Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни




КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 7 ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Научный руководитель:

Доцент кафедры ПМДО

к.п.н. Усачева Т.Ю.

Работу выполнила:

Студента 2 курса

4 года обучения

Сухогузова С.В.

 

 

Сыктывкар, 2007


Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности……………………………….……………………………………...5

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни.5

1.2. Психологические особенности восприятия изобразительного и музыкального искусства старшими дошкольниками………………………16

1.3. Интегрированный процесс музыки и изобразительного искусства в ДОУ…………………………………………….................................................24

Глава II. Экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности …………………….……..30

2.1 Цель, задачи и содержание констатирующего этапа исследования………………………………………………………………...30

2.2 Цель, задачи и методика формирующего эксперимента……………..37

2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента……………………………………………………………………..52

Заключение…………………………………………………………….…………56

Список литературы………………………………………………….………….58

Приложения

Введение

Запоследнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям обучения — дифференциации и интегра­ции. С одной стороны, в достаточно широ­ком эксперименте представлены идеи дифференциации обучения, реализуемые через функцию обучения в старших и средних классах. С другой стороны,— это идеи интегра­ции, проникающие, прежде всего в дошкольные учреждения и начальную школу. Осуществление направленной интеграции обучения фактиче­ски нарушает определенный баланс и потому обладает как достоинствами, так и недостат­ками, которые свойственны каждой крайно­сти. В практике дошкольного обучения используются, развиваются и внедряются межпредметные связи как «зона бли­жайшего развития» для дальнейшего постепенного использования интеграции учебных связей. Процессы интеграции пронизывают традиционное дошкольное обуче­ние, именно по этому возникает актуальность рассмотрения и внедрения путей в практику идей интеграции музыки и изобразительного искусства в рамках данной работы. Многие методисты и ученые, изучавшие проблему развития интеграции дошкольного обучения, такие как Боярчук В.Ф., Ильиченко Л.П., Колягин Ю.М., Розенцвег М и др. отмечают, что педагоги недостаточно обращают внимание на интеграцию смежных предметов, хотя она является немаловажным фактором для развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель поиск педагогических условий по развитию эмоциональной сферы у детей 7 года жизни.

Цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Изучить теоретические проблемы и основы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность системы интегрированных занятий, по развитию эмоциональной сферы у детей 7 года жизни, в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие успешному развитию эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования: Интеграция предметов изобразительного искусства и музыки в большей степени будут способствовать развитию эмоциональной сферы у детей 7 год жизни, при следующих условиях:

1. тематика занятий по музыкальной и изобразительной деятельности будут иметь одно название.

2. отбор содержания музыкального репертуара и содержания музыкальных занятий будет соответствовать возрастным особенностям детей.

3. Использование разных форм организации занятий по музыкальной и изобразительной деятельности (занятие - экскурсия, занятие - наблюдение, занятие – беседа, занятие формирования новых знаний, занятие - применения новых знаний на практике, занятие систематизации и обобщения новых знаний).

4. Взаимоотношение руководителя с детьми 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач исследования была использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности

Особенности развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни

На отдельные факты и явления, на все, что нас окружа­ет, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощу­щения - цвет, вкус, запах - не бывают для нас безразлич­ными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудо­вольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим и пр.

Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событи­ям и ситуациям в жизни.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях че­ловека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред­метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную зна­чимость. Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида­ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, орга­нических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетво­рение его потребностей.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость - грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положи­тельные и отрицательные. Если наши потребности удов­летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо­ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чув­ства, отрицательные - неприятные.

Чувства человека выполняют в жизни различные функ­ции: оценивающую - положительные и отрицательные эмо­ции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; на­правление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Люди существенно отличаются друг от друга эмоцио­нальным развитием. Основные различия в эмоциональной сфере людей определяются следующим: 1) на что направ­лены чувства, и какое отношение они выражают. Гнев мо­жет быть благороден, а радость презренна в зависимости от того, на кого и на что они направлены; 2) каковы лег­кость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний; 3) устойчивость и глубина чувства.

