Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие требования к архитектурной среде




ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

 

THE REQUIREMENT FOR ACCESS COMMON BUILDINGS

AND STRUCTURES BY THE DISABLED VISITORS

СП 31-102-99

 

УДК 728.1.011.17-056.24

Дата введения 1999-11-29

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

1 РАЗРАБОТАН ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России— ведущая организация, АОЗТ "Архитектурное проектно-исследовательское объединение — Центр" (АПИО-Центр), ОАО "ЦНИИЭП жилища", ЗАО "ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева", ЦИЭТИН Минтруда РФ, АООТ "ГипроНИИздрав", ВНИИстандарт Госстандарта РФ при участии Мосжелдортранса МПС РФ и Гипросвязи Минсвязи РФ

 

2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации

 

3 УТВЕРЖДЕН приказом директора ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) от 22 сентября 1999 г. № 10

 

4 ПРИНЯТ И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 г. № 73

 

5 ВВЕДЕН впервые

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий Свод правил подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в рамках Федеральной целевой программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" по контракту № 5.1 от 08.07.97 г. с Минтрудом Российской Федерации.

Выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных посетителей) СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", согласованного с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России и одобренного Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.

В целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами), приведшее к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (приложение А): "Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов... без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается".

Следует преодолеть предубеждение, что специальные дополнительные мероприятия лишь удорожают строительство или создают препятствия для здоровых людей. Адаптированные здания удобны для всех категорий населения: беременных женщин, матерей с прогулочными колясками, для людей преклонного возраста с любой функциональной недостаточностью, для покупателей с ручной кладью и т. п. Такие здания легче поддаются функциональным преобразованиям и поэтому более привлекательны для потенциальных владельцев.

Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидами как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст. 15 Закона РФ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".

Для выявления приоритетов при разработке местных программ адаптации объектов социальной инфраструктуры в числе первоочередных объектов можно рекомендовать предприятия приближенного обслуживания: магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы: "хлебобулочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п.; ремонтные мастерские и мастерские экспресс-обслуживания, приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания, пункты проката, бюро комплексного обслуживания; поликлиники и диспансеры; многофункциональные здания клубов по месту жительства и клубов по интересам; сберкассы и почты; административные здания социальной сферы; а также храмы и ритуальные здания.

Настоящий Свод правил учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживающего персонала, в данном Своде правил не рассматриваются.

Свод правил содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня.

В данной разработке учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в освещаемой области, а также новые разработки различных авторов и творческих коллективов.

Свод правил состоит из трех частей: часть 1 — Общие положения; часть 2 — Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений; часть 3 — Специальные требования к отдельным видам зданий.

Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:

научный руководитель работы канд. арх. A.M. Гарнец (разделы 1-4, 6, 7, 11, 12 и 17, научная и общая редакция, компьютерный набор), канд. арх. М.Ю. Лимонад (часть 1, разделы 6, 7, 8, 10, 11 и 19, редакция текста), арх. Н.П. Малиночка (часть 1, разделы 9, 11, 13 и 21, редакция текста), инж. А.И. Цыганов (части 1 и 2, редакция текста, компьютерный набор), канд. арх. К.В. Бобкова (раздел 20), канд. арх. Г.И. Быкова (разделы 15 и 16), канд. арх. Н.Б. Мезенцева, (разделы 15 и 16), канд. арх. А.П. Моисеенко (раздел 14), канд. арх. Ю.В. Пересветов (раздел 20), канд. арх. Л.Ф. Сидоркова (раздел 14), канд. арх. Л.А. Смывина (разделы 12 и 18);

при участии специалистов следующих организаций:

ЦИЭТИН Минтруда России (д-р мед. наук Н.Ф. Дементьева, д-р мед. наук А.И. Казакова, канд. мед. наук А.И. Кузнецова, канд. мед. наук Н. В. Устинова); ВНИИстандарт Госстандарта России (инж. Г.И. Романов, инж. В.А. Столяров); Гипросвязь Минсвязи России (инж. М.В. Каплинская); Мосжелдорпроект МПС РФ (арх. Е.В. Васильев); Фонд социальной защиты инвалидов военной службы (юрист А.Ф. Сергиевский).

В тексте учтены предложения и замечания следующих учреждений:

Главгосэкспертиза России (канд. арх. С.В. Кролевец); Госстрой России (канд. арх. Л.А. Викторова, арх. Р.П. Зубова, арх. В.А. Цветков, инж. Н.Н. Якимова); Минтруд России (арх. Ю.В. Колосов).

