Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Методы диагностики эмоциональных нарушений




3. 2. Методы диагностики эмоциональных нарушений

Возвращаясь к содержанию предыдущего параграфа, еще раз отметим, что большую часть информации, о которой шла речь выше, мы получаем посредством беседы. Клиническая беседа часто более предпочтительна, чем стандартизированная. В современной психологической литературе (особенно после работ Ж. Пиаже) понятия «клинический метод», «клинический подход», «клиническая беседа» употребляются в гораздо более широком значении, чем «ориентированный на патологию». Клинический подход направлен на качественное и целостное исследование отдельных, индивидуальных случаев. Клиническая беседа, делая акцент на качественном анализе, предполагает у психолога активное и гибкое отношение к происходящему, а не нейтральное отношение, необходимое при использовании тестовых процедур. При проведении клинической беседы широко используется изменение инструкций, их пояснение и уточнение, практикуется отказ от временных ограничений при включении каких-либо заданий, ребенок обычно получает обратную связь от психолога, который подбадривает его, уточняет, помогает и т. д. Использование обратной связи в этом случае является важным способом получения психологической информации. Важно отметить, что общая направленность беседы, формулировки вопросов всегда отражают теоретическую позицию психолога.

В приложении 4 предлагается пример ключевых положений, которые могут быть использованы как для клинической, так и для стандартизированной беседы.

Не менее важную роль играет и наблюдение, при этом единственным инструментом психолога являются его знания. Для фиксации результатов наблюдения за состоянием ребенка в процессе индивидуальной работы хорошо использовать таблицу, разработанную Й. Шванцарой [34].

 

Проявления ребенка при психологическом исследовании

Имя и фамилия ……………………………………. Дата рождения……………………

Наблюдаемое проявление поведения Дата Примечания
01. зависимость от члена семьи    
02. застенчивость    
03. проявление страха*    
04. приличное, вежливое поведение    
05 непосредственное поведение    
06 свободное поведение, без запретов    
07 приветливость    
08 сохранение дистанции    
09 заторможенность    
10 убегание с места    
11 не смотрит в глаза    
12 блуждающий взгляд    
13 жестикуляция    
14 гримасы    
15 тик*    
16 гипомимия    
17 общее двигательное беспокойство    
18 негативизм*    
19 начальный аутизм    
20 склонность к оппозиции* 21 повышенная внушаемость    
22 безразличие    
23 инициатива    
24 готовность при высказываниях    
25 дислалия*    
26 заикание*    
27 скороговорка    
28 замедленная речь    
29 блокировка речи    
30 многоречивость    
31 литературная речь    
32 вычурная речь*    
33 неразговорчивость    
34 хвастливость    
35 фантастическая псевдология*    
36 вульгарные выражения*    
37 остроты (легкого характера)    
38 отклоняющиеся замечания    
39 личные воспоминания*    
40 критические замечания по поводу происходящего    
41 медлительность    
42 нерешительность*    
43 опрометчивость    
44 точность    
45 настойчивость    
46 неуклюжесть    
47 игривость    
48 небрежные действия    
49 самостоятельность    
50 ищет помощи у психолога    
51 интерес к заданиям    
52 легкость движений    
53 дрожание пальцев рук*    
54 потение рук*    
55 амбициозная позиция*    
56 повышенное самомнение    
57недооценка себя    
58 сосредоточенность 59 явные проявления волевого усилия    
60 нетерпеливость    
61 тревожный подход    
62 наблюдательность    
63 вдумчивость    
64 веселость*    
65 изменчивость настроения    
66 аффективные проявления*    
67 обкусывание ногтей, карандаша    
68 покраснение    
69 паясничание*    
70 утомляемость*    
71 …    

* - проявления следует описать более точно, указать ситуацию, обратить внимание на мотивацию и интенсивность.

