Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка безопасности движения




Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена проведением широкого комплекса мероприятий: совершенствованием конструкций автомобилей и других тран­спортных средств; контролем технического состояния транспорт­ных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высоки­ми скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.

Дорожно-транспортные происшествия происходят чаще всего в местах, где водители сталкиваются с внезапными изменениями дорожных условий, вызывающими необходимость резкого сни­жения скорости движения.

Осложнение дорожных условий вызывает необходимость ог­раничения скорости движения.

Повышенным количеством дорожно-транспортных происшест­вий чаще всего характеризуются:

участки резкого уменьшения на коротком протяжении дороги скоростей движения, допускаемых элементами плана и профиля, преимущественно в связи с фактической видимостью и устойчи­востью на кривых;

участки резкого несоответствия одного из элементов дороги скоростям движения, обеспечиваемым другими ее элементами (скользкое покрытие, узкий мост, кривая малого радиуса в кон­це затяжного спуска и др.);

участки, где дорожные условия создают возможность значи­тельного возрастания скоростей, которые могут превысить безо­пасные при данной ровности покрытия по условиям управляе­мости автомобилей (длинные затяжные спуски на прямых участ­ках);

участки, где у водителя исчезает ориентировка в дальнейшем направлении дороги или возникает неправильное о нем представ­ление, что особенно опасно для водителей, впервые едущих по дороге;

участки слияния или перекрещивания потоков движения па пересечениях дорог, съездах и примыканиях, переходно-скоростных полосах; места, где имеется возможность неожиданного по­явления на дороге пешеходов и транспортных средств с придо­рожной полосы;

участки, где однообразность придорожного ландшафта, плана и профиля дороги способствует потере водителем контроля за скоростью движения или вызывает быстрое утомление и сонли­вость водителей.

Для выявления участков дороги, характеризующихся неудач­ными сочетаниями элементов, создающими опасность дорожно-транспортных происшествий, и оценки относительной опасности движения применимы методы, разработанные проф. В.Ф.Бабковым: определение коэффициентов аварийности и коэффициен­тов безопасности.

Метод коэффициентов аварийности основан на обобщении данных статистики дорожно-транспортных происшествий. Он осо­бенно удобен для анализа участков дорог, находящихся в эксплу­атации и подлежащих реконструкции. Степень опасности участ­ков дороги характеризуется итоговым коэффициентом аварий­ности, который представляет собой произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние отдельных элементов плана и профиля

Кавар =К1К2К3…К14,

где К1,К2,К3,...К14 - коэффициенты аварийности, показываю­щие отношение возможного количества дорожных происшест­вий на рассматриваемом участке дороги к среднему числу происшествий на эталонном горизонтальном прямом участке дороги с двумя полосами движения, с шириной проезжей час­ти 7,5 м, шероховатым покрытием и укрепленными обочина­ми. Значения коэффициентов аварийности приведены в спра­вочной литературе

Для определения итоговых коэффициентов аварийности стро­ят линейный график (рис. 68), на котором лаконично наносят план и профиль дороги с выделением на них всех элементов, от которых зависит безопасность движения (продольные уклоны, вертикальные кривые, кривые в плане, мост, населенные пункты -и др.).

В специальной графе отмечают места с недостаточной ви­димостью и ее фактические величины. Выделяя однородные по условиям участки, определяют для них итоговый коэффициент аварийности.

В пределах границ каждого участка в специальной графе в принятом масштабе показывается наглядно значение итогового коэффициента аварийности.

Итоговый коэффициент аварийности в проектах новых дорог не должен быть более 15—20. При реконструкции или капиталь­ном ремонте дорог в условиях холмистого рельефа подлежат перестройке участки с коэффициентом аварийности более 25—40 в зависимости от местных условий. На существующих дорогах следует производить разметку проезжей части, запрещающую обгон с выездом на полосу встречного движения при коэффици­енте аварийности более 10—20. При его значении более 20—40 устанавливаются знаки запрещения обгона и ограничения ско­рости.

 

 

Рис.68 Пример графика коэффициентов аварийности. Стрелками показаны направления движения

 

Метод коэффициентов безопасности сводится к построению графика коэффициентов безопасности, характеризующего усло­вия движения на отдельных участках дороги.

