Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы отбора содержания образования




Образование есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

В дидактике имеется ряд теорий отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, и последовательность их усвоения. Они исходят из определения ряда факторов, детерминирующих содержание образования. К последним относятся следующие.

Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.

Вторым фактором отбора содержания образования является степень его удовлетворения принципу научности (соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, технике), а также принципу систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов.

Третий фактор - содержание образования должно соответствовать психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.

Четвертым фактором являются потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение (см. Закон РФ об образовании). Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ об образовании, ст.9, п.6).

20. Нормативно-методические документы, определяющие содержание образования. Государственный образовательный стандарт: структура, содержание.

Содержание образования отражено в ряде документов, учебниках, учебных и методических пособиях.

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.

В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий Утверждаются советом школы.

Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.

Разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.

В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Базисный учебный план – это нормативная база для создания обще-образовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий функционирования этих учреждений. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания образования по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам с опорой на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно советом школы.

собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы.

Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Государственные органы разрабатывают варианты учебных планов, в которых имеются федеральный, региональный и школьный компоненты. Первые два в компетенции государства и регионов; школьный компонент - учебные дисциплины, назначаемые школой. Закон об образовании дает школам право делать индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам

Учебная программа - документ, характеризующий отдельный учебный предмет. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс; перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Это документ для учителя школы.

Учебный предмет - это дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для достижения образовательных целей. Предметы объединяются в циклы: естественно-математический, гуманитарный, художественный, производственно-трудовой, физкультурно-оздоровительный. Каждая группа предметов имеет свои функции и роль в достижении образовательных целей.

И. П. Подласый называет три дидактические функции учебника:

мотивационную, заключающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

контрольно-корректирующую (тренировочную), предполагающую возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

21. Понятие базисного учебного плана: функции, структура, содержание.

Содержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся:

– структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;

– перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;

– недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.

Принято выделять несколько видов учебных планов:

– базисный учебный план;

– типовой учебный план;

– учебный план школы.

Базисный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой (для основной школы) либо Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной средней школы). Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.

В состав этого плана входят:

– продолжительность обучения;

– список необходимых предметов и недельная нагрузка;

– обязательная максимальная нагрузка;

– нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством.

На основе базисного плана формируется типовой план.

Типовой учебный план – носит рекомендательный характер и разрабатывается на основе базисного плана. Утверждается Министерством общего и профессионального образования РФ. Данный вид учебного плана не всегда подходит для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. Учебный план общеобразовательной средней школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности конкретной школы. В его состав входят следующие разделы:

– список обязательных предметов;

– обязательные предметы по выбору;

– факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;

– недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.

Существуют два типа учебных планов школы:

– собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы;

– рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.

Содержание образования учебного заведения любого типа отражает деление образования на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки.

Образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.

В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

22. Учебная (образовательная) программа. Виды учебных программ. Структура учебной программы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:

– перечень тем изучаемого материала;

– рекомендации по количеству времени на каждую тему;

– распределение их по годам обучения;

– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:

– типовые программы;

– рабочие школьные программы;

– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.

На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;

– содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

– методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.

При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

23. Понятие форм обучения. Классификация форм организации обучения.

В переводе с латинского forma — наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Проанализировав концептуальные подходы ряда авторов, П.И. Пидкасистый излагает свою позицию: “Форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоения способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков, циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления”.

По определению Б.Т. Лихачева, “форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов”.

В дидактическом плане И.И. Прокопьев дает форме такое определение: форма обучения это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов».

Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)
^ Классификация форм организации обучения по доминирующей цели обучения (Андреев В.И.)
Вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
^ Классификация форм организации обучения по дидактическим целям. (Онищук В.А.)
-Теоретические, практические, трудовые, комбинированные
Классификация форм организации обучения (Хуторской А.В.)
- Индивидуальные – репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение..
- Коллективно-групповые – урок, лекция, семинар, конференция, олимпиада, экскурсия, деловая игра.
- Индивидуально-коллективные – погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

Ч. Куписевич и И.П. Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим показателям:

количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);

место организации учебы (школьные и внешкольные);

продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок - 45 мин, спаренное занятие - 90 мин, спаренное укороченное занятие - 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

24. Урок как основная форма организации учебного процесса. Основные компоненты урока.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

25. Классификация типов уроков. Структура уроков разных типов.

Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющими признаками.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию (например, уроки математики разделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем); способу проведения (уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.).

Уроки классифицируют также исходя из:

- цели организации занятий, содержания и способов проведения уроков (М.И. Махмутов);

-основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов);

-дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, А.М. Сохор);

-методов обучения (И.Н. Борисов);

- способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практикой получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

Кроме того, широкое распространение получили нестандартные формы урочных занятий, такие как уроки-семинары, уроки-конференции, уроки – деловые игры, уроки-аукционы, интегрированные уроки и т. д.

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения:

- подготовка к усвоению новых знаний;

- усвоение новых знаний, умений;

-их закрепление и систематизация;

-применение на практике.

Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:

1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);

2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;

3 этап – закрепление, систематизация, применение;

4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:

– организации работы (1–3 мин);

– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);

– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

26. Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, развивающее, личностно ориентированное, программированное, компьютерное, модульное дистанционное.

