Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация операции логического соединения




Операция логического расчленения была рассмотрена выше, перейдем к ее антиподу - логическому соединению. Для ее осуществления необходимо выявить понятие, обозначающее систему, в которой рассматриваемое понятие, обозначающее исходную систему, явится одной из составных частей. Или пользуясь терминами системного подхода, установить для исходной системы надсистему, в которую исходная входит наравне с другими, дополнительными системами, образуя только в совокупности с ними эту надсистему.

Например, если в качестве исходной системы выбран стержень от шариковой авторучки, то традиционное (но не единственное) выполнение операции логического соединения даст нам в качестве надсистемы шариковую авторучку, где кроме нашего стержня будет также корпус и фиксатор.

 

Литература

Ивин А.А., Искусство правильно мыслить, Москва, Просвещение, 1991.

Титов В.В., Выбор целей в поисковой деятельности, Москва, НТК “Метод”, 1991.

 

В дополнение к изложенному, предлагаются варианты контрольных заданий с образцами их выполнения а также понятийные ряды, которые могут быть использованы при изучении логических операций расчленение-соединение.


Понятие системы

 

 

Понятие “система” является основным в любой области человеческой деятельности. Однако содержание этого термина, как и всякое определение, целесообразно только в конкретной ситуации, когда оно соответствует целям, которые в этот период существенны (важны, принимаются во внимание).

Из всех часто употребимых терминов понятие ”система” имеет наибольшее количество определений. Настойчивая, упорная работа в этом направлении позволит выявить их более сотни.

 

Состав

 

Обычно на вопрос: Что такое система? отвечают примерно следующее:

Система - упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

 

Из этого определения, по меньшей мере, следует, что любой объект, рассматриваемый в качестве системы, может быть представлен в трех аспектах:

- как нечто целое (система);

- как элемент системы более высокого порядка (надсистемы);

- как совокупность более мелких частей (подсистем)

 

Возьмем в качестве исходной системы (ИС) рукав, который вместе с дополнительным компонентом (ДК1) - воротником и другими добавочными компонентами (ДКi) образует надсистему (НС) - рубашка. В тоже время рукав, являясь функционально законченным компонентом, состоит из определенных элементов, каждый из которых, в свою очередь, может быть рассмотрен как состоящий из подсистем более низкого уровня.

При этом не вызывает сомнение и то, что, при необходимости, дальнейшее продвижение возможно как вверх так и вниз.

Обрати внимание - при движении вниз выполняется операция логического расчленения, а вверх- соединения.

 

рубашка     надсистема (НС) * уровень +1  
                 
ИС           ДК1      
рукав     воротник   системы * уровень 0  
                   
                   
манжет               подсистемы * уровень -1
                   
                   
петля   пуговица           подсистемы * уровень -2
                   
                                           

 

 

Контрольные задания по этому разделу совпадают с предлагаемыми по теме: “Логические операции с понятиями”, раздел “Логические расчленение и соединение”.

 

 

Функция

 

Любой объект, удовлетворяя какую-либо потребность, является системой. Поэтому система - средство достижения цели. Она (система) выполняет ту функцию (или функции), которая необходима для достижения этой цели. Функция - внешнее проявление свойств системы, а функциональный признак - системоопределяющий.

Выделяют так называемую Главную полезную функцию - ту ради которой собственно и нужна система. Использование же системы не по прямому назначению позволяет получать несвойственные функции (НФ).

 

 

Функция, как любой термин, формулируется по определенным правилам.

 

Правило формулирования функции Ф=Д+О+У, где:

Ф - функция

Д - действие (глагол в инфинитиве)

О - объект, на который действие направлено

У - условие, при которых действие осуществляется.

 

Рассмотрим в качестве примера такой хорошо известный предмет мебели как стул. Его функция Ф - поддерживать тело при сидении и тогда, соответственно структуре формулировки, имеем:

Д - поддерживать

О - тело

У - при сидении

1. Шариковая авторучка

Ф - переносить пастообразный краситель на поверхность при перемещении с небольшим нажатием.

 

Д переносить    
О   пастообразный краситель на поверхность  
У     при перемещении с небольшим нажатием.

 

2. Электрический провод

Ф - соединить нагрузку с источником напряжения при подключении.

