Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность алгоритмических технологий




 

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютно, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Однако, проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. Этому и призваны помочь технологизация процесса обучения.

Если под технологией понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами, то по сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества:

1) основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема цели не является ведущей, степень ее достижения определяется не точно, "на глазок". В технологии цель рассматривается, как центральный компонент, что позволяет определить степень ее достижения более точно;

2) технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения;

3) технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта;

4) в отличие от ранее использовавшихся методических научных разработок, ориентированных на учителей и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру содержания учебно-познавательной деятельности учащихся.

Выполнение учеником любых учебных заданий осуществляется на основе ранее усвоенной информации о способе решения подобных задач. По способу использования усвоенного ранее различают два вида деятельности: репродуктивную (точное воспроизведение уже известного) и продуктивную (переработка известного и создание нового). Освоение деятельности начинается с репродуктивного вида – ребенок осваивает способы деятельности, учится применять их на практике. После этого ребенок начинает самостоятельный поиск других областей применения уже освоенного им опыта, т.е. осуществляется переход к продуктивной деятельности.

В.П. Беспалько [1] предлагает рассматривать освоение как процесс, состоящий из четырех уровней:

1) ученический – простой уровень репродуктивной деятельности;

2) алгоритмический – более сложный уровень репродуктивной деятельности;

3) эвристический – первый уровень продуктивной деятельности;

4) творческий – самый сложный уровень продуктивной деятельности.

Сообщающему (объяснительно-иллюстративному) обучению в основном соответствует репродуктивная деятельность учащихся. Основная цель этой технологии обучения – усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков [3]. Главные методы сообщающего обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, инструктаж и т.д. Задача учителя сводится к приложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание, а безошибочное воспроизведение изученного – главная требование и основной критерий эффективности. Это пассивно-созерцательное обучение. Оно требует от школьников более глубокой мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), чем механическое заучивание, но мышление носит воспроизводящий характер.

Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядит так:

Действие учителя Действие ученика
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
2. Организует осмысливание учебной информации. 2. Осмысляет, углубляет понимание учебного материала.
3. Организует обобщение знаний. 3. Обобщает усвоенный материал.
4. Организует закрепление учебного материала. 4. Закрепляет изученное путем повторения.
5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения. 5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

 

Обязательно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ:

- систематичность;

- относительно малые затраты времени;

- облегчает учащимся понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки – преподнесение "готовых" знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, в результате слабо реализуется развивающая функция обучения – деятельность ученика репродуктивна, т.е. обучение способствует подготовке исполнителя, а не творца. И еще один существенный недостаток – незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Определенную роль при осуществлении репродуктивных методов может играть алгоритмизация обучения, тесно связанная с программированным обучением. Алгоритм – точное предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Предписанные операции (действия) должны быть доступны адресату. Они могут быть как элементарными (простейшими), так и сложными, основанными на элементарных. К алгоритмам предъявляются требования определенности (конструктивности), т.е. однозначности предписанных действий и операций; результативности, предполагающей, что при выполнении конечного числа операций будет получен искомый результат; массовости, означающей, что алгоритм применим к решению целого класса задач.

Алгоритмические технологии обучения предполагают выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся [3,9].

Различают несколько типов алгоритмов. Для учащихся они делятся на две группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом и позволяющим решать характерные для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения), предписывающие действия, необходимые для усвоения как предметного материала, так намеченных алгоритмов.

Разработка алгоритмов для обучающих базируется на учете закономерностей процесса усвоения, а также требований общей теории управления (обучение выступает как частный случай управления). Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т.е. по разделению ее на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций: выявление состава формируемого умения и представление его учащимся в виде модели, схемы и т.д.; разработку предписания (алгоритма) по выполнению этого умения учащимися, обеспечение у учащихся необходимого уровня учебной мотивации; подбор задач, требующих применение этого умения в различных формах; обеспечение контроля за действиями учащихся и необходимой коррекцией этих действий и др.

Во всех сферах деятельности обобщенные предписания позволяют человеку овладеть накопленными в обществе методами деятельности, в том числе мыслительной, что является необходимой предпосылкой его последующей эффективной творческой деятельности.

Алгоритмические технологии обучения увеличивают удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствуют совершенствованию управления учебным процессом, вооружают учащихся средствами управления своими мыслительными и практическими действиями.

Создать универсальный, обобщенный алгоритм обучения невозможно, т.к. построение такого алгоритма требует полного и абсолютного исчерпывающего знания и учета всех законов и условий обучения, всех возможных реакций учащихся на различные внешние и внутренние воздействия. В то же время на основе современной теории обучения могут быть разработаны предписания, отражающие обобщенные приемы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать решения по конкретным педагогическим проблемам.

Вопросы:

 

1. Каковы преимущества обучения, построенного на основе технологии по сравнению с тем, сто базируется на методике?

2. Охарактеризуйте различия репродуктивной и продуктивной учебной деятельности.

3. Какова роль алгоритмических технологий обучения?

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

2. Левтес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М. – Воронеж, 1998.

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. - М., 1999 – С. 309–323.

5. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 – С. 364-371.

6. Российская педагогика энциклопедия (В 2-х т.). - М., 1993, Т1 – С. 28-29, 372; Т2 – С. 259.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998 – С. 201-204.

8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. М. – Ростов-на-Дону, 1999 – С. 410, 429-430.

9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...