Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 класс. Развитие речи. Грамматика




3 класс

Развитие речи

 

В третьем классе дети совершают существенный шаг в своем развитии. Учитель отчетливо видит это тогда, когда большинству учеников исполняется девять. Рудольф Штейнер неоднократно указывал на значение этого этапа развития, когда “ребенок приближается к тому, чтобы все сильнее и сильнее отделять себя от окружения”. (16)

Я-чувство все больше превращается в Я-сознание. “Неискушенная натура ребенка испытывает в это время учителя, должен сказать, совершенно неслыханным образом. Она испытывает его на предмет того, действительно ли он несет в себе мир, достоин ли он быть для него, для ребенка, представителем всего космоса. ”

Ребенок хотел бы убедиться: “" Да, он знает еще много больше, чем казалось до этого момента! " .... Учитель вдруг возвышается в восприятии ребенка”. (17)

Эту особую ситуацию в развитии ребенка учитывает учебная программа: в третьем классе, с одной стороны, “собирается” и в известной степени закругляется все то, чем дети занимались раньше, а с другой — появляется много совершенно нового.

На ритмической части много места занимают стихи о природе: они отвечают чувству жизни у детей. Для творений романтиков время еще не наступило, зато охотно рассказываются описательные стихи, особенно если у них ярко выраженный ритм и четкие рифмы. Но ни в коем случае нельзя отказываться от шутливых стихотворений. (18) На эпохе ремесел можно брать тексты, имеющие отношение к крестьянскому труду, строительству, домоводству и пр. Особенно детям, конечно, нравятся те тексты, которые подготовил сам учитель, — например, какие-то стихотворные изречения. Возможно проводить небольшие игры. * * Кроме всего вышеперечисленного, мы рекомендуем для ритмической части стихи на библейские сюжеты, которых в русской поэзии очень много. Подборку таких стихов можно найти в приложении к книге К. Слезак-Шиндлер " Искусство речи в школьном возрасте". Там же содержатся и стихи о ремеслах, крестьянском труде и т. п..

Материалом для рассказывания являются сюжеты Ветхого Завета. Истории о сотворении мира и создании людей, которым Бог передал Землю, обращают внимание учеников на природу, на отношение к ней человека. От учителя зависит, какие сюжеты после изгнания из рая он выберет для своих рассказов, о ком из великих он пожелает поведать детям – о Ное, Аврааме, Моисее и т. д. Однако он должен стараться передать мощный язык Ветхого Завета — и тем самым сохранить эти древние события на той высоте, на которой им подобает пребывать. Для третьего класса есть книга для чтения: “Und Gott sprach”. Ценные детали можно найти также в иудейских сказаниях.

Грамматика

 

В третьем классе начинается первая эпоха грамматики. Целесообразно запланировать ее на второе полугодие, когда большинству детей уже исполнится девять лет.

Для преподавания грамматики Рудольф Штейнер дал совершенно новые импульсы и все время надеялся увидеть их осуществленными на практике. Для учителей, которые еще были во власти старых представлений о грамматике, переход оказался нелегким. В этом можно убедиться, читая материалы со школьных совещаний, на которых присутствовал Штейнер. Его неудовлетворение посещенных им уроков родного языка привело, однако, к появлению очень ценных для вальдорфской педагогики указаний, одно из которых было сделано на совещании 6. 2. 1923. Там Рудольф Штейнер говорит о том, что нужно для того, чтобы подойти к “живой грамматике”: дети должны суметь связать чувство со всеми немецкими или латинскими терминами, они должны “обрести чувство того, что представляет собой Perfekt, что представляет собой Prä sens”. Чтобы выполнить это требование, нужны, конечно, знания, но их одних недостаточно для достижения педагогических целей. (20)

Часть высказывания Рудольфа Штейнера о преподавании грамматики по-новому, мы уже цитировали выше, речь шла о том, что “чувство стиля в отношении языка мы должны постараться развить в ребенке еще до девяти лет” (3). Далее говорится: “Мы достигнем этого, если с нашей помощью ребенок осознает разницу между предложением утвердительным, предложением вопросительным и предложением, в котором выражаются чувства, если предложение, в котором выражаются чувства, он будет произносить с другой интонацией, чем утвердительное, если мы обратим внимание ребенка на то, что утвердительное предложение произносится нейтрально, ровно, а предложение, в котором выражаются чувства, с особым оттенком. Мы достигнем этого, если будем работать над художественным элементом речи и затем из этого художественного элемента станем развивать грамматику и синтаксис. ” (21)

В учебном плане до конца восьмого класса (и даже далее! ) звучит эта тема в разных вариантах: развивать весь мир грамматических форм на основе художественного элемента — с помощью чувств.