 

Д соединить    
О   нагрузку с источником напряжения  
У     при подключении

 

Свойство

 

В тоже время, любую из применяемых систем мы можем использовать и не по прямому назначению: поставить на телевизор часы (телевизор - подставка для часов), устроившись на автомобильной камере, плавать по водоему (камера - плавсредство) и т.д., то есть практически каждое устройство обладает некоторым функциональным резервом. А это возможно только потому, что используется лишь часть его потенциальных возможностей (свойств), именно та, которая необходима для выполнения функций, обеспечивающих достижение интересующей нас цели. Поэтому можно сказать, что система - тень цели на среде.

 

И если функция - внешнее проявление свойств системы, форма ее взаимодействия с окружающей средой, то свойство - потенциальная возможность этого взаимодействия.

 

Рассмотрим хорошо всем известный стул. Его основная функция (ОФ)- поддерживать тело при сидении, а востребованное свойство (С), позволяющее это делать - способность сохранять форму при механическом воздействии (до некоторой степени - прочность в привычных терминах). С не меньшим успехом, используя то же свойство, мы можем применить стул как вешалку для одежды, подставку под магнитофон и т.п.

При этом нас совершенно не интересует какие у рассматриваемой системы имеются невостребованные свойства, так если стул изготовлен, например, из дерева - он может быть неплохим электроизолятором, химическим топливом и т.д. Используя систему не по прямому назначению мы получаем несвойственные функции (НФ).

 

Свойства:

С1 - способность сохранять форму при механическом воздействии.

С2 - способность не пропускать электрический ток при контакте.

С3 - способность окисляться в кислороде с выделением тепла при соответствующей температуре (горение).

С4 -...

Понятно, что этот перечень свойств - потенциальных возможностей (способностей) системы можно было бы и продолжить.

 

1. Стул. Ф - поддерживать тело при сидении (С1).

2. Электроизолятор. НФ1 - препятствовать прохождению электрического тока при контакте (С1, С2).

3. Химическое топливо. НФ2 - окисляться в кислороде с выделением тепла при соответствующей температуре (С3).

4....

 

Обрати внимание - свойство формулируется также как и функция, только добавляется слово, указывающее на потенциальную возможность, при этом, формулировки функции и свойства могут совпадать, если относятся к веществам (материалам).

 

В дополнение к изложенному, предлагаются возможные формы контрольных работ с образцами их выполнения по каждому из разделов, а также перечни формулировок функций и понятийные ряды, которые могут быть использованы при объяснении данного материала и составлении конкретных контрольных заданий

Ëèòåðàòóðà

Òèòîâ Â.Â., Ñèñòåìíûé ïîäõîä, Ìîñêâà, ÂÍÈÈÏÈ, 1990.


Приложение 1.

 

Учебно-тематический план модуля А


ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

модуль А

Основные термины и их взаимосвязь

 

Тематический план

 

1. Понятие изобретения, его отличие от открытия

2. Введение в экспертные оценки

3. Определение понятия

4. Логические операции с понятиями

5. Аналогии

6. Понятие системы

 

Учебно-тематический план

 

№№ п/п Наименование тематических разделов Лекции час Практ. час Всего час
         
1. Понятие изобретения, его отличие от открытия      
2. Введение в экспертные оценки      
3. Определение понятия      
4. Логические операции с понятиями      
5. Аналогии      
6. Понятие системы      
7. Резерв времени      
  Итого      

 

 

Содержание тематических разделов

 

1. Понятие изобретения, его отличие от открытия

Настоящий раздел не является введением в курс “Основ патентного права” или других компонентов Законодательства об охране интеллектуальной собственности в России и/или других странах, а лишь ставит целью в самых общих чертах ознакомить учащихся с понятиями изобретение и открытие, а также некоторыми особенностями применения этих терминов в отношении объектов промышленной собственности.

Изобретение - техническое решение, обладающее мировой новизной, полезностью, осуществимостью и неочевидностью и относящееся к следующим видам: способ, устройство, вещество, штамм и на применение.

Открытие - установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

 

2. Введение в экспертные оценки

В основе принятия любого решения лежит сравнительный анализ имеющихся альтернативных вариантов, осуществляемый по признакам (критериям), характерным как для субъекта так и для объекта выбора.