Оценка:

0 - проявление ненаблюдалось

1 - проявление выражено умеренно

2 - выразительное

" -" - оценить нельзя

Комментарии, которые делает ребенок в процессе выполнения заданий психолога, А. Л. Венгер делит на 3 группы: оценочные, автобиографические и «отношенческие». Эти замечания очень информативны. Положительная оценка своих результатов (« посмотрите, как красиво получилось») может быть проявлением гиперкомпенсации низкой самооценки, неуверенности в себе. Отрицательная оценка своих результатов типична для тревожного ребенка или подростка, который привык к неуспеху. Речь часто идет об относительном неуспехе, о несоответствии между достигаемыми результатами и очень высоким уровнем притязаний. Негативные «отношенческие» высказывания могут быть проявлением защитной реакции на ожидаемую низкую оценку со стороны взрослого, что свидетельствует о большом опыте неуспеха тревожного ребенка, а также общего негативизма.

О повышенной тревожности могут говорить также частые уточнения инструкции, интерес к оценке взрослого, попытки отказаться от выполнения задания из-за неспособности к данной деятельности (« не умею рисовать»), медлительность вследствие многочисленных исправлений и уточнений. Проявлениями астении может быть отказ выполнять задание из-за усталости, снижение темпа деятельности. Отказ выполнять задание без мотивировки может сигнализировать либо о трудностях в общении у ребенка (стеснительность, замкнутость), либо о том, что психологу не удалось установить контакт с ребенком.

Наблюдение может быть также и опосредованным, когда мы имеем дело с поступками и иными проявлениями внутреннего состояния, зафиксированными другими участниками ситуации - учителями, родителями, воспитателями и т. д. Этой информации недостаточно для формулирования функционального диагноза, но она очень полезна как для выработки гипотез, так и для их проверки.

Задача психолога заключается в том, чтобы вовремя обратить внимание на " сигналы" той или иной проблемы, получить наиболее полную и глубокую информацию. Начнем с особенностей поведения, обусловленных психотравмирующейсемейной ситуацией, связанной с унижением, подавлением личности. В подобном случае для дошкольника наиболее типичны:

- постоянные жалобы на недомогание (головные боли, боли в желудке, быстрое утомление, при этом с точки зрения взрослых, втом числе и врачей, эти жалобы совершенно необоснованны;

- нарушения сна;

- возрастающий страх темноты;

- прямой или косвенный отказ ложиться спать;

- сниженный общий тон настроения.

Младшие школьники в возрасте от 6 до 12 лет, как правило:

- становятся либо манипуляторами, либо, наоборот, чрезвычайно послушными, " ведомыми";

- обращают на себя внимание близких тем, что подолгу бесцельно бродят по дому;

- страдают от различного рода фобий;

- чрезвычайно боятся гневных, агрессивных проявлений со стороны окружающих;

- испытывают различные трудности в связи с приемом пищи: едят слишком много;

- постоянно недоедают, глотают пищу не пережевывая.

В подростковом возрасте, наряду с уже названными симптомами, могут появиться и еще более тяжелые отклонения в поведении:

- уход от действительности при помощи алкоголя и наркотиков;

- побегииз дома;

- уход от ситуации в беременность или ранний брак;

- включение в криминальную деятельность (наиболее типично воровство и вымогательство);

- суицидальные мысли и поступки.

В диагностике эмоциональных особенностей личности широко применяются проективные методы: CAT, сказки Дюсс, тест Розенцвейга, тест Люшера. При этом в детской практике особое место занимают рисуночные – тест «Дом – дерево – человек», кинетический и статический рисунки семьи, рисуночный тест «Семья животных» и т. д. Хотелось бы обратить внимание на методику «Красивый рисунок»: для работы необходим лист бумаги, простой карандаш и набор цветных карандашей всех основных цветов. Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами любой красивый рисунок. Характер используемой ребенком цветовой гаммы несет информацию о его эмоциональном состоянии. Во время рисования психолог беседует с ребенком о его рисунке, выборе тех или иных цветов и отмечает в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов, что тоже может оказаться информативным.   

В приложении 1 представлены стандартизированные методики диагностики эмоциональных нарушений с комментариями по их использованию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...