Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Технологии обучения




Понятие педагогических технологий

Понятие технологии вошло в повседневный педагогический лексикон с начала 1990-х гг. Оно вошло в язык социальных наук и практик, в том числе и педагогическую, из наук и практик научно-технических, производственных. Такой перенос стал возможным в рамках представления о педагогическом процессе (любом другом социальном процессе) как искусственно созданной управляемой системе. С другой стороны, понятие технологии в педагогике стало употребляться в связи с возрастающей ролью информационных технологий в процессе образования. Это редуцировало определение педагогических технологий к применению технических средств в педагогическом процессе.

Если обращаться к истокам понятия “технология”, то мы должны зафиксировать, что оно происходит из двух греческих слов - искусство, мастерство и слово, учение. Таким образом, технологию можно определить как осознанное практическое искусство, осознанное мастерство. Технология указывает на конкретные способы и средства осуществления профессиональной деятельности, с другой стороны - на результаты. Степень достижения с помощью указанных средств и действий характеризует мастерство педагога (любого другого профессионала). Помимо этого, технология содержит в себе теоретическое обоснование предлагаемых средств и действий, их непротиворечивость друг с другом и указанным результатом.

Понятие “технология” в педагогике может употребляться в четырех смысловых аспектах:

· Педагогическая технология. Этот термин включает в себя все средства педагогического взаимодействия. Еще в начале ХХ в. Г. Мюнстерберг в работе “Психология и учитель” вводит понятие “психотехники” и возможности ее использования в педагогическом процессе.

· Технологии обучения - система методов, приемов и действий учителя и учащихся в процессе обучения.

· Технологии воспитания - система методов, приемов и действий воспитателя и воспитанников в совместной деятельности, в содержание которой включено освоение норм, ценностей, отношений.

· Обучающие технологии - информационные технологии, которые можно использовать для организации процесса обучения.

В работах В.П. Беспалько, Б.С. Блума, М.В. Кларина, М.А. Чошанова и др. выделены следующие признаки технологии:

· целесообразность, т.е. любая технология должна содержать описание целей и задач, на решение которых направлены проектируемые способы и действия;

· результативность - описание результатов;

· алгоритмичноть - фиксация последовательности действий учителя и учащихся;

· воспроизводимость - систематическое использование алгоритма действий и средств в организации педагогического процесса;

· управляемость - возможность планирования, организации, контроля и корректировки действий;

· проектруемость: технология создается и реализуется искусственным способом, подлежит модернизации и корректировке с учетом конкретных условий.

Массовое распространение технологического подхода к организации педагогического процесса имеет определенные границы. Педагогический процесс включает в свое содержание ряд субъективных моментов и местных особенностей. Вопрос состоит в том, насколько жестко могут быть реализованы проектируемые технологией средства и действия по достижению указанных результатов. Осмысление границ технологического подхода привело к необходимости различения жестких и гибких технологий. Приведем различение этих технологий в таблице по основаниям, которые предложены М.В. Клариным:

 

  Жесткие технологии Гибкие технологии
Степень описания результата Максимально полное, однозначное. Результаты должны быть очевидными, “прозрачными” для наблюдения. Диагностические, требующие более сложной диагностики. Заведомо неполное. Требует экспертных суждений.
Характер мотивации учащихся Преимущественно внешняя, стимулируемая. Преимущественно внутренняя, деятельностная.
Предмет организующих усилий учителя Действия учащихся Деятельность учащихся со всеми ее компонентами (цели, мотивы, выбор средств, проектирование действий и т.д.)

 

Введение в обиход понятия "технология обучения" предполагает осмысление того, каким образом соотносится понятие "метод" и "технология". Это различение мы проводим на основе следующего положения. Метод - путь, способ - содержит в себе модельное описание организации педагогического процесса, в котором указывает на тип деятельности учителя и учащихся. Технология конкретизирует это модельное описание в контексте условий реализации метода. Некоторые технологии могут иметь более сложный тип и содержать описание нескольких методов.

Тема технологии обучения остается на сегодняшний день открытой и практически не проработанной. Исходя из этого, трудно определить классификацию технологий. Госстандарт по профессиональному педагогическому образованию выделяет следующие виды технологий обучения: репродуктивные, продуктивные, программированные, алгоритмические, информационные и технологии дифференциации.

 

Вопросы:

 

1. Что такое педагогическая технология?

2. Каковы основные признаки педагогической технологии?

3. По каким основаниям различаются жесткие и гибкие технологии?

4. Как соотносятся понятия "метод" и "технология"?

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

2. Кларин М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997. С. 336-353.

3. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 126-127.

4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно - модульного обучения. - М., 1996.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...