Выдвинутые членами группы перечни критериев ранжируются как по частоте повторяемости, так и по очередности в каждом предложенном списке. На этой основе формируется единый перечень проранжированных критериев, при этом для рабочего перечня могут быть сохранены лишь находящиеся в верхней части.

По полученным совместно критериям члены группы индивидуально оценивают предложенные на выбор альтернативные варианты.

Математическая обработка (в соответствии с уровнем знаний от простейшей арифметики до сложного статистического подсчета), выставленных по критериям оценок позволяет проранжировать уже предложенные на выбор альтернативные варианты в полном соответствии с менталитетом работающей группы. Так в 8-м классе было предложено выбрать наилучшие наручные часы из 4-х предложенных. Выяснилось, что точность хода не попала в перечень из 6-ти наиболее значимых критериев, оставленных для дальнейшей работы. Наиболее значимым оказался “наличие дополнительных устройств”.

 

3. Определение понятия

Раскрывается содержание термина "определение".

Приводится логическая структура явного определения и его разновидности - определение через род и видовое отличие.

Показывается принципиальное отличие явных определений от неявных и предлагаются правила формулирования определений.

 

4. Логические операции с понятием

Даются основные логические операции с понятиями: деление-обобщение и расчленение-соединение. На этой основе формируются содержание терминов “классификация” и "иерархия”, а также предметное направление системного исследования. Приводятся правила выполнения этих операций.

 

5. Аналогии

Аналогия - один из древнейших приемов, которым пользовалось человечество при решении возникавших перед ним проблем, увидел в природе, у соседа и т. д. В техническом творчестве наиболее употребимыми являются следующие виды аналогий:

- прямая - совпадение признаков (функций, свойств) и, как следствие, наличие общего родового понятия: карандаш - мел, функция - оставить след красителя на поверхности, родовое понятие - средство для письма;

- обратная (инверсия) - противопоставление признаков (функций, свойств): карандаш - ластик, функции: оставить след красителя - удалить след красителя;

- личностная (эмпатия) - представить себя на месте ключевого элемента системы (описание проблемы от первого лица);

- символическая - взаимоисключающими понятиями описывается какое-либо явление, событие, объект (твердая вода, холодный огонь, переменная неподвижность и т. д.).

 

6. Понятие системы

Для понятия “система” предлагается несколько определений:

* Система - средство достижения цели.

Показывает функциональный признак как системоопределяющий.

* Система - тень цели на среде.

Показывает наличие востребованных и невостребованных свойств, причем последние рассматриваются как резерв для совершенствования системы.

* Система - совокупность элементов определенным образом организованных в пространстве и/или времени.

Раскрывает содержание свойств единство и делимость.

Система существует лишь в совокупности входящих в нее элементов и может быть представлена как:

- нечто целое;

- состоящая из элементов (подсистем);

- входящая в качестве составного элемента (подсистемы) в систему более высокого уровня - надсистему.

К основным характеристикам относятся - функция, свойства, состав элементов и структура.

Правило формулирования функции Ф=Д+О+У.

Ф - функция.

Д - действие (глагол в инфинитиве).

О - объект, на который действие направлено.

У - условие, при которых действие осуществляется.


Приложение 2.

 

 

Варианты контрольных заданий по теме 1

и

образец их выполнения


ОБРАЗЕЦ

Класс Фамилия, Имя Петров Сергей

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

 

Настоящий раздел не является введением в курс “Основ патентного права” или других компонентов Законодательства об охране интеллектуальной собственности в России и/или других странах, а лишь ставит целью в самых общих чертах ознакомить учащихся с понятиями изобретение и открытие, а также некоторыми особенностями применения этих терминов в отношении объектов промышленной собственности.

 

Открытием признается установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Не распространяется на открытия географические, археологические, палеонтологические, на открытия месторождений полезных ископаемых и на открытия в области общественных наук.

 

Признаки изобретения:

1. Новизна - техническое решение (ТР) предложено впервые в мире;

2. Полезность - ТР представляет определенную ценность для общества и соответствует нормам нравственности и морали;

3. Осуществимость - ТР может быть реализовано при современном уровне техники и технологии;

4. Неочевидность - ТР не могло быть найдено с использованием знаний, известных в данной области человеческой деятельности.

