Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 1. Применение палеографии в исторических исследованиях.




Алфавит кириллица.

1. Алфавит кириллица (состав, буквы греческого происхождения, редуцированные гласные, юсы ).

2. Цифровое значение букв в кириллице.

 

Литература

1. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография» М., 1982. С. 5-15,

2. Кобрин В.Б., Шорин П.А., Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М.,1984 (гл. 1); М., 2001 (гл.1).

3. Леонтьева Г.А. и др. Ключ к тайнам Клио. М., 1994.(гл.1).

4. Леонтьева Г.А. Палеография. М., 1984.

5. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. М., 2000.

 

Методические указания

Алфавит кириллица

Буква Назва ние Чтение Буква Назва ние Чтение Буква Назва ние чтение
Аз   [а] Наш [н] Ер [ъ] ъ >о
Буки   [б] Он [о] Еры [ы]  
Веди   [в] Покой [п] Ерь [ь] ь > е
Глаголь   [г] Рцы [р] Ять [ие]
Добро   [д] Слово [с] Ю [ю]
Есть   [е] Твердо [т] Йа (ита) [йа]    
  Е йотированное   УК [у]   Юс малый   [я] > [эн]
Живете   [ж] Ферт [ф] Юс малый йотированный [йэ]
Зело   [дз] Ха [х] Юс большой [ у] >[он]
Земля   [з] Омега [o] Юс большой йотированный [йу]
Иже   [и] Цы [ц]   Кси   [кс]
И   [и] Червь [ч] Пси [пс]
Како   [к] Ша [ш] Фита [ф]
Люди [л] Шта [щ] Ижица [в] перед гласной [и] перед согласной
Мыслите [м]            

 

Буквенное обозначение цифр.

В древнерусской письменности XI-XVII вв. цифры обозначались буквами кирилловского алфавита. Над каждой буквой и над веем числом, изображенными бу­квами, ставился знак титло( ) и с двух сторон обозначаются точками. Буквы алфавита кириллицы имели следующее цифровое значение:

единицы: 12345678 9

 

десятки: 10 20 30 40 50 60 70 80 90

сотни: 100 200 300 400 500 600 700 800 900

Цифры от 11 до 19 писались в том же порядке, как они произносились, т.е. вначале ставились единицы, затем – десятки, например:

12 13 14 16 17

BI ГI ДI Ѕ І ЗI

 

Сложные числа после 20 составлялись таким образом, что обозначение десятков оказывалось перед единицами, например:

 

204 356 680 932

CГ ТНS XП ЦЛВ

 

Тысячи обозначались теми же знаками, что и числа до тысячи, при этом слева пониже строки, ставился особый знак в виде косой линии, пересеченной двумя короткими толсты­ми линиями (≠), например:

 

1000 2000 40000 100000

Тема 2. Внешние признаки письменных источников

XI – XVII вв.

1. Внешние признаки письменных источников Русского государства XI–XVIII вв.

2. Чтение и палеографический анализ памятников, выполненных уставом, полууставом и скорописью.

Методические указания

1. Виды кирилловского письма.В течение XI-XVIII вв. приемы написания букв в русском письме претерпевали значительные изменения. Общепринятый в то или иное время вид письма называют начерком, а его индиви­дуальные отличия - почерком. В развитии русского кирилловского письма различают три ви­да почерка - устав, полуустав и скоропись. Переходное письмо от полуустава к скорописи иногда называют беглым полууставом.

Устав - архитектурно строгий, торжественный почерк, пере­дающий, прежде всего, красоту отдельной буквы. Русское уставное письмо употреблялось в рукописях XI-XIII вв. Уставом написаны, главным образом, церковные книги. Особенностями уставного письма являются:

- геометричность написания букв, т.е. перпендикулярное написа­ние на строке (буквы «уставлены» на ней); прямоугольная, иногда квадратная, форма букв;

- толстое («жирное») написание вертикальных линий и, напротив, тонкое («волосяное») написание линий гори­зонтальных;

- отсутствие наклонов в написании букв;

- одинаковое расстояние между буквами; отсутствие соедине­ний между буквами;

- расположение букв между двумя параллельными линиями, т.е. буквы не выходят за пределы строки: исключение составляют буквы «д», «з», «р», «х», «ц», «щ»;

- отсутствие абзацев и делений между словами и фразами, что затрудняет чтение текста;

- отсутствие выносных (надстрочных) букв;

- использование небольшого количества сокращенного напи­сания слов (аббревиатур). Наиболее употребительными сокращен­ными словами (они, как правило, писались под титлом) были: бог, Иисус, Христос, человек, дух, царь.

