Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутриязыковая интерференция.




рых нет в русском языке.

 

Системное изучение грамматике. За и Против.

В обучении грамматике традиционно выделялись 2 подхода – эксплицитный и имплицитный. В имплицитном акцент делается на без объяснения правил, во втором – наоборот. В рамках каждого из подходов сформировалось по 2 метода, но ни один из них на современном этапе не существует в чистом виде. Наиболее распространенным в методике преподавания сейчас является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений обоих подходов.

 

Формирование языковой компетенции не может противопоставляться социокультурная и речевая. В обучении грамматике это находит отражение в следующем: социальной и содержательной ценности предложений и в сочетании доречевых и собственно речевых упражнений.

Термины по обучению.

Usage – использование языка в искусственных ситуациях с целью повторения структур и моделей.

Use – реальное использование.

Drill – тренировка, повторение моделей, их изменение, трансформация

Meaningful drill – тренировочные упражнения, имеющие смысловую значимость для обучаемого (игры на отгадывание).

Controlled exercises – упражнения с жесткой установкой, заданным механизмом выполнения. Предполагают один правильный ответ и направлены на отработку языковых навыков, доведения их до автоматизма.

Guided exercises – тренировочные упражнения условно-коммуникативного характера.

Овладение грамматикой подразумевает не столько знание правил, сколько умение реализовывать их в речи не задумываясь. Наилучшим способом решения данной задачи является использования игр на уроке ИЯ. Игры:

1. языковые (лексические грамматические) и коммуникативные – language games, communicative games

2. направленные на совместное решение и соревновательного характера – cooperative, competitive

3. ориентированные на парную, групповую, фронтальную работу – whole class, group, pair work activity

 

Ошибки

accuracy - грамотность

error – системные отступления от изучаемых норм

mistake – случайнве ошибки, оговорки

 

В обучении грамматике традиционно сложились два подхода – имплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучении грамматике без объяснения правил, а во втором – наоборот. В рамках каждого из подходов сформировались по два метода, которые корнями уходят в стратегию этих подходов, но значительно отличаются принципами, практическими приемами, последовательностью действий.

Подход – наиболее общие стратегические положения обучения ИЯ.

Метод – предполагает разработку конкретных шагов, наличие определенных принципов, использование конкретных приемов).

Имплицитный:

- структурный метод (грамматическая структура становится объектом для длительной и специальной отработки через повторение, многократное проговаривание, аудирование и т.п.);

- коммуникативный метод (многократные повторения с конкретной речевой направленностью, например, учитель просит повторить одну и ту же грамматическую структуру с различным выражением – гнева, радости, грусти, сопровождая различными жестами, мимикой).

Эксплицитный:

- дедуктивный метод (от общего – к частному, от правила – к действию)

- индуктивный метод (от единичного – к общему; учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление).

 

На современном этапе данные подходы и методы в чистом виде практически не используются. Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся.

 

Дифференцированный подход.

В начальной и средней школе используют индуктивный метод, поскольку:

· именно на данном этапе активно формируется механизм языковой догадки;

· характер грамматического материала в большинстве случаев допускает выведение правила по контексту самими учащимися;

· при корректировке выведенного правила учитель может избежать употребления трудных грамматических терминов.

 

При этом очевидно, что для закрепления грамматических навыков необходимо увеличить количество условно-речевых и собственно речевых упражнений и заданий. Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматических игр, направленных на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте. Частичное сочетание индуктивного и коммуникативного методов.

 

В старшей школе и на продвинутом уровне обучения используют дедуктивный метод, поскольку:

· уровень языковой грамотности уже достаточно высок и позволяет эффективно использовать специальную литературу как в классе, так и при самостоятельной работе;

· грамматические структуры, изучаемые на продвинутом уровне, достаточны сложны, и их вряд ли можно понять самостоятельно, а если и возможно, то временные затраты будут непозволительно велики;

· в старшей школе акцент делается на дальнейшее развитие автономности учащихся, формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...