 

Виды объектов изобретения:

1. Способ - технологический процесс, последовательность выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектом и с помощью материальных объектов (выпечка хлеба);

2. Устройство - материальный объект техники (замок)

3. Вещество - материалы (сплавы, пластмассы)

4. Штамм - культура микроорганизмов (пенициллин)

5. На применение - ранее известный объект, который без изменений употребляется с совершенно другой целью (клей группы БФ в начале 60-х гг. был допущен Минздравом для обработки открытых механических повреждений кожного покрова под маркой БФ-6).

Приравниваются по правовой охране к изобретениям новые сорта и гибриды сельскохозяйственных культур и других культивируемых растений, породы сельскохозяйственных животных и птиц, их высокопродуктивные заводские и внутрипородные типы и заводские линии, новые типы пушных зверей и новые породы тутового шелкопряда.


А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ” П ”, а с видом объекта изобретения- “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

 

1. Новизна П 2. Вид __
3. Полезность П 4. Неочевидность П
5. Штамм В 6. Неоднородность __
7. Устройство В 8. Вместимость __
9. Вещество В 10. Способ В
11. Осуществимость П 12. По применению __
13. Программа __ 14. На применение В
15. Штамп __ 16. Стоимость ___
17. Масса __ 18. _________________
19. Плотность __ 20. Прочность __

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия знак ‘ О ’. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

 

1. Титан О открытый в наше время металл 2. Вода __ речная
3. Компьютер И (ЭВМ) - устройство 4. Куртка И одежда - устройство
5. Гора _ _ природный объект 6. Озеро И рукотворный водоем - устройство
7. Шкаф И мебель - устройство 8. Стол И мебель - устройство
9. Континент __ природный объект 10.Стул И мебель - устройство
11. Ручка И дверная - устройство 12. Железо О открытый в средние века металл
13. Доска И школьная - устройство 14. Солнце __ природный объект
15. Занавеска И на окне - устройство 16. Латунь И сплав металлов - вещество
17. Бронза И сплав металлов - вещество 18. Пещера __ природный объект
19. Стекло И сплав - вещество 20. Песок _ _ речной

Класс ____ Фамилия, Имя _______________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

ТЕМА: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N1

А.. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Штамп __ 2. Способ __

3. Неочевидность __ 4. По применению __

5. Изобретение __ 6. Определение __

7. На применение __ 8. Штамм __

9. Очевидность __ 10. ___________

11. Без применения __ 12. Вещество __

13. _______________ 14. Программа __

15. Осуществление __ 16. ____________

17. Вместимость __ 18. Премудрость __

19. _______________ 20. Осуществимость __

 

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Вода __ 2. Небо __

3. Учитель __ 4. Стул __

5. Microsoft Word __ 6. Шкаф __

7. Рассада __ 8. Чай __

9. Лампа __ 10. Шторы __

11. Одежда __ 12. Голова __

13. Конституция __ 14. Клавиатура __

15. Реставрация __ 16. Идиотизм __

17. Кроссовки __ 18. Лысина __

19. Бакенбарды __ 20. Стол __


Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N2

А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Способ __ 2. Печать __

3. ___________________ 4. Устройство __

5. Для применения __ 6. Старость __

7. На применение __ 8. ___________

9. Новизна __ 10. Придурковатость __

11. Штамм __ 12. Обучаемость __

13. Изобретательность __ 14. Очевидность __

15. Агрессивность __ 16. __________

17. Неочевидность __ 18. Прилежность __

19. _______________ 20. Полезность __

 

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Карандаш __ 2. Стол __

3. Табуретка __ 4. Цветок __

5. Поле __ 6. Луг __

7. Рассада __ 8. Чай __

9. Напиток __ 10. Паркет __

11. Магазин __ 12. Птица __

13. Змея __ 14. Лев __

15. Пещера __ 16. Логово __

17. Случай __ 18. Имя __

19. Сервис __ 20. Шрифт __


Класс ____ Фамилия Имя ___________________________________

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

ТЕМА: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N3

А. Поставь рядом с признаком изобретения ЗНАК ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Штамп __ 2. Способ __

3. Неочевидность __ 4. Срок службы __

5. Изобретение __ 6. Определение __

7. На применение __ 8. Штамм __

9. Очевидность __ 10. ___________

11. Конфликтность __ 12. Вещество __

13. _______________ 14. Программа __

15. Осуществление __ 16. ____________

17. Вместимость __ 18. Премудрость __

19. _______________ 20. Осуществимость __

 