Проблемное обучение - это вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности уч-ся по решению уч проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваютcя способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция творч мышление и др личностно значимые качества. (Ученые Кудрявцев, Матюшкин, Махмудов, Оконь в конце 60-х – начале 70 –х гг. ХХв.)

Знания в готовом виде не сообщаются, ставится перед учеником проблема, учитель заинтересовывает уч-ка.

Проблемная ситуация возникает, если:

· Имеется противоречие между знанием и не знанием (не хватает знаний для осмысления чего-либо).

· Имеется несоответствие между имеющимися у уч-ся знаниями и новыми требованиями (старые и новые факты, житейское и научное знание).

· Необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

· Имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

· Имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения уч задания и отсутствием у уч-ся знаний для его теорет обоснования.

Уч-ся получает задачу, при помощи учителя намечают и обсуждают пути и способы ее решения:

строят гипотезу, намечают и обсуждают пути и способы проверки истинности гипотезы, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Три основные формы осуществления познавательной деятельности:

Проблемное изложение – сообщение материала преподавателем, демонстрирует ход научного мышления, заставляет уч-ся следить за движением мысли к истине.

Частично-поисковая деятельность - учитель направляет работу с помощью специальных вопросов, побуждающих уч-ся к самостоятельному рассуждению, поиску ответа на отдельные части проблемы.

Самостоятельная исследовательская деятельность - в полной мере самостоятельный поиск решения проблемы.

Плюсы: способствует не только приобретению уч-ся необходимой системы знаний, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формирует способность к самостоятельному добыванию знаний путем творческой деят-ти, развивает интерес к уч труду, обеспечивает прочные результаты обучения.

Минусы: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью уч-ся.

Програмированное обучение. Компьютерное обучение.

Компьютерное обучение – это вид обучения, основывающийся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификацми процесса обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.

Технология программированного обучения внедряется с 60-х гг. ХХв. У ее истоков – американские психологи и дидакты Краудер, Скиннер, Пресси. У нас – Гальперин, Матюшкин, Талызина.

Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью спецсредств (ЭВМ, программированного учебника и т.п.)

Ее черты:

· Разделение материала на легкоусвояемые части;

· Включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части.

· Проверка усвоения каждой части, если контрольные выполнены правильно, то уч-ся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения. Если нет, то получает помощь и разъяснения.

· Фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые доступны и самому уч-ся (внутренняя обратная связь) и педагогу (внешняя обратная связь).

Основное средство реализации технологии – обучающая программа.

Она может быть по принципу программирования:

· Линейной - все ученики пошагово последовательно выполняю программу, различия - только в темпе проработки материала между

· Разветвленной – более индивидуализирует обучение. Те, кто делает ошибки, возвращается назад и делает закрепляющие материал задания или переходят к некоторой подпрограмме.

· Смешанной – Шеффилдская (различные по размеру части в зависимости от возраста уч-ся и характерных особенностей темы)и блочная (гибкая программа, всесторонне учитывающая разнообразие дейстивй)..

Машины, представляющие запрограммированный текст:

· Информационные,

· Машины-экзаменаторы;

· Машины-репетиторы;

· Тренажеры (для закрепления практических навыков).

Технология компьютерного обучения.

Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами дают решать почти все дидактические задачи.

Формируют теоретические знания, практические умения, открывают доступ к эл библиотекам, базам данных…

Адаптивные компьютеры могут приспосабливать темп обучения к индивид особ-тям уч-ся.

Дифференцированное обучение.

Дифференцированное обучение подразумевает создание благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Из этого следует, что:

- дифференцированное обучение - не цель, а средство развития индивидуальности;

- проектирование его невозможно без знания индивидуальных личностных особенностей каждого ученика;

- только изучение индивидуальности обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.

Дифференцированное обучение осуществляется в двух основных формах:

- "внешняя" связана с профильным обучением, созданием сети разнотипных инновационных учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи и т.д.);

- "внутренняя" подразумевает использование учителем гибких, ненавязчивых методов, позволяющих ученику выбирать наиболее удобные и приятные ему типы учебных заданий и способы их выполнения.

Постоянное педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной учебной работы - основа для выявления его индивидуального познавательного "стиля".

По мере проявления (от класса к классу) этого "стиля" появляется основание для более жестких дифференцированных форм обучения (профильные классы, индивидуальные программы и др.), т.е. происходит переход от внутренней дифференциации обучения к внешней.

Тестирование должно быть не основным (исходным), а лишь вспомогательным (дополнительным) методом изучения ученика как личности.

Условия осуществления клинического наблюдения за учеником:

- разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании индивидуализировать процесс обучения;

- создание возможностей ученикам для выбора способов работы, типов заданий, вида и форм учебного материала;

- систематический анализ и оценка способов освоения учеником программного материала;

- использование разнообразных форм занятий: ролевые игры, диалоги, тренинг и т. д.);

- специальная подготовка учителя, включающая помимо знания своего предмета умение строить учебный процесс с учетом развития каждого ученика;

- особые требования к личности педагога: доброжелательность к ученикам независимо от их успехов, поощрение индивидуальных продвижений каждого;

- особая культура школы, сравнительно малая (не более 20 - 25 человек) наполняемость классов, постоянная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха педагогов и учащихся.

Эвристическое обучение.

Эвристическое обучение - это вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается,

во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.;

во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе.

Обе составляющие - материальная и личностная, создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуальног

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...