Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности




2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего этапа исследования

Цель исследования: выявить уровень эмоционального развития у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

Исходя из цели констатирующего этапа исследования, мы определили задачи констатирующего этапа исследования:

1. Выявить уровень умений выражать эмоции в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности у детей 7 года жизни.

2. Выявить уровень умений определять эмоции в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности у детей 7 года жизни.

3. Выявить уровень эмоционального развития в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности у детей 7 года

Экспериментальное исследование проходило на базе ДОУ № 73, г. Сыктывкара.

Исследовательская работа включала в себя три последующих эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

Для реализации задач экспериментального исследования, нами была составлена диагностика выявление уровня развития эмоционального развития у детей 7 года жизни.

Для реализации первой задачи мы использовали диагностику, составленную на основе имитации детьми различных эмоциональных состояний, предложенных М.И. Чистяковой.

Задание 1: Ребенку предлагается изобразить ряд эмоций: стыд, радость, страх, боязнь, жадность.

Уровни развития эмоциональных состояний:

Низкий – ребенок не способен проявлять свои эмоциональные состояния, не способен описать, что чувствует при переживании той или иной эмоции. Отказываются выполнять задание.

Средний – ребенок не способен проявлять все эмоциональные состояния. Затрудняется выражать отрицательные эмоции. При выражении эмоциональных состояний не достаточно ярко проявляет свои эмоции.

Высокий - ребенок способен самостоятельно проявлять все эмоциональные состояния. Не испытывает затруднений при выражении эмоций. При выражении эмоциональных состояний ярко проявляет свои эмоции.

Для реализации второй задачи мы использовали диагностику определения эмоций в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности

Задание 1: Ребенку предлагается из рисунков найти лица, изображающие: стыд, радость, страх, боязнь, жадность предложенных М.И. Чистяковой.

Уровни развития эмоциональных состояний:

Низкий – ребенок не способен из предложенных рисунков выделить предложенные лица, выражающие заданные эмоциональные состояния. Отказываются выполнять задание.

Средний – ребенок не способен из предложенных рисунков выделить предложенные лица, выражающие эмоциональные состояния. Способен допускать ошибки при обозначении эмоций.

Высокий - ребенок способен из предложенных рисунков самостоятельно выделить предложенные лица, эмоциональные состояния. При нахождении и описании эмоциональных состояний характеризует их самостоятельно.

Для реализации третей задачи мы использовали диагностику эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений

Задание 1: Прослушать песню или программную пьесу, определить характер музыки, дать характеристику содержания.

Репертуар: П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

Задание 2: Определить жанр музыкального произведения (песня, танец, марш) с применением наглядности.

Репертуар: С. Прокофьев «Марш», Д. Шостакович «Вальс - шутка», Е. Теличеева «Летние цветы».

Задание 3: Определить форму и части музыкального произведения. (2 - х частную), определить вступление, проигрыш в зависимости от предложенного произведения.

Репертуар: Р. Шуман «Смелый наездник», Т. Попатенко «Листопад».

Уровни развития эмоциональной отзывчивости:

Низкий – эмоциональная отзывчивость отсутствует, либо слабо выражена, не может охарактеризовать произведение, не определяет жанр, часть музыки. Не способен выражать свои мысли вербально. Отказываются выполнять задание.

Средний – эмоциональная реакция на музыку умеренная, характеризует произведения односложными наиболее распространенными определениями (весело, грустно), жанр и форму определяет при помощи наводящих вопросов. Не всегда самостоятельно способен определять жанр (песня, танец, марш), в некоторых случаях затрудняется определять характер музыкального произведения, используя разнообразные сравнения, определения, определяет форму произведения (количество частей 2- х частной, 3 – х частной пьесы, вступление, запев, припев в песне)

Высокий - эмоциональная реакция явно выражена, наблюдается сосредоточенность и устойчивость внимания, с заданиями справляется самостоятельно, дает развернутые характеристики музыке. Самостоятельно определяет жанр (песня, танец, марш), адекватно определяет характер музыкального произведения, используя разнообразные сравнения, определения, определяет форму произведения (количество частей 2- х частной, 3 – х частной пьесы, вступление, запев, припев в песне).

Критерии оценки:

2,4- 3 балл - с заданиями справляется самостоятельно, дает развернутые характеристики жанрам музыке.

1,7 – 2,3 балла - характеризует произведения односложными наиболее распространенными определениями, нуждается в помощи наводящих вопросов со стороны педагога.

1 – 1,6 балла - не может охарактеризовать произведение, не способен выражать свои мысли вербально.

Результаты исследования уровня умения выражать эмоции у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования

Количественный анализ:

По данным Таблицы № 1, в результате исследования, выявлено: 20 % (4 чел) – имеет высокий уровень умения выражать свои эмоции, 60 % (12 чел) – имеют средний уровень умения выражать свои эмоции, 20 % (4 чел) – имеют низкий уровень умения выражать свои эмоции.

Качественный анализ:

Исходя из результатов Таблицы № 1, выявили, что дети 7 года жизни затрудняются выражать свои эмоции без предварительной ситуации педагога. Легче показать эмоциональные состояния, с которыми они чаще всего встречаются: положительные эмоции: радость, которая может сопровождаться улыбкой на лице, смехом, «улыбающимися глазами», задорным настроением. Хуже дети справляются с заданием, которые направлено на выражение отрицательных эмоций: страха, гнева, неудачи.

Таким образом, по результатам диагностики умения выражать свом эмоции, мы выявили, что дети имеют затруднения при выражении собственных эмоций. В данном случае дети долго думали, испытывали явные затруднения, поскольку прежде не сталкивались с заданиями такого рода.

Результаты исследования уровня развития умения определять эмоции у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования

Количественный анализ:

По данным Таблицы № 2, в результате исследования, выявлено: 50 % (10 чел) – имеет высокий уровень определять эмоции, 65 % (13 чел) – имеют средний уровень определять эмоции, 30 % (6 чел) – имеют низкий уровень определять эмоции

Качественный анализ:

Исходя из результатов Таблицы № 2, выявили, что дети 7 года жизни имеют более высокие показатели, поскольку в данном задании дети предполагали, как могут выглядеть лица при выражении тех или иных эмоций. Рассказывали, почему в данный момент выглядят глаза, брови, рот