Коэффициентом безопасности называют отношение скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, к мак­симальной скорости, которая может быть развита на предшест­вующем ему участке. Скорости, обеспечиваемые тем или иным участком дороги в продольном профиле, рассчитывают для лег­кового автомобиля по методам А.Е.Вельского или К.А.Хавкина - по формулам неравномерного движения автомобиля. Ско­рости движения на вертикальных кривых рассчитывают по обычным формулам для определения радиусов. За расчетный принимают наиболее распространенный автомобиль - легковой, позволяющий развивать скорости, близкие к расчетным (в нас­тоящее время за такой может быть принят автомобиль ГАЗ-3101«Волга»).

На основе полученных данных строят графики скорости дви­жения в обоих направлениях и определяют изменения по длине дороги величин коэффициентов безопасности. Участки дорог оценивают исходя из значения коэффициентов безопасности:

 

Коэффициент безопасности 0,4 0,4-0,6 0,6-0,8 0,8
Характеристика безопасности на участке Очень опасно Опасно Мало опасно Практически неопасно

 

При проектировании новых дорог должен быть обеспечен коэффициент безопасности не менее 0,8. При реконструкции или капитальном ремонте существующих дорог перестройке подле­жат участки с коэффициентом безопасности менее 0,6.

Для эксплуатируемых дорог график скоростей может быть построен по данным непосредственных наблюдений за скоростя­ми движения.

Лекция 29

Содержание дорог.

На автомобильных дорогах Республики Казахстан организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение бе­зопасности и удобства движения автомобилей с расчетными ско­ростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюде­ние за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

На дорожную службу возлагается прежде всего устранение причин, вызывающих появление каких-либо существенных пов­реждений. Поэтому дорожная служба должна непрерывно под­держивать дорогу и, в особенности, ее проезжую часть в чистоте, устранять даже небольшие дефекты, нарушающие безопасность движения, следить за ровностью покрытия и повышать проч­ность его при возрастании интенсивности движения. Для безо­пасности движения очень важно систематически поддерживать шероховатость покрытия, в первую очередь, восстанавливая слой износа на крутых поворотах и больших уклонах. Должны прини­маться меры против снежных заносов и обледенения поверхнос­ти дороги в зимнее время. Для лучшего использования проезжей части необходимо следить за состоянием обочин и укрепитель­ными полосами вдоль кромки проезжей части. На дорожную службу возлагается установка и содержание дорожных знаков, разметка дорог и устройство ограждений в наиболее опасных местах.

Кроме того, содержание включает учет движения на дорогах, озеленение, технический учет, инвентаризацию, освещение и ох­рану дорог.

Основные виды работ выполняются в плановом порядке в за­висимости от состояния отдельных дорожных сооружений.

Текущий ремонт — это систематически выполняемая работа но исправлению мелких повреждений дорожных сооружений (земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооруже­ний). В зависимости от сезона года характер этих работ различ­ный. Появляющиеся дефекты, разрушения должны быть немед­ленно устранены.

Средний ремонт выполняется периодически с целью восста­новления эксплуатационных качеств дороги и дорожных соору­жений. При среднем ремонте выполняются следующие основные работы:

-по земляному полотну и водоотводу — ремонт и укрепление обочин, откосов полотна и резервов, ремонт дренажей, труб, ру­сел у мостов и др.;

-по дорожным одеждам — восстановление слоя износа, вырав­нивание покрытия и повышение шероховатости. Восстановление ровности щебеночных, гравийных и грунтовых покрытий добавле­нием нового материала, устройство виражей;

-по искусственным сооружениям, зданиям и обстановке пути - несложный ремонт с заменой отдельных элементов, установка новых знаков, устройство ограждений, благоустройство развя­зок, площадок отдыха, устройство тротуаров.

Капитальный ремонт — работы, направленные на полное вос­становление эксплуатационных качеств дороги и дорожных со­оружений.

При этом может выполняться замена изношенных конструк­ций на более прочные и прогрессивные.

При капитальном ремонте предусматриваются работы:

-по земляному полотну и водоотводу — перестройка отдельных элементов с целью повышения прочности и устойчивости, устрой­ство пересечений в одном уровне;

-по дорожным одеждам — утолщение, уширение, устройство новых одежд;

-по искусственным сооружениям, зданиям и обстановке пути — перестройка мостов на новые, устройство галерей, подпорных стенок, тоннелей, укрепительных сооружений, строительство но­вых зданий для эксплуатационной службы, устройство съездов и подъездов длиной до 100м, устройство сигнализации, освещения, архитектурное оформление, строительство автопавильонов, мест отдыха и др.