Термином “утвердительное предложение” (Behauptungssatz) Рудольф Штейнер обозначает в этой цитате предложение повествовательное, на это однозначно указывает описание (нейтрально, ровно). Вопросительное предложение есть и в общепринятой классификации, а вот вместо предложения, в котором выражаются чувства, в обычной классификации стоит предложение побудительное. Здесь не место приводить мотивировку Рудольфа Штейнера по поводу типов предложений. (22) А на практике именно предложение, в котором выражаются чувства, оказывается на занятиях источником интереса и радости. Кроме того, оно дает богатую возможность разбудить в ребенке силу чувств, дифференцировать ее, вызвать интерес.

Три типа предложений составляют единственный материал первой эпохи (примерно две недели). Сравнивая три типа предложений, учитель обращает внимание учеников на интонацию, ударение, мелодику, таким образом новые знания ученики приобретают исключительно через художественное.

Вторая, следующая эпоха знакомит с тремя основными типами слов: Namenswort — по-русски " слов-имя" (существительное), Wiewort — " слово-чувство" (прилагательное), Tuwort — " слово-действие" (глагол). Жети должны осознать, что все эти три типа слов существует в языке. Новой здесь прежде всего является задача, которую Рудольф Штейнер ставил перед классными учителями при их подготовке к эпохе:

“Во всем, что выражается существительными, мы осознаем свою человеческую самостоятельность. Благодаря тому, что мы учимся обозначать вещи именами существительными, мы обособляем себя от внешнего мира... Совсем иначе обстоит дело с прилагательными. Когда я говорю " стул синий", то выражаю этим нечто, что соединяет меня со стулом. Свойство, которое я воспринимаю, объединяет меня со стулом. .... Если я произношу глагол: " Человек пишет", то мое Я – я сам не только соединяюсь с существом, к которому относится этот глагол, но и включаюсь в то действие, которое физически совершает другой. ” (23)

Это, конечно, совершенно необычный подход к изучению частей речи. Рудольф Штейнер обосновывает его так:

“Теперь, когда вы кое-что знаете о частях речи, вы будете говорить о них уже с совершенно другим внутренним отношением к существительному, прилагательному и глаголу”. (24)

Из этого вытекает следующее: вместо того, чтобы заниматься классификацией слов, нам нужно понять, какие чувства вызывает в человеке три основные части речи и каким образом язык помогает ему осознать свое отношение к окружающему миру. Именно к этому побуждает учителя данное высказывание Рудольфа Штейнера. Естественно, детям делать этого не нужно, они только чувствуют “совершенно другое внутреннее отношение”, которое, однако, оказывает отчетливое влияние на преподавание. Таким образом учитель приводит детей к тому, что в их языке есть существительные, прилагательные и глаголы (Namens-, Wie- и Tuwö rter).

Для упражнений, в том числе и для вводных, не следует брать “интересные” примеры, тем более примеры из художественной литературы, так как это может отвлечь от изучаемой грамматической категории. Именно она в данном случае должна вызывать интерес. Лучше обратить взгляд на то, что окружает детей: Что это там такое? Какое оно? Что делает он? Естественно, чтобы достичь полного понимания, позже нужно будет выйти за эти рамки и задавать вопросы обо всем, что известно детям: назови всех животных, которых ты знаешь, профессии людей, вещи; опиши, какие они; вспомни, что они делают. И ответами на эти вопросы будут существительные, прилагательные и глаголы.