Положительные отзывы на работу прислали:

Минздрав России — гл. психиатр Б.А. Казаковцев, отдел организации и контроля качества медицинской помощи — Г.П. Сквирская; Минкультуры России — Управление образовательной, кадровой и социально-правовой политики — Ю.В. Гафуров; Федерация физкультуры и спорта инвалидов Москвы — Г.В. Татаев; Госстрой России — Отдел бытовых услуг — М.Н. Гаврилов; журнал "Адвокат потребителя" — И.В. Живов.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1 Требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем — здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей.

Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

1.2 Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения.

1.3 Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.

1.4 Требования настоящего документа не распространяются на части общественных зданий, сооружений и участки, куда не предусмотрен допуск посетителей. Если в этих зонах предусматриваются рабочие места для инвалидов, то их следует проектировать по соответствующим нормам, а при их отсутствии — по заданию на проектирование.

1.5 В документе приведен полный набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть в проекте. Конкретизация требований, выбор состава мероприятий и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.

 

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

2.1 В настоящем СП даны ссылки на следующие документы:

Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.

СНиП 10-01-94* "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"

СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"

ВСН 62-91*/Госкомархитектуры "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения"

РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры"

ГОСТ Р 50654—94 "Классификация гостиниц"

ГОСТ Р 50918—96 "Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля"

ГОСТ Р 51079—97 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности"

ГОСТ Р 51083—97 "Кресла-коляски"

ГОСТ 4.188—85 "Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Номенклатура показателей"

ГОСТ 12.4.026—76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности"

ГОСТ 10807—78 "Знаки дорожные. Общие технические условия"

ГОСТ 21786—76 "Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования»

ГОСТ 24214—80 "Связь громкоговорящая. Термины и определения"

ВНТП 311-98 "Объекты почтовой связи"

НПБ 108-96 "Культовые сооружения. Противопожарные требования"

Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:

Выпуск 1 "Общие положения"

Выпуск 7. Часть 1 "Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов"

Выпуск 10 "Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки"

Выпуск 12 "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения"

Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения"

Выпуск 14 "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи"

Выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения"

Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*)

Правила дорожного движения Российской Федерации, № 1090 от 23.10.93, введены 1.06.94.

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

3.1 Термины, применяемые в тексте, и их определения приведены в приложении Б.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1 К объектам нормирования архитектурной среды для маломобильных лиц в общественных зданиях и сооружениях следует относить:

благоустройство и озеленение участка;

объемные элементы входов и выступающих частей;

планировочное решение, в том числе коммуникационные пути;

планировку групп помещений и отдельных помещений;

устройство мест обслуживания и мест отдыха;

устройство и планировку мест сопутствующего обслуживания.

4.2 Основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени.

4.3 Для всех объектов проектирования устанавливаются общие требования, изложенные в части 2 настоящего Свода правил.

В случае когда функциональное назначение общественных зданий нуждается в их уточнении, развитии и расширении, в части 3 документа в соответствующих разделах приводятся такие требования.

4.4 Положения Свода правил допускают возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения доступа к нему ииспользования его маломобильными гражданами.

В зависимости от проектной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения обслуживания рекомендуется применять один из двух вариантов форм обслуживания (не учитывая обслуживания на дому):

вариант "А" — доступность любого места обслуживания для инвалидов; следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения для здоровых, инвалидов и маломобильных лиц и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест;

вариант "Б" — выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов; следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.

Если к объекту проектирования могут быть применены в зависимости от принятого варианта формы обслуживания различные требования, то после указания номера и перед текстом нормативного положения указывается индекс варианта проектного решения — "А" или "Б".

 

НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ

 

5.1 Проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан.

По степени значимости критерии имеют следующий порядок приоритетов:

1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).

5.2 Критерий доступности содержит требования:

возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием;

беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;

возможности своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

5.3 Под безопасностью понимается возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу или нанести вред другим людям, зданию или сооружению, оборудованию.

Основными требованиями критерия безопасности являются:

возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий;

возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;

избежание плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;

предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;

исключение ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска.

5.4 Информативность обеспечивает возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.

Требования критерия информативности включают в себя:

своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;

точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;

возможность эффективной ориентации посетителя как в светлое, так и в темное время суток;

сокращение времени и усилий на получение необходимой информации;

возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.

Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:

расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;

углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;

ясное начертание и контрастность, а при необходимости — рельефность изображения;

соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

исключение помех восприятию информационных средств.