Ремонт усовершенствованных щебеночных и гравийных пок­рытий предусматривает: устранение ям, срезку бугров и наплы­вов, поверхностную обработку, а при значительных разруше­ниях— сплошное выравнивание и утолщение покрытий.

На асфальтобетонных покрытиях чаще всего возникают тре­щины, просадки, сдвиги и наплывы, продольные волны, выкра­шивание, разрушение кромок. Для обеспечения нормального дви­жения автомобилей эти дефекты должны быть своевременно устранены путем заделки трещин, удаление наплывов, поверх­ностной обработки; при значительных разрушениях укладывают новый слой асфальтобетонной смеси.

Ремонт цементобетонных покрытий заключается в заделке трещин, ремонте выбоин, восстановлении и замене плит, задел­ке швов. При значительном выкрашивании и шелушении поверх­ности цементобетонного покрытия возможно устройство поверх­ностной обработки или укладка слоя асфальтобетона.

Существенное значение в процессе службы содержания дорог имеет борьба с пылью и грязью на дорогах. Хорошее сцепление пневматических шин автомобиля обеспечивается при сухом и чистом покрытии и в значительной степени зависит от шерохова­тости его поверхности. Если дорожное покрытие имеет большую шероховатость, а протектор шины выполнен из упругою мате­риала, то выступающие мелкие бугорки твердого и прочного по­крытия вдавливаются в беговую поверхность шины и обеспечи­вают хорошее сцепление колес с дорогой.

Если на сухом покрытии имеется слой пыли, вдавливание протектора шины затрудняется и сила сцепления несколько уменьшается. Если частицы пыли и грунта смачиваются водой, т. е. образуется пленка скользкой грязи, коэффициент сцепления снижается в 2—3 раза. При отсутствии контакта шины с дорогой из-за большой толщины слоя скользкой грязи коэффициент сцепления становится наименьшим, т. е. практически таким же, как и во время гололеда при температуре выше 0°С. Если сма­зывающая грязевая пленка полностью выдавливается с площад­ки контакта шины и дорожного покрытия, коэффициент сцепле­ния приближается к величине, соответствующей сухому покры­тию.

Существенно влияет на состояние контакта шины с дорогой давление, оказываемое колесом автомобиля на дорогу. При неиз­ношенном протекторе давление на контакте увеличивается и соответственно увеличивается коэффициент сцепления. Наличие шероховатости на поверхности покрытия увеличивает давление и способствует полному выдавливанию грязевой пленки. При этом условии, несмотря на загрязнение и влажность, коэффициент сцепления не снижается.

При влажном и загрязненном покрытии на величину коэффи­циента сцепления оказывают влияние скорости движения авто­мобиля. По мере увеличения скорости движения время контакта шины с дорогой уменьшается и выдавливание грязевой пленки ухудшается.

По данным испытаний в зависимости от изменения скорости движения коэффициент сцепления, например, на асфальтобе­тонном покрытии при влажном и сухом состоянии изменяется:

Скорость движения, км\ч        
Отношение 0,65 0,5 0,5 0,35

 

Таким образом, для обеспечения безопасности движения даже усовершенствованные покрытия необходимо содержать всегда чистыми и систематически очищать от пыли и грязи.

Наиболее интенсивное пылеобразование наблюдается на грун­товых дорогах и на дорогах с гравийными и щебеночными пок­рытиями. Более износоустойчивые покрытия меньше пылят. Ос­новным источником пыли на дороге являются продукты износа покрытия. Ветром и вихревыми движениями, создаваемыми ав­томобилями, пыль поднимается и образует над дорогой пыльное облако. Пыльное облако ограничивает видимость на дороге, вследствие чего приходится увеличивать расстояние между дви­жущимися автомобилями и снижать скорость. Пыль увеличивает износ трущихся частей автомобиля, ухудшает работу двигателя и вредно влияет на водителя и пассажиров. Для борьбы с пылью покрытия поливают водой, раствором гигроскопических солей (хлористого кальция), органическими вяжущими (битумными эмульсиями). Дорожная служба располагает специальными ма­шинами для уборки пыли с полотна дороги, которые имеют по­ливочные и моечные устройства.

Для большинства районов РК особые трудности вызывает содержание дорог в зимний период. Уже при наличии на покры­тии рыхлого снежного покрова толщиной 10 см скорость движе­ния автомобилей значительно снижается, а при толщине рыхло­го снегового покрова 25см возможно лишь движение автомоби­лей повышенной проходимости со сниженной скоростью. Под действием движущихся автомобилей на дороге образуется слой плотного снега, который, однако, изнашивается и на его поверх­ности образуются колеи, ухабы, выбоины, усложняющие условия движения. Наиболее сложные условия создаются при образовании льда на поверхности дороги. Скользкая корка льда, часто имею­щая неровную поверхность, нарушает безопасность движения, вызывает снижение скорости и, помимо этого, ускоряет износ ав­томобилей.

