Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление денежными средствами и их эквивалентами




Денежные средства и их эквиваленты – это деньги в кассе, на депозитных счетах, на расчётных счетах.

К эквивалентам денежных средств относят:

•ликвидные краткосрочные финансовые вложения

•ценные бумаги других предприятий

•государственные казначейские билеты

•государственные облигации

•ценные бумаги, выпущенные местными органами власти

При управлении денежными средствами и их эквивалентами финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств и принять решение о покупке государственных ценных бумаг.

Система эффективного управления денежными средствами подразумевает выделение 4 крупных блоков процедур, требующих внимания финансового менеджера:

1)расчёт финансового цикла

2)анализ движения денежных средств

3)прогнозирование денежных потоков

4)определение оптимального уровня денежных средств

Эффективное управление остатками денежных средств на текущих счетах заключается в:

- обеспечении денежными средствами выполнения текущих операций;

- поддержании необходимого резерва средств для осуществление непредвиденных платежей;

- наличие средств в ликвидной форм и для участия в незапланированных выгодных финансовых операциях (например, на финансовом рыке).

Причины дефицита денежных средств на расчетных счетах и в кассе организации могут быть следующими:

I.Внутренними, состоящими в:

1) Падении объема продаж, вследствие потери одного или более крупных потребителей; недостатков в управлении ассортиментом продукции

2) Недостатках в системе управления финансами - слабое финансовое планирование; отсутствие оптимальной организационной структуры финансовых служб; отсутствие управленческого учета; потеря контроля над затратами; низкая квалификация кадров

II. Внешними, заключающимися в кризисе неплатежей; применении неденежных форм расчетов; конкуренции со стороны других товаропроизводителей; росте цен на энергоносители; давлении налогового законодательства; высокой стоимости заемных средств и инфляции.

Деньги на текущем счете практически не приносят дохода, с их увеличением возрастают потери доходов от долгосрочных вложений, но одновременно повышается ликвидность. Задача финансового менеджера заключается в нахождении разумного компромисса между доходностью от вложения денежных средств и поддержанием необходимой ликвидности.

В случае, если необходимо повысить ликвидность, необходимо принять определенные меры по увеличению притока денежных средств, либо по уменьшению оттока денежных средств. Эти меры могут носить как долгосрочный, так и краткосрочный характер. Вместе с тем, увлекаться аккумулированием денежных средств в виде наращения величины их остатков на расчетных счетах организации также нецелесообразно.

В теории финансового менеджмента предлагается рассматривать хранение денежных средств на текущем счете как хранение одного из видов запасов и применять модели, разработанные в теории управления запасами для оптимизации остатков денежных средств.

Примером такого подхода является модель В.Баумола, в которой заложено, что фирма при появлении излишка денег на счете сверх рассчитанной суммы оптимального запаса использует его для покупки краткосрочных ценных бумаг в целях получения дохода, а при снижении запаса денег продает часть этих бумаг, повышая запас денег до оптимального уровня.

На зарубежных фирмах такой опыт имеет достаточно широкое использование. Отечественные организации пока, в основном, лишены такой возможности и чаще сталкиваются не с проблемой поддержания оптимального запаса денежных средств на счете, а с проблемой постоянного отсутствия денег для оплаты просроченных счетов.

Существуют и другие формализованные модели (например, модель Миллера-Орга), однако все из них имеют существенные для отечественной практики ограничения.

 

 

Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность – краткосрочное финансирование предприятием (часто вынужденное) своего контрагента по сделке

Дебиторская задолженность включает:

- неоплаченные счета за поставленную продукцию

- векселя к получению

- другие коммерческие ценные бумаги

Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности как экономического инструмента.

В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

учёт дебиторской задолженности на каждую отчётную дату;

диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;

разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;

контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платёжной дисциплины;

ускорение востребования долга;

уменьшение бюджетных долгов;

оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Участники

В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В современной коммерческой организации в процессе управления задействованы следующие лица и структурные подразделения:

Генеральный директор

Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам)

Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)

Юридический отдел и служба безопасности

Классификация дебиторской задолженности:

1)по причинам образования:

- оправданная задолженность связана с нормальными сроками документооборота, т.е. это задолженность, срок погашения которой еще не наступил или менее 1 месяца;

- неоправданная дебиторская задолженность связана с ошибками в оформлении документов, нарушением условий договоров и т.п.;

- безнадежная задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Они списываются на убытки по истечении срока исковой давности.

