Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика ролевых теорий.




  • Хейс отмечает, что в социальной науке имеются два типа ролевых теорий:
  1. Структуралистская (стоит на социологических позициях, авторы этой позиции разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида).

2. Интеракционисткая. Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж.Мида, связанные с понятием «роль». Он не дал определения понятия роли в своих концепциях, применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого» для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации, т.е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми.

§ Значительный вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Р.Линтон, он предложил статусно-ролевую концепцию. Для определения связи индивида с различными системами общества удобны термины: статус и роль. Статус – это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус.

§ М.Дойч и Р.Краусс считают, что достаточно указать аспекты социального поведения, когда говорят о роли:

1. Речь идет о представлениях других людей о том, как должен себя вести индивид, занимающий определенное положение;

2. О его собственном представлении, как он должен себя вести в том или ином положении;

3. О наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми. Роль индивида связывается с его положением, статусом. При этом статус рассматривается как «набор» или «организация ролевых ожиданий», которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им роли.

Классификация ролей по различным критериям:

§ Тибо и Келли: деление ролей на «предписанные», т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые», т.е. те, которые достигнуты благодаря личным усилиям индивида.

§ Р.Линтон: активные и латентные. Индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в данный момент активно может выполнять лишь одну роль, она будет активной, а другие латентными, в зависимости от вида деятельности и обстоятельств.

§ Сарбин и Аллен классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Выделяют 7 стадий: от нулевой, когда индивид числится носителем какой-либо роли, но ее не выполняет, до максимальной включенности, которой считается исполнение какой-либо роли под воздействием веры в сверхъестественные силы. Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом можно выделить следующие группы факторов:

1) знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект;

2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект;

3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект;

4) способность рефлексировать свое ролевое поведение.

Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта.

Ролевые конфликты. Под ролевым конфликтом понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, т.е. ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

В ролевых теориях выделяют конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые.

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, или потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, или потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. Анализ внутриролевого конфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они зачастую рассматривали их как своих конкурентов. Ролевые конфликты отрицательно влияют на осуществление взаимодействия.!!!!

Три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов:

1.Связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя, т.е. насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли, насколько он считает из справедливыми.

2.Санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.

3.Тип ориентации исполнителя роли, среди которых выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию. Исходя из анализа этих факторов, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

«Социальная драматургия» И. Гофмана. Особое место среди представителей ролевых теорий занимает"' И. Гоффман. Суть ее заключается в том, что он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией. Он в основном использует метод наблюдения, широко пользуется примерами, взятыми из художественной литературы, мемуаров, автобиографий, газет и журналов и даже из личных бесед. Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых различных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности. При описании ролевого поведения Гоффман пользуется в основном понятиями, взятыми из театрального обихода. Он вводит понятие «фасад» («front») исполнения роли, под которым понимает стандартные выразительные средства, намеренно или непроизвольно используемые индивидом во время исполнения роли. Весьма существенным Гоффман считает место ролевого взаимодействия индивидов, выделяя «авансцену», где непосредственно осуществляется это взаимодействие, и «кулисы», где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнителю роли, но недоступная для глаз аудитории. Критика: Его справедливо критикуют за слишком прямолинейную аналогию между социальной действительностью и театральным действием, за нестрогость применяемых методов исследования.

 

35. Работа И.Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни».

 

Ирвинг Гофман (1922 - 1982) – американский социолог, социолингвист и социальный пси­холог канадского происхождения.

Гофман по жизни был застенчив и скромен. Он долго работал в клинике – психотерапия психозов, неврозов.

Книги и фильм «Пролетая над гнездом кукушки» сделаны на основе работы Гофмана «Сумасшедший дом».

«Социальная драматургии» Гофмана чаще всего рассматривается как одно из поздних ответвлений «симво­лического интеракционизма» (ис­конно американская известная «школа» социо­логии), главным авторитетом которого является Джордж Герберт Мид. Гофман принял основные принципы символического интеракционизма.