В соответствии с современными требованиями на дорогах с усовершенствованными покрытиями не должно быть снега и ле­дяной корки; на дорогах с покрытиями переходных и низших типов допускается слой уплотненного снега толщиной не более 8—10 см. Не разрешается оставлять на обочинах и за их преде­лами невыровненные снежные валы с крутыми откосами. При появлении гололедицы должны быть приняты меры по борьбе со скользкостью.

Для защиты дороги от снега применяются различные искус­ственные снегозадерживающие устройства: переносные щиты, постоянные заборы, ограждения из местных материалов. Чаще применяют переносные щиты. Действие этих устройств основано на снижении скорости снего ветрового потока до такой величины, при которой происходит выпадение снежных частиц и отложение их у щита. Щитовую линию располагают параллельно оси доро­ги. В зависимости от объема снегоприноса в данной местности ее устанавливают на расстоянии не менее 30 м от дороги и не далее 60 м. В местностях с сильными и продолжительными метелями устанавливают постоянные заборы, так как перестановка пере­носных щитов становится затруднительной.

Более надежным средством снегозащиты являются защитные насаждения. Снегозадерживающая живая изгородь представля­ет собой линейную посадку из деревьев и кустарников в несколь­ко рядов. Правильно сконструированная живая изгородь пол­ностью задерживает переносимый снег и при многолетней эксплу­атации значительно экономичнее, чем переносные щиты.

Применение средств задержания снега не исключает все же его отложение на дороге во время снегопада. Чтобы обеспечить бесперебойное движение автомобилей должна быть своевремен­но организована очистка дороги от снега. Отложения должны быть удалены до того, как образуется на дороге большой слой снега. Даже на дорогах с надежными средствами снегозащиты при верховых метелях и снегопадах очистку начинают немедлен­но, так как выпадающий снег прикатывается колесами и на про­езжей части образуются колеи и ухабы.

С началом снегопада начинают патрульную снегоочистку, при которой снег отбрасывают в сторону за пределы полосы очист­ки. Для этого применяют плужные одноотвальные и двухотвальные автомобильные снегоочистители.

При очень интенсивном снегопаде, когда происходит быстрое накопление снега на полотне дороги и автомобили, работающие на очистке, не могут развить нужной скорости (25—30 км/ч) для отбрасывания снега, его с проезжей части сдвигают, в результа­те чего на обочинах образуются снежные валы. Для сдвигания снега могут быть использованы автогрейдеры, бульдозеры и дру­гие средства, а удалять валы лучше всего шнекороторными сне­гоочистителями, которые отбрасывают снег на 25—30 м от до­роги.

Для обеспечения безопасности движения автомобилей в зим­ний период необходимо, чтобы поверхность дороги не была скользкой. При сильном уплотнении движением снежной корки или обледенении поверхности дороги после оттепелей резко уменьшается коэффициент трения шин о поверхность (0,08— 0,12), вследствие чего нарушаются условия безопасности движе­ния в особенности на продольных уклонах более 40—50%0, пере­сечениях дорог и кривых малого радиуса. Скорость движения во избежание аварий на скользкой дороге снижается. Наиболее ра­циональной, но трудно достижимой мерой против образования скользкости является полная очистка покрытия от снега. При ин­тенсивном обледенении для повышения коэффициента сцепле­ния шин с дорогой рассыпают песок, золу, шлак (абразивные ма­териалы), крупность частиц которых не более 6мм. Материал распределяют специальными разбрасывателями тонким слоем.

Более эффективно перед россыпью производить смешение абразивных материалов с хлористым кальцием или хлористым натрием. В этом случае рассыпанный материал втапливается в ледяную корку и хорошо удерживается на ней. Однако этот спо­соб имеет и свои недостатки. Соль оказывает вредное воздействие на цементобетонные покрытия, в особенности в первые три года после строительства, поэтому ее применение в этом случае не­желательно. Соль также усиливает коррозию металлических час­тей проезжающих по дороге автомобилей.

Для устранения этих недостатков применяют различные инги­биторы, которые вводятся в хлориды и снижают степень корро­зии до естественного уровня.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...