2)по статьям бухгалтерского баланса:

- покупатели и заказчики;

- векселя к получению;

- дочерние и зависимые общества;

- авансы выданные;

- прочие дебиторы.

3)по срокам ее образования:

- краткосрочная (платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);

- долгосрочная (более 12 месяцев).

Факторы, влияющие на дебиторскую задолженность:

1)внешние: состояние экономики, состояние расчетов в стране, эффективность денежно-кредитной политики, уровень инфляции, сезонность выпуска продукции, емкость рынка, степень его насыщенности;

2)внутренние: кредитная политика предприятия, виды используемых расчетов, и в частности гарантирующих платеж, состояние контроля и др

Методы управления и сокращения дебиторской задолженности:

1)контроль состояния счетов просроченной дебиторской задолженности;

2)проведение ранжирования дебиторов с целью выявления должников, на которые приходится большая доля просроченной задолженности;

3)анализ задолженности по видам продукции с целью определения невыгодных товаров с точки зрения инкассации;

4)оценки реальной стоимости ценных бумаг и учетов возможности ее продажи;

5)работы с должниками, в том числе работы с использованием внесудебных процедур;

6)контроль за состоянием и сбалансированным изменением дебиторской и кредиторской задолженности;

7)диверсификация покупателей;

8)оптимизация кредитной политики;

9)разработка мероприятий мотивации персонала сбыта;

10)стимулирование досрочной оплаты за продукцию;

11)стимулирование своевременной оплаты за продукцию через введение системы поощрений и системы санкций за несвоевременную оплату и др.

Способы рефинансирования ДЗ следующие:

- факторинг;

- учет и залог векселей;

- форфейтинг;

- иные формы ее краткосрочного финансирования

При изучении состава ДЗ особое внимание уделяют анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с невозвратом этой задолженности.

 

 

11)Отличительные черты стратегического, долгосрочного и краткосрочного финансового планирования

Финансовое планирование — инструмент управления финансами предприятия.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Объектами финансового планирования являются:

движение финансовых ресурсов;

финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов;

стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

Финансовое планирование на предприя–тии включает три основных подсистемы: перспективное финансовое планирование, те–кущее финансовое планирование, оперативное финансовое планирование.

Стратегическое финансовое планирова–ние определяет важнейшие показатели, пропор–ции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период 3—5 лет. Период от 1 года до 3 лет носит условный харак–тер, так как зависит от экономической стабиль–ности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их исполь–зования. В рамках стратегического планирова–ния определяются долгосрочные ориентиры раз–вития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется поиск альтернативных вариан–тов, осуществляется выбор лучшего, и на его ос–нове стоится стратегия предприятия.

Долгосрочное финансовое планирова–ние является планированием «осуществле–ния». Охватывает период 1—2 года. Основы–вается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финан–сового планирования заключается в разработ–ке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприя–тию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформи–ровать структуру ее доходов и затрат, обеспе–чить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового пла–нирования является разработка трех основных документов: плана движения денежных средств; плана отчета о прибылях и убытках; плана бухгал–терского баланса.

Основной целью построения этих до–кументов является оценка финансового поло–жения предприятия на конец планируемого пе–риода. Текущий финансовый план составляется на период, равный 1 году. Это объясняется тем, что за 1 год в основном выравниваются сезон–ные колебания конъюнктуры рынка. Годовой фи–нансовый план разбивают поквартально или по–месячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в ка–ком-то квартале (месяце) может оказаться не–достаток финансовых ресурсов.

Краткосрочное (оперативное) финан–совое планирование дополняет долгосроч–ное, оно необходимо в целях контроля за поступ–лением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресур–сов. Финансовое планирование включает со–ставление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в кратко–срочном кредите.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...