думаете, а говорите, чтобы не обидеть" ); склонность подчер­кивать недостатки у других; нежелание признавать свою вину или оплошность; критическое отношение к успехам других; негативные установки относительно ситуации соперничества.  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...