5.5 Уровень комфортности архитектурной среды рекомендуется оценивать как с физической, так и с психологической позиции маломобильных групп населения.

Критерий комфортности (удобства) содержит основные требования:

создание условий для минимальных затрат и усилий потребителя на удовлетворение своих нужд;

обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;

повышение качества обслуживания через его концентрацию в пространстве здания, увеличение ассортимента услуг с учетом состояния здоровья потребителей за счет создания дополнительных условий, помогающих потребителю в получении необходимых услуг.

Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать созданный уровень условий, при которых получение и оказание услуги не может быть признано дискомфортным (неудобным).

Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, приближения к местам обслуживания и увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ

ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ

 

6.1 При формировании участка общественного здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта.

При расположении общественных зданий, сооружений, комплексов в глубине участка следует стремиться к сокращению пути от наиболее вероятного входа на участок до входа в здание или сооружение, доступного для маломобильных посетителей.

6.2 При размещении зданий и сооружений на участке, как правило, следует:

разделять по возможности пешеходные и транспортные потоки на участке;

обеспечивать удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадкам участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнему инженерному оборудованию, доступным инвалидам;

обеспечивать кратчайшие связи между входами в здания комплекса, образованного отдельно стоящими на едином участке объектами и не связанными между собой крытыми переходами;

6.3 Требования к участкам и их элементам, доступным для маломобильных посетителей, приведены в таблице 6.1.

6.4 При организации на участке подъезда транспортных средств непосредственно к входу на входных площадках и в портиках рекомендуется предусматривать:

1) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "А":

возможность одновременных прохода пешеходов и посадки или высадки пассажиров;

места на горизонтальной части входной площадки или портика, достаточные для остановки транспортного средства, пропускающего пешеходные потоки;

разметку пешеходных и транспортных путей на пандусах и площадке;

2) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "Б" (дополнительно к указанным для варианта "А"):

создание отдельного оборудованного входа для инвалидов с путями, не пересекающими транспортные пути;

оборудование при наличии нескольких лестниц (или лестниц, охватывающих площадку с нескольких сторон) как минимум одной для инвалидов и маломобильных лиц.

6.5 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входных узлов зданий или входов на участок следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения с соблюдением мер безопасности движения вплоть до его регулирования.

6.6 При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта рекомендуется делать ограничительную (латеральную) разметку (см. раздел 11) пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения РФ. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение пешеходных потоков, в том числе использующих технические средства реабилитации, с транспортными потоками. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях.

Линии разметки путей для лиц с нарушениями зрения следует выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом и в соответствии с приложением 2 Правил дорожного движения РФ.

Целесообразно устраивать карманы в пешеходных зонах путей для расхождения с встречными потоками.

 

Таблица 6.1— Требования к участкам и их элементам

 

Объект Требования по критериям
  доступности безопасности информативности комфортности
         