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Доверчивость __ 2. Небо __

3. Учитель __ 4. Бочка __

5. Microsoft Word __ 6. Шкаф __

7. Континент __ 8. Телевизор __

9. Лампа __ 10. Шторы __

11. Рубашка __ 12. Голова __

13. Конституция __ 14. Холодильник __

15. Реставрация __ 16. Идиотизм __

17. Тапочки __ 18. Лысина __

19. Бакенбарды __ 20. Стол __


Класс ____ Фамилия И. ___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N4

А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ” П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Способ __ 2. Доверчивость __

3. __________________ 4. Устройство __

5. Достоинство __ 6. Надежность __

7. На применение __ 8. ___________

9. Новизна __ 10. Усидчивость __

11. Штамм __ 12. Открытие __

13. Изобретательность __ 14. Очевидность __

15. Агрессивность __ 16. __________

17. Неочевидность __ 18. Прилежность __

19. _______________ 20. Полезность __

 

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Телевизор __ 2. Стол __

3. Табуретка __ 4. Холодильник __

5. Поле __ 6. Луг __

7. Рассада __ 8. Чай __

9. Напиток __ 10. Паркет __

11. Магазин __ 12. Птица __

13. Волга __ 14. Лев __

15. Пещера __ 16. Логово __

17. Случай __ 18. Имя __

19. Иголка __ 20. Шрифт __


Класс ____ Фамилия Имя ___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N 5

А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ” П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Вместимость __ 2. Экономичность __

3. Устройство ___ 4. Престиж __

5. Прочность __ 6. Полезность __

7. _________________ 8. Габариты __

9. Новизна __ 10. Стоимость __

11. Масса__ 12. Штамп __

1 3. На применение __ 14. Дизайн __

15. Неочевидность __ 16. Способ __

17. ________________ 18. Осуществимость __

19. Вещество __ 20. ________________

 

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Ураган __ 2. Авторучка __

3. Компьютер __ 4. Радий __

5. Планета __ 6. Пылесос __

7. Континент __ 8. Телевизор __

9. Учебник __ 10. Составление красок __

11. Автономность __ 12. Государство __

13. Ластик __ 14. Углекислый газ __

15. Пельмени __ 16. Кофе __

17. Заварка чая __ 18. Прививка растений __

19. Феодализм __ 20. Неочевидность __


Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N6

А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Неоднородность __ 2. Устройство __

3. Экономичность ___ 4. Престиж __

5. Полезность __ 6. _____________ __

7. _________________ 8. Новизна __

9. Габариты __ 10. Стоимость __

11. ________________ 12. Штамп __

1 3. На применение __ 14. Дизайн __

15. Наглядность __ 16. Способ __

17. ________________ 18. Осуществимость __

19. ________________ 20. ________________

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Лампочка __ 2. Авторучка __

3. LOGO __ 4. Радий __

5. Планета __ 6. Учебник __

7. Континент __ 8. Пенопласт __

9. “Война и мир”, Л.Н. Толстой __ 10. Курица __

11. Картридж __ 12. Латунь __

13. Москвич __ 14. Пластилин __

15. Аргентина __ 16. Лето __

17. Череп __ 18. Очки __

19. Колбаса __ 20. Бензин __


Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N7

А. Поставь рядом с признаком изобретения Знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Устойчивость __ 2. Устройство __

3. Применяемость ___ 4. Срок службы __

5. Полезность __ 6. _____________ __

7. _________________ 8. Новизна __

9. Габариты __ 10. Стоимость __

11. ________________ 12. Штамп __

1 3. На применение __ 14. Дизайн __

15. Наглядность __ 16. Способ __

17. ________________ 18. Осуществимость __

19. ________________ 20. ________________

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Бутылка __ 2. Расческа __

3. Microsoft Office __ 4. Уран __

5. Планетарий __ 6. Учебник __

7. Континент __ 8. Пенопласт __

9. Стихотворение __ 10. Курица __

11. Картридж __ 12. Латунь __

13. Москвич __ 14. Пластилин __

15. Аргентина __ 16. Лето __

17. Череп __ 18. Очки __

19. Учитель __ 20. Бензин __


Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

ТЕМА: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N8

А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Наглядность __ 2. Штамм __

3. Осуществимость __ 4. ______________

5. Определение __ 6. Новизна __

7. __________________ 8. Стоимость __

9. Способ __ 10. Массивность __

11. Затененность __ 12. Ценность __

13. Неочевидность __ 14. Устройство __

15. _________________ 16. Полезность __

17. Вещество __ 18. _____________

19. Неоднозначность __ 20. На применение __

 