В уставном письме различают: древнейший (XI в.) и поздний уставы (XII в.), которые при общих признаках имеют ряд отличий.

Рассмотрим особенности написания отдельных букв в уставном письме.

В древнейшем уставе XI в. буква «Ж» имела почти одинаковые симметричные половины. Буква «И» писалась с горизонтальной соединительной линией, то есть по образцу современной буквы «Н». Буква «Н» имела соединительную линию в виде косой перекла­дины слева направо, т.е. имела сходство с латинской буквой «N». Буква «Ч» писалась в виде округлой чаши на па­лочке (подножке). Буква «пси» в XI в. писалась в виде креста.Буква «ять» не выезжала за пределы строки. В букве «Ю» и других аналогичных буквах соединительная перекладина ставилась горизонтально. Буква «ять» почти не выходила за пределы строки, её мачта не возвышалась. Буква «омега» («от») в XI в. отличалась высокой серединой.

В позднем уставе XII-XIII в. буква «Ж» теряет симметричность. Буква «И» писалась с горизонтальной перекладиной вверху или с косой перекладиной вверху. Буква «Ч» писалась в виде угловатой чаши на подножке. Буква «пси» с XII в. писалась в виде лилии. Мачта буквы «ять» начинает выходить за пределы строки. С высокой и косой перекладиной писалась «Ю» и подобные ей буквы. Буква «омега» писалась с сокращенной средней мачтой и разведенными петлями.

С XIII в. наблюдается постепенный переход к полууставному письму. Полуустав - тип письма кириллицы, получивший распростра­нение в XIV-XV вв. Появление полуустава объясняется необходи­мостью ускорения процесса письма в связи с развитием делопроиз­водства и появлением большого количества деловых бумаг. Полу­устав возник в среде писцов, которые были заинтересованы не столько в красоте письма, сколько в его быстроте и четкости.

Наиболее характерными признаками полуустава являются:

- отсутствие геометрической строгости в написании букв (прямые линии допускают кривизну, а округлые утрачивают облик правильной дуги);

- появление наклона вправо или влево в начертаниях букв;

- появление некоторого разделения текста на слова и фразы, что облегчает чтение и понимание текста;

- увеличение числа сокращенных слов как религиозного, так и светского содержания, со многими выносны­ми буквами, покрытыми титлами и без них;

- многовариантность написания одних и тех же букв (напри­мер, «В» и «Т» встречались до пяти вариантов).

В целом, полуустав внешне некрасивое письмо, хотя буквы в нем написаны уверенным, четким почерком.

Начертание отдельных букв в полууставе имело свои особенности.

Появляется написание буквы «Ч» «расщепом», которая теряет подножку. Буква «Д»писалась с удли­ненными, опущенными концами. Буква «Е» приобретает написание якорного. Широкое распространение получает буква «омега» с низкой средней мачтой. С высокой и косой перекладиной писалась буква «Ю» и подобные ей буквы.

В XIV - XV вв., в период «второго южнославянского влияния», в книжные центры Руси (в том числе, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский монастыри) поступил значительный массив южнославянских рукописей. Отношение русских книжников к этим текстам, как наиболее правильным и близким к греческим образцам времен Кирилла и Мефодия, обусловило подражание им и в языковых, и в почерковых конструкциях. В результате, среди рукописных памятников рядом с русским полууставом появляются выполненные южнославянским полууставом. Характерной его особенностью является стремление к удлинению вертикальных линий в буквах. Буква «Т» имеет три опущенные три мачты. С опущенными передними концами пишутся «ять» и «ер». В документах все чаще пишут одностороннее «Ч» похожее на современное. Появляется буква «В» «калачиком». Входит в употребление буква «ук» с нижней петлей.

В полууставе XV-XVI в. встречаются лигатуры - слитное связное написание двух-трех букв в словах.

Скоропись - беглое, размашистое письмо, употреб­лявшееся в XV-XVII вв. и рассчитанное, преж­де всего, на существенное ускорение написания текста. Развитию скорописи способствовало образование и совершенствование системы приказного управления, создание слож­ного канцелярского делопроизводства, появление публичного нотариата (площадные подьячие). Распространение скорописи связано также с ростом числа грамотных и появлением большой частной пе­реписки; в немалой степени сказалось и широкое использование бумаги, поверхность которой минимально препятствовала движению острого кончика гусиного пера.