1 Ограждения участка 2.1 Возможность опорного движения вдоль ограждения 3.1 Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте, в том числе способных поранить или зацепить при касании. 3.2 Закрепление турникетов, не допускающих их сдвиг, опрокидывание, падение 4.1 Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение. 4.2 Включение в ограждения (заграждения) элементов опознавания и заблаговременного оповещения 5.1 Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха. 5.2 Устройство поручней вдоль живой изгороди
2 Входы и въезды на участок 2.2 Размеры входов и КПП должны обеспечивать проход всем категориям пользователей и проезд на креслах-колясках, а также опорное движение через турникеты 3.3 Отсутствие выступающих частей в габаритах прохода на высоте не менее 2,1 м. 4.3 Архитектурное и световое (в темное время суток) выявление проходов 5.3 Наличие маркировки, разметки проходов
3 Пешеходные пути движения 2.3 Устройство съездов с уклоном не более 1:10 на пересечении тротуаров (пешеходных путей) с проезжей частью внутренних дорог. 2.4 Устройство поворотных и разворотных площадок, в том числе в тупиковых элементах путей пешеходного движения 3.4 Съезды не должны выступать на проезжую часть. 3.5 Использование ограждения, парапетов, бортиков(в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке. 3.6 Обеспечение обзора путей движения при их пересечении 4.4 Применение цвета в покрытии полос пешеходного движения. 4.5 Выделение пешеходных путей на покрытии с помощью знаков и указателей, предупредительных надписей с размером символа по высоте не менее 0,5 м, рифления, изменения фактуры покрытия. Заблаговременное информирование о местах риска знаками, разметкой. 4.6 Обеспечение информации о месте и удаленности входов, мест обслуживания и отдыха 5.4 Наличие мест отдыха вблизи пересечений путей движения, перед выходом с участка. 5.5 Оборудование путей движения инвалидов средствами ориентации. 5.6 Заблаговременное размещение информации (разметки, знаков, рекламных указателей)
4 Стоянки личного автотранспорта инвалидов 2.5 Ширина полосы для стоянки автотранспортного средства инвалидов не менее 3,5 м 3.7 Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением. 3.8 Ограждение мест риска и устройство средств заблаговременной информации о них 4.7 Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала 5.7 Создание на автостоянке мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для инвалидов и маломобильных лиц. 5.8 Устройство для лиц с нарушениями здоровья крытых путей прохода в здание
5 Озеленение 2.6 Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения, не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см. 2.7 Устройство грунтовых дорожек (троп) со свойствами и параметрами путей пешеходного движения 3.9 Применение в живой изгороди пород без шипов, колючек, неядовитых. 3.10 Отсутствие в габаритах зон движения пешеходов острых ветвей, шипов, режущих листьев, ядовитых растений. 3.11 Отсутствие озеленения, закрывающего обзор для оценки ситуации на перекрестках, опасных участках. 3.12 Отсутствие элементов озеленения, создающих затемнение проходов и проездов 4.8 Использование приемов ландшафтной архитектуры для выявления путей пешеходного движения, мест отдыха, мест сопутствующего обслуживания. 4.9 Применение линейных посадок деревьев и кустарников для формирования кромок путей пешеходного движения. 4.10 Отсутствие затенения озеленением сигналов, информационных устройств, ограждений опасных мест 5.9 Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект. Применение цветочных ковров для дублирования информационных указателей  
6 Элементы благоустройства, малые формы, реклама 2.8 Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения. 2.9 Применение элементов благоустройства, позволяющих использовать их с высоты кресла-коляски. 2.10 Элементы рекламы и знаки не должны закрывать полностью входы, площадки на путях движения 3.13 Размещение элементов благоустройства вне габаритов путей движения. Проектирование ограничительных бортиков или иных ограждений вокруг элементов благоустройства, в том числе столбов, урн, ваз. 3.14 Устройство бортика высотой не ниже 10 см под элементами, размещенными на высоте 0,7 м и выше. 3.15 Отсутствие надписей и символов, которые могут быть истолкованы неоднозначно и создавать угрозу стресса. 3.16 Отсутствие ослепления средствами рекламы и других помех для восприятия информации 4.11 Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток. 4.12 Асинхронность (разновременность) предоставления информации различными средствами для исключения помех 5.10 Размещение элементов благоустройства с учетом наименьшего числа поворотов для их использования. 5.11 Устройство опор (поручней и т.п.) для отдыха у мест пользования элементами благоустройства  
7 Специализированные площадки (с местами обслуживания) 2.11 Устройство зон движения по площадкам с учетом возможностей лиц с нарушениями здоровья 3.17 Размещение и оборудование мест обслуживания на участке аналогичны по требованиям безопасности местам обслуживания в зданиях и сооружениях 4.13 Применение архитектурных, в том числе ландшафтно-архитектурных, приемов для выявления назначения и входов на площадки, а также в зоны обслуживания 5.12 Соединение подходов к площадкам кратчайшими путями движения. 5.13 При наличии площадок для собак-поводырей минимальные размеры клеток 1,5 м2  
8 Площадки и места отдыха 2.12 Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания 3.18 Стационарная установка мест сидения и опор, исключающая сдвиг или опрокидывание 4.14 Информационное обеспечение мест отдыха 5.14 Оборудование для инвалидов не менее 5 % мест отдыха от числа мест на площадке, но не менее 1. 5.15 Применение теневых навесов, тентов для защиты от перегрева и осадков. 5.16 Защита от посторонних шумов мест тихого отдыха. 5.17 Обеспечение визуального восприятия панорам с мест отдыха, а также декоративных объектов ландшафтной архитектуры  

 

 

6.7 В зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов в соответствии с частью 3 настоящего СП.

Автостоянки желательно размещать не далее 50 м от входа, доступного для маломобильных посетителей.

6.8 К информационным средствам, используемым инвалидами, следует относить;

рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах;

ограждения опасных участков;

разметку путей движения на участках и знаки дорожного движения, указатели;

информационные сооружения (стенды, щиты и объемные рекламные устройства);

светофоры и световые указатели, устройства звукового дублирования сигналов движения.