«Весь мир – театр, все мы в нем актеры».

Жизнь имеет с театром то общее, что втянутые в жизненную ситуацию обыкновенные люди, реально используют те же тех­нические приемы и средства самовыражения, какие находятся в распоряжении профессиональных актеров.

Конечно, весь мир все-таки не театр, несмотря на то, что определить чем именно он отличается от театра, нелегко:

- Действие, постав­ленное в театре, представляет собой условную, придуманную иллюзию, о чем все прекрасно знают.

- Актеры в театре играют в тепличных условиях и в отличие от обычной жизни, ничего реального или подлинного не мо­жет случиться с представляемыми на сцене персонажами.

 

Гофман рассматривает взаимодействие лицом-к-лицу, где участники находятся в физическом присутствии друг друга. Его интересует весь спектр проблем связанных с тем как индивид или «команда» индивидов управляет впечатлением других о себе.

 

Производимые людьми впечатления — это, порой, единственный путь познания другого, его намерений и деятельности.

 

Взаимодействие происходит не столько между индивидами как целостными неделимы­ми личностями, сколько между разными социальными лика­ми индивидов (различные социальные Я).

Эти маски, которые в конце концов прирастают к лицу становятся более под­линными Я, чем то воображаемое Я, каким хотят быть эти люди.

Базовые понятия Гофмана:

 

Ком­муникация (в первом приближе­нии) – это процесс передачи (и приема) друг другу частного опы­та, идей, эмоций, ценностей и т. п.

Ситуация – все множество объектов, событий и весь контекст накопленного и текущего жизненного опыта в котором происходит взаимодействие.

Индивид действует на основании определения ситуации (тех значений, которые были приписаны ситуации).

Взаимодействие (лицом-к-лицу) – взаимное влияние индивидов на действия друг дру­га в условиях непосредственного физического присутствия всех участников.

 

Исполнение (или выступление) – вся активность данного участника в данном эпизоде, которая любым образом влияет на любых других уча­стников взаимодействия.

 

Партия (или рутина) – пре­дустановленный образец действий в исполнении, который может быть сыгран и в других эпизодах.

 

Публика (или аудитория, наблюдатели, соучастники) – все другие участники по отношении к данному конкретному участнику и его исполнению.

 

Социальная роль – свод прав и обязанностей, сопряженных с данным статусом.

 

Личный передний план (или представительский фронт) — это стандартный набор выразительных приемов и инструментов, намеренно или невольно выработанных индивидом в ходе исполнения. Передний план включает обстановку, внешний вид, манеры.

 

Социальный передний план – совокупность элементов переднего плана человека (обстановка, внешность, манеры), играющего данную социальную роль (занимающего данную должность) существующая в обобщенных стереотипных представления людей.

 

Зона заднего плана (или закулисная зона) – связанное с данным исполнением место, где осознанные противоречия с насаждаемым впечатлением принимаются как должное (появляются и признаются скрываемые от публики факты).

 

Когда человек присутствует там, где присутствуют дру­гие люди, эти другие обычно стремятся раздобыть свежую информацию о нем или задействовать уже имеющуюся.

Эта информация помогает определить ситуацию – что позволяет заранее знать, его ожидания и что можно ожидать от него.

Обладая подоб­ной информацией, другие знают, как лучше всего действо­вать, чтобы получить от данного конкретного человека желаемую реак­цию. Это средство предсказания его тепе­решнего и будущего поведения.

Независимо от конкретной цели (и мотива) в интересы индивида вхо­дит контролирование поведения других, особенно их от­ветной реакции на его действия.

Этот контроль достигается путем влияния на определение ситуа­ции (то как другие определяют текущую ситуацию, в самом широком смысле слова) чтобы создать у других впечатление, которое побу­дит их действовать добровольно, но согласно его собствен­ным планам.