Эмоциональная сфера прошла длительный путь раз­вития - от примитивной чувственной реакции у живот­ных к высшим чувствам человека. У животных эмоции - ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей свя­зи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохра­нения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или не­удовлетворении органических потребностей в еде, жили­ще, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особен­ности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, со­здали основу для формирования специфически челове­ческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у че­ловека в связи с появлением новых потребностей. Куль­турные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человечес­ких чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.

Значение эмоций в психической деятельности челове­ка и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При рав­нодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства - ему ин­тересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятель­ности будет много.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкаль­ности) может быть развита во всех видах музыкальной деятель­ности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнитель­ской и творческой деятельности).[3,с.176]

Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музы­кальной деятельности), а также в музыкально-ритмических дви­жениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может разви­ваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Поскольку восприятие музыки — это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмо­циональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представля­ют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявлять­ся у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки — непроизволь­ными движениями, возгласами — и успокоенно, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно дви­гательные реакции становятся более произвольными, согласо­ванными с музыкой, ритмически организованными. [12,с.86]

Итак, в каждом виде музыкальной деятельности — восприя­тии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представ­ления и чувство ритма), развивается и эмоциональное развитие.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкаль­ные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, спо­собность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных способностей. Раз­витие всех способностей требует индивидуального подхода к де­тям, учета их склонностей, интересов.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимо­связаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональ­ный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различ­ных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой спо­собности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприя­тием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе му­зыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмо­циональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если ка­кая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способ­ности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педа­гогической работы (Б. М. Теплов). [13,с.81]

Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой инто­нирования в пении является показателем развитости способно­сти музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свиде­тельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слу­ха и голоса.

Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями раз­витости способностей являются приобретенные навыки и уме­ния. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навы­ках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позво­ляют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы по­казатели, включающие эмоциональность, выразительность дви­жений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма) только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений. [7,с.86]

Диагностика музыкальных способностей различается тем, ка­кие способности в структуре музыкальности считаются основ­ными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкаль­ных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкаль­ности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности, важно определить показатели развитости каждой музыкальной спо­собности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Одним из показателей развитости ладового чувства яв­ляются любовь и интерес к слушанию музыки. Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пан­томимических), просьбах повторить произведение, наличии лю­бимых произведений и т. д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при доста­точном «словаре эмоций»). Кроме того, развитие ладового чув­ства определяется по умению различать устойчивые и неустой­чивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. [10,с.46]

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содер­жанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практи­чески операционного) компонент музыкальной культуры лич­ности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музы­кальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережи­вать музыкальное произведение, уметь различать основные сред­ства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, неко­торые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно подни­мается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприя­тие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение. [12,с.86]

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от раз­вития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потреб­ностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3—4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Музыкальное произведе­ние может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объеди­няет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое пере­живание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию. [7,с.86]

Эстетическое переживание. Б. М. Теплое, исследуя художест­венные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведе­ния. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмо­ционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно назы­вается эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Од­нако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть поло­жительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторен­ное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстети­ческого восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмо­ции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устой­чивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющим­ся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материаль­ной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музы­кальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музы­ки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпоч­тение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе прояв­ляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.

Оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкаль­ным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобще­ния. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобили­зует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку. [12,с.66]

Нужно использовать разнообразную по эмоциональному содер­жанию музыку, обладающую художественными достоинствами, знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, приучая к их интонационному языку. Только в этом случае могут быть заложены основы музыкальной культуры. В процессе восприятия музыки у ребят возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в це­лом,— это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмо­циональный отклик.

Данные отечественных и зарубежных исследований (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, А. Катинене, А. Вайчене, К. Форай, А. Атанасова, Э. Седлачкова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют, двигаются под музыку. Учеными выявлены средства педагогиче­ского воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, вырази­тельное, яркое исполнение произведений.

Возможности детей в оценке музыки исследовали Н. А. Ветлугина, А. И. Шелепенко, Н. А. Чичерина, Л. Н. Комиссарова. Замечено, что некоторые знания о музыке помогают детям уяснить средства музыкального выражения, почувствовать общий харак­тер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотиви­рованной оценке. [5,с.96]

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...