Цвет покрытия пешеходных путей рекомендуется делать отличным от цвета покрытия проезжей части. Разметку путей движения рекомендуется выполнять для транспорта — белого цвета, для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках — желтого. Для инвалидов на мотоколясках разметка на пешеходных путях делается белого цвета. Разметку осевых полос рекомендуется выполнять пунктирными линиями, а кромочных полос —сплошными.

6.9 В пределах участков зданий и сооружений рекомендуется обеспечивать непрерывность информации на путях движения к местам обслуживания и отдыха инвалидов и маломобильных лиц.

6.10 Информирующие искусственные плавные подъемы поверхностей пути рекомендуется устраивать:

на пешеходных путях перед входами в здания и сооружения;

на пересечении пешеходных переходов с проезжей частью;

на путях движения инвалидов на мотоколясках для выделения пересечения с пешеходным переходом.

Продольный уклон подъема не должен превышать разрешенный для пандусов.

6.11 На путях движения тактильные указатели рекомендуется устанавливать:

на внешних, выпуклых углах зданий и сооружений;

на столбах и ограждениях;

на рычагах автоматов для продажи товаров и напитков;

на кабинах таксофонов.

6.12 При формировании информационных узлов на участках рекомендуется в зоне ожидания визуальную информацию дублировать тактильной.

Стенды и объемные рекламные устройства должны проектироваться с учетом требований безопасности и доступности, приведенных в разделах 7, 8 и 10.

6.13 Ландшафтные и фитодизайнерские композиции на участке должны выполнять функции архитектурных акцентов, входящих в общую информационную систему объекта обслуживания. При этом рекомендуется использовать сходные или единые приемы обозначения, выявления зон или мест с аналогичным функциональным назначением.

6.14 В темное время суток рекомендуется применение световых или подсвеченных знаков и указателей, в том числе рекламных, а в необходимых случаях и светофоров. На пешеходных путях рекомендуется разметка из светоотражающих знаков, вмонтированных в покрытие (типа "кошачьи глаза"), или применение световых нитей.

Светильники (осветительную арматуру) при входах на участок и в здание рекомендуется крепить непосредственно к элементам зданий или ограждений.

6.15 Светильники на стойках в общей пешеходной зоне следует ограждать декоративными защитными барьерами высотой не менее 0,65 м или размещать их в составе малых архитектурных форм (ограждений, на тумбах) на высоте не менее 0,65 м.

Светильники, устанавливаемые в зоне интенсивного пешеходного движения или специальной полосы пешеходного движения ниже 2,1 м от уровня находящейся под ними горизонтальной или наклонной площадки, следует заделывать заподлицо в вертикальные, горизонтальные или наклонные поверхности стационарных конструкций зданий или сооружений или в элементы стационарного оборудования (в поручни или участок стены за поручнем, в подступенки лестниц, в плоскость стен, в покрытие горизонтального или наклонного пола).

6.16 Световой поток осветительных приборов и рекламных огней на путях движения должен обеспечивать освещенность в уровне полос движения 20 люкс при лампах накаливания и 40 люкс при люминесцентных лампах. При этом он не должен ослеплять пешеходов и засвечивать знаки, указатели, светофоры и световые маячки.

Не рекомендуется направлять световые маячки импульсных ламп вспышек в лицо движущимся пешеходам и водителям.

 

ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

 

7.1 Для обеспечения доступности маломобильных лиц к местам обслуживания в зданиях и сооружениях рекомендуется соблюдать следующий порядок приоритетов проектирования:

объемно-пространственное решение здания, его внешний облик и детали декора фасадов, в том числе элементы входов;

функциональные зоны, группы помещений, помещения;

места обслуживания;

коммуникационные, рекреационные пространства и помещения, в том числе зоны и места отдыха и ожидания, санитарно-гигиенические помещения;

элементы инженерного оборудования, в том числе специального, для лиц с нарушениями здоровья;

решения интерьеров и мебели;

системы информационного обеспечения, в том числе наружная реклама.

7.2 Архитектурное решение объекта должно помогать маломобильному посетителю:

идентифицировать зоны здания, сооружения, помещения;

находить и использовать коммуникационные пространства, определять направления своего пути, в том числе при эвакуации;

своевременно определять и уверенно избегать зоны риска.

7.3 При организации движения непосредственно вдоль фасадов зданий следует учитывать требования к путям движения, относящиеся к выступающим элементам и конструкциям фасада.

7.4 Желательно предусматривать у входных частей фасадов зданий места отдыха с соответствующим выделением средствами архитектурной пластики и декором, а также зоны сопутствующего обслуживания.

7.5 При выборе светотеневого решения следует (особ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...