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Бумага __ 2. Титан __

3. Полезность __ 4. Решетка __

5. Стихотворение __ 6. Вместимость __

7. Компьютер __ 8. Пенопласт __

9. Орфографический словарь Ожегова __ 10. Корова __

11. Колодец __ 12. Бронза __

13. Волга __ 14. Новизна __

15. Канада __ 16. Дискета __

17. Сыр __ 18. Баскетбол __

19. Книга __ 20. Уверенность __


Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N9

А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Штамп __ 2. Неочевидность __

3. __________________ 4. Вместимость __

5. Универсальность __ 6. Устройство __

7. Полезность __ 8. _______________

9. Дизайн __ 10. Осуществимость __

11. _________________ 12. Агрессивность __

13. Вещество __ 14. Прочность __

15. Плакат __ 16. Устройство __

17. _________________ 18. Наглядность __

19. Способ __ 20. Срок службы __

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Мышь __ 2. Собака __

3. Остров __ 4. Очевидность __

5. Азбука для 1-го класса __ 6. Прибой __

7. Завуч __ 8. Вертолет __

9. Автоматизм __ 10. Шляпа __

11. Тарелка __ 12. Клавиатура __

13. Москвич __ 14. Принтер __

15. Огнетушитель __ 16. Звезда __

17. Воск __ 18. Спектакль __

19. Закон Архимеда __ 20. Воспитатель __


Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения”

Вариант N10

А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.

1. Плотность __ 2. Неочевидность __

3. Способ __ 4. Однородность __

5. Устройство __ 6. Интенсивность __

7. ________________ 8. Штамп __

9. Полезность __ 10. Наглядность __

11. Престижность __ 12. Осуществимость __

13. _______________ 14. _______________

15. Быстродействие __ 16. Колбаса __

17. Вещество __ 18. Доверие __

19. _______________ 20. Прочность __

Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.

1. Маркер __ 2. Бурелом __

3. Компьютер __ 4. Хлеб __

5. Гемоглобин __ 6. Кровь __

7. На применение __ 8. Президент __

9. Фотоаппарат __ 10. Фотография __

11. Песня __ 12. Инструкция __

13. Информатика __ 14. Лампочка __

15. Парусник __ 16. Птица __

17. Справка __ 18. Класс __

19. Франция __ 20. Колесо __


Приложение 3.

 

 

Контрольные задания по теме 2

и

образцы их выполнения


Образец

Класс Фамилия, Имя Петров Сергей

Контрольная работа

тема: "Введение в экспертные оценки"

 

1. Предложен перечень критериев, конечно же неполный, который мог быть использован тобой при приобретении чашки.

Допущены ли ошибки при его составлении? Если да, то какие?

Перечень критериев: дизайн, назначение, емкость, форма, стоимость, удобство,...

Ошибки

- назначение ” - критерий ошибочен, потому что решив приобрести что-либо, как правило, мы знаем для чего это “что-либо” мы приобретаем.

Однако он может быть целесообразен, например, при проведении маркетинговых исследований с целью принятия решения о возможных продажах (производстве) тех или иных товаров.

- дизайн и форма ” - понятие “дизайн” включает в себя большое количество разнообразных признаков (логическое расчленение), в том числе и такой как “форма”. В данном случае нарушено “правило однопорядковости”. Признак “форма” должен быть исключен из перечня.

 

2. Сформируй из предложенного перечня объектов группу для возможного последующего сравнения с использованием экспертных оценок.

Перечень объектов: шапка меховая, тушь, насос, шапка спортивная (трикотажная), руль, кепка кожаная, носовой платок, клавиша, платок, мел.

Родовое понятие - головной убор:

шапка меховая, шапка спортивная (трикотажная), кепка кожаная, пуховый платок.

Однако предметы, указанные в перечне могут сравниваться, если рассматриваются в качестве товара, производственной продукции (н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...