Элементы скорописи отмечаются уже в текстах XIV в. В XV в. скоропись постепенно распространяется в каче­стве делового письма, применявшегося для написания различ­ного рода грамот, записей, книг. В XVI—XVII вв. скоропись уже господствует в этой роли. В то же время она находит всё большее применение и при переписке памятников литератур­ного характера, вытесняя и в этой области полуустав. Однако в так называемом книжном письме (памятниках литературы и публицистики) полуустав господствовал ещё на протяжении XVI—XVII вв.

Говоря об эволюции скорописи, следует указать, что в XV—XVI вв. она характеризуется ещё значительной просто­той, хотя и отличается от беглого полуустава большей свобо­дой письма.

Для скорописи XVII в., сравнительно с письмом предшествующего времени, характерно наличие большого количества вариантов одних и тех же букв. Это обилие графических разно­видностей, с одной стороны, объясняется тем, что рукописи, их содержащие, относятся к разным десятилетиям XVII в. и, наконец, принадлежат различным писцам и канцеляриям. Но, с другой стороны, надо отметить, что в одной и той же рукописи постоянно встречается употреб­ление разных вариантов одной и той же буквы (А, В, З, И и др.). Другим специфическим признаком скорописи XVII в. является то, что некоторые буквы встречаются в очень сходных (иногда даже трудно различимых вне контекста) начертаниях (напри­мер, Ъ, Б, В, или выносное П, Н). Особенностью скорописи является связанное написание соседних букв: строчной со строчной, строчной с надстрочной и надстрочной с надстрочной (выносной). Укажем и на множественные сокращения слов с целью ус­корения письма, а также экономии дорогостоящей бумаги. Здесь писцы часто прибегали к написанию надстрочных (выносных) букв, т.е. букв, написанных над строкой в середине или в его конце (наиболее употребительными выносными буквами были Р, Л, Н, З, Т, Х, М, Ж). Кроме выносных букв в скорописи использовались взметы - выносные буквы, написанные без отрыва от предыдущих строч­ных. Взметы часто использовались в написании слов «лета», «се аз» в начале документа. Для скорописи типична полная свобода нажимов и взмахов пера, что обусловило мгновенный взаимный переход от толстых, нажимных, линий к тонким и уверенный выход оконечностей букв за верхний или нижний пределы строки.

Скоропись XVIII в., в основном, сохраняет традиции начертания букв предыдущего столетия. После введения Петром I в 1710 г. граж­данского письма в скорописании произошли следующие изменения:

- старый, церковнославянский алфавит был заменен новым, гражданским;

- введены новые арабские цифровые знаки (вместо буквенных);

- полностью вытеснены выносные буквы;

- текст стал делиться на слова и фразы;

- в именах собственных и географических названиях, а также этнонимах (названиях народов) стали выделяться заглавные буквы;

- уменьшено многообразие начертания одних и тех же букв.

В XIX в. устанавливаются правила написания заглавных и прописных букв и происходит дальнейшее упрощение алфавита:

- выходят из употребления буквы «зело», «кси», «пси»;

- в употребление входят буквы Э, Е, Й;

- буква «ять» употреблялась в соответствии с установлен­ными правилами.

Задания для самостоятельной работы

1. Написать буквами кирилловского алфавита числа: 66, 797, 5304, 889, 9520.

2. Написать буквы: кси, ферт, юс большой, ижица, еры, ерь.

~ ~ ~ ~ ~

3. Написать арабскими цифрами: ОА, ЦЕI, ВФП, ХД, ТМГ

4. По совокупности внешних палеографических признаков определить тип письма и датировку источника (тексты № 1, 3, 4, 6, 8).

 

Текст № 1.

Остромирово Евангелие. 1056 – 1057 гг.

 

 

Текст № 2.

Лист с заставкой из Изборника Святослава..

Около 1073 г.

 

Текст № 3.

Новгородская берестяная грамота. XI в.

 

 

Текст № 4.

Апостол с толкованием. 1220 г.

 

 

 

 

Текст № 5.

Духовная грамота. 1353 г.

 

 

 

Текст № 6.

Грамота Великого Новгорода г. Риге с требованием суда над Инцей Зашембакой и его братом Артемьей. XV в.

 

 

Текст № 7.

Палея. Запись 1477 г.

 

Текст № 8.

Отрывок из судного дела. 1639 г.

 

 

Текст № 9.

Автограф царя Алексея Михайловича.

Письмо к сестрам.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.