Следующая ступень — рассмотрение форм существительного (склонение) и глагола (спряжение). Для этого учитель составляет загадки с падежными вопросами: кто, кого, кому, кого, кем, о ком (в немецком всего четыре вопроса: Wer? Wessen? Wem? Wen? ). Пример: Кто живет, только пока движется? У кого нет формы? Кому мама отдает белье на просушку? Кого я постоянно чувствую вокруг себя и все же не могу схватить? Кем раскачиваются деревья? О ком говорят в прогнозе погоды? Ответами на загадки будет существительное во всех падежах: Кто? — ветер; у кого? — у ветра; кому? — ветру; кого? — ветер; ** В русском языке слово " ветер" неодушевленное, поэтому оно отвечает на вопрос что и форма винительного падежа совпадает с формой именительного, но мы решили, что лучше будет оставить тот пример, который выбрал автор, правда нам пришлось дополнить его еще двумя падежами, которых нет в немецком языке — творительным и предложным.. кем? — ветром; о ком? — о ветре. (Понятно, что лучше всего по возможности ставить вопросы без предлогов. ) В качестве отгадок следует брать существительные разного рода. Здесь мы не будем приводить другие загадки, это поле деятельности для фантазии учителя.

На этой эпохе окончательные выводы о процессе склонения, а также о формах существительного не делаются; необходимо только, чтобы дети поняли, что существительные изменяются определенным образом и что на определенные вопросы следует давать определенные ответы. То же относится и к знакомству со спряжением.

 

Способность выразить себя через язык

Письмо и чтение

 

В третьем классе вводится мелкий шрифт (обычно это “латинский начальный шрифт”, Lateinische Anfangsschrift) — и теперь дети пишут уже совсем " по-настоящему". В связи с этим некоторые дети начинают писать “как взрослые”, то есть быстро и нечетко. С этим непременно нужно бороться. Поэтому для упражнений (теперь много времени отводится отработке соединений букв) теперь детям даются тетради с тонкими цветными линейками, обозначающими границы строчных и прописных букв. В принципе на это можно было обращать внимание и раньше, когда дети писали печатные буквы, но тогда это было не столь важно. На этой стадии учитель постоянно должен обращать внимание ребенка на положение и движения руки. А глаза все время должны оценивать, красиво ли пишет рука. Рудольф Штейнер называет это “рисующим письмом”, при котором пишущий “постоянно обращает внимание на написанное” и “относится к своему письму эстетически” (25) После длительных упражнений дети получают разрешение использовать перьевые ручки. Этот переход дает возможность еще раз по-новому взглянуть на почерк детей, увидеть проблемы и преодолеть их.

Следует побеседовать с детьми о том, что хороший почерк — это проявление внимания к тому человеку, который будет читать написанное.

 

В чтении все большую роль играет чтение вслух.

 

Правописанию * * Русские дети знакомятся в третьем классе со следующими правилами: безударные гласные в корне, непроизносимые согласные, разделительный мягкий знак, " не" с глаголами. уделяется больше внимания, чем раньше. В беседах с детьми подчеркивается " общественно-договорной" характер орфографии: люди договорились соблюдать определенные правила, чтобы легче было читать написанное. (26) Для правописания очень важно следить за тем, чтобы дети хорошо артикулировали. Различия между долгими и краткими гласными осваиваются в ходе упражнений на слух.

“Все способности взаимно поддерживают друг друга. Если правильно развивать одну из них, развитие других также получит правильное направление. Приучившись точно слышать, ребенок непременно будет склонен и к тому, чтобы внешний образ слова связывать с его внутренним смыслом. ” (27)

Упражнения в правописании еще долгое время старательно отделяются от тех текстов, которые дети (радуясь своему новому умению) пишут самостоятельно — это могут быть небольшие письма или старательно подготовленные пересказы.

Поскольку теперь дети умеют писать достаточно быстро, они могут уже переписывать с доски длинные тексты в свои эпохальные тетради (например, во время эпохи сельского хозяйства, ремесел, строительства дома) Эти тексты, которые пишет классный учитель, одновременно являются и материалом для чтения.

Первые “ сочинения” появляются на третьем году школьного обучения — вначале это тщательно подготовленные пересказы. Наряду с этим ученики упражняются в написании писем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...