Например, если подруги в студенческом общежитии будут судить о деви­чьей популярности по числу вызовов к телефону, вполне можно подозревать, что некоторые девушки начнут на­рочно устраивать такие вызовы для себя и/или когда их зовут к телефону будут тянуть время, что­бы дать всем подругам с избытком наслушаться, как их имя выкликают несколько раз.

Обычно проецируемые разными участни­ками определения ситуации, достаточно созвучны друг другу, так что открытые противоречия случаются относительно редко (проецируемые определения ситуации – означает предлагаемые к пониманию другими трактовки того, что вообще происходит: например «кто здесь главный»).

Когда индивид проеци­рует (предлагает) определение ситуации (с помощью знаков - вербальных, невербальных и прочих) и тем самым скрыто или явно притязает быть лицом определенного рода, он автомати­чески предъявляет другим и некое моральное требова­ние оценивать его и обращаться с ним так, как имеют право ожидать люди его категории.

Поскольку определение ситуации происходит на основании демонстрируемых участниками взаимодействия знаков, то необходим контроль за используемыми в исполнении знаками, для поддержания принятого определения ситуации.

При резком нарушении принятого определения ситуации (и сложившегося взаимодействия) его участники ощущают болезненную неловкость и замешательство (это происходит, когда имеет место знак, не соответствующий принятому определению ситуации).

Насаждение другим впечатления происходит под влиянием противоположных сил, действующих на исполнителя:

- С одной стороны – моральные ограничения (и в некоторых случаях закон)

- С дру­гой стороны – необходимость для пользы дела немножко под­править впечатления, производимые его действиями на других (то есть прибегнуть к манипуляции ими)

 

Вряд ли найдутся какие-нибудь законные повседневные профессии или отношения, исполнители которых не прибегали бы к тайным практическим уловкам, несовместимым с предназначенными для других впечатлениями.

Даже в хорошо налаженных браках следует ожидать, что каждый из партнеров может таить от другого секреты, относящиеся к финансовым делам, прошлому опыту, флирту в настоящем, потворству своим «дурным» или дорогостоящим привычкам, личным надеждам и тревогам, истинным мнениям о родственниках и общих друзьях и т.д.

 

Неизбежное акцентирование одних фактов и сокрытие других создает идеализиро­ванное впечатле­ние.

В дальнейшем исполнитель склонен утаивать или приглушать те мотивы, действия и факты, которые несов­местимы с насаженным идеализированным впечатлением его самого и про­дуктов его деятельности.

В американском обществе восьмилетние дети часто заявляют об отсутствии интереса к телепрограммам для пяти и шестилетних, но нередко тайком смотрят эти про­граммы

 

С другой стороны поскольку индивид вынужден опираться на знаковые средства, для сообщения о себе и своей деятельности, то создаваемое впечатление, как бы оно ни соответствовало фактам, подвержено всем опасностям разрушения (может быть признано ложным, например на основании не согласующихся знаков).

Исполнитель может непроизвольно зевнуть, облизнуться, почесаться, неуместно взорваться смехом и это мгновенно может вывести его из строя как участника взаимодействия, а насаждаемое им впечатление может быть признано ложным (если данный знак не соответствует формальному определению ситуации).

Исполнение может быть не только индивидуальным, но и командным тоже.

Команда (исполнительная команда) – это любое множество индивидов, сотрудничающих в жизненной постановке какой-либо партии.

В американском обществе, когда муж и жена появляются перед новыми друзьями на ознакомительной вечеринке, жена, вероятно, будет демонстрировать больше уважительного подчинения воле и мнениям мужа, чем это обычно бывает наедине с ним или при старых друзьях. Если она напускает на себя роль пассивно-почтительную, то ему можно принять роль властного мужа, и пока каждый член этой брачной пары играет свою особую роль, данная супружеская команда, как представительная единица, способна поддерживать впечатление, которого ждут от нее новые аудитории.

Искусство управления впечатлениями (подходит и для командной и для индивидуальной игры)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...