Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта




Норма права находит свое выражение в статьях нормативно-правовых актов.

Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции, санкции, а статья нормативного акта – это средство воплощения нормы права, форма выражения государственной воли.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правила поведения, законодатель может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы норм права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

а) прямой способ – имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

б) отсылочный способ – имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

в) бланкетный способ – имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач: придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой как движение от общего к конкретному; избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные положения, факты, условия. Решать эти задачи приходится постоянно и поэтому происходит несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.

 

СИСТЕМА ПРАВА

Система права – внутреннее строение права, выражаю-щееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям, подотраслям и правовым институтам.

Система права состоит из:

а) правовой нормы;

б) отраслей права;

в) подотраслей права;

г) правовых институтов.

Система права – это строение самого права, его подразделение на нормы отрасли, подотрасли и институты. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Основные черты системы права:

1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли.

2) ее элементы не противоречивы, внутренние согласованы, взаимосвязаны,что придает ей целостность и единство.

3) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурны-ми, историческими факторами.

4) имеет объективный характер, так как зависит от объективно существующих отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует. Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

1) императивный – метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

2) диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

3) поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

4) рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.

Рассмотрим структурные элементы системы права.

Правовая норма – это единичное общеобязательное правило поведения, регулирующее общественное отношение, гарантируемое и санкционируемое государством и выраженное в статьях нормативных актов.

Отрасль права – это наиболее крупная часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.

Признаки отрасли права:

– каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования и свой метод правового регулирования;

– имеет свое законодательство, как правило, самостоятельные кодексы;

– имеет свой особый юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий способы реализации прав и обязанностей и государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм.

Подотрасль права по сравнению с отраслью права объединяет меньшие группы правовых норм и регулирует родственные общественные отношения. Например, предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, налоговое право - это подотрасль финансового права.

Институт права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Институт права – это сравнительно небольшая устойчивая совокупность правовых норм. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Например, в уголовном праве – институт назначения наказания, институт освобождения от уголовной ответственности; в семейном праве – институт брака, институт усыновления, институт развода; в гражданском праве – институт договора купли-продажи, институт юридического лица, институт исковой давности и т.д.

Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее. Существуют комплексные сложные правовые институты. Это более крупная совокупность правовых норм, имеющая в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Юридическим критерием для обособления той или иной совокупности в конкретный правовой институт служат три признака:

1) юридическое единство правовых норм;

2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений;

3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов и других нормативно-правовых актов.

Классификация отраслей права:

1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем над всей системой отраслей права стоит конституционное право, затем материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им процессуальные отрасли – гражданско-процессуальное право, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право;

2) специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены к особым сферам общества: трудовое право, земельное, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право.

3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: аграрное право, экологическое право, торговое право, прокурорский надзор, морское право.

В юридической литературе выделяют следующие отрасти права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское право;

3) административное право;

4) уголовное право;

5) земельное право;

6) трудовое право;

7) семейно-брачное право;

8) уголовно-процессуальное право;

9) аграрное (сельскохозяйственное) право;

10) уголовно-исполнительное право;

11) экологическое (природоохранное) право;

12) финансовое право;

13) гражданско-процессуальное право;

14) международное право.

Среди формирующихся можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, таможенного, муниципального, компьютерного, космического права.

Дать характеристику основных отраслей права - это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования отраслей права. Рассмотрим некоторые отрасли права.

Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственное устройство. Доминирующий метод - императивный.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и др. Господствующий метод - императивный.

Семейно-брачное право регулирует отношения, возникающие вследствие создания брака, а также отношения между членами семьи. Основной метод - диспозитивный.

Трудовое право регулирует отношения, возникающие в сфере труда и трудовой деятельности. Основной метод - императивный.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Правотворчество является одним из важнейших направлений государственной деятельности. В юридической науке правотворчество понимается в двух аспектах. В узком смысле под правотворчеством понимается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком смысле правотворчество – это процесс, который начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации правовой нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.

Правотворческая деятельность состоит из 2-х основных частей.

Первая – включает в себе организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и т.д.)

Вторая – в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

Обе части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии.

Первая – предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий.

Вторая стадия – официальное закрепление государственной воли в нормах права, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.

Правотворчество характеризуется следующими особенностями:

– представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

– основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах;

– важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

– уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – показатель цивилизованности и демократии общества.

Таким образом, правотворчество – это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм, гласность, профессионализм, законность, связь с правоприменительной практикой.

Рассмотрим эти принципы:

1) демократизм – характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе;

2) гласность – означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности;

3) профессионализм – заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.;

4) законность – данная деятельность должна осу-ществляться в рамках и на основе Конституции и иных законов;

5) научность – в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуации, объективные потребности развития общества.

Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.

6) связь с правоприменительной практикой – без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

В зависимости от субъектов, правотворчество подразделяется на следующие виды:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума – всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

2) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;

3) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворчества. Суть законотворчества – это принятие высшим законодательным органом (парламентом) нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой. Он включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) опубликование закона.

Все эти моменты нашли свое отражение в Конституции РК.

Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед парламентом вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обеспечения.

Согласно ст. 61 Конституции РК право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента РК, Правительству РК и реализуется исключительно в Мажилисе.

Обсуждение законопроекта происходит вначале в Мажилисе. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течении 10 дней представляется президенту на подпись.

Законы Республики Казахстан вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Президент РК подписывает закон в течении пятнадцати дней, обнародует либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования.

Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, президент в течении 7 дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

Изменения и дополнения в Конституцию РК вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числе депутатов каждой из Палат.

Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Проведение не менее 2-х чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно (ст. 62 Конституций РК).

Все законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РК.

Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Все законы публикуются в официальных источниках – газете “Казахстанская правда” или “Собрании законода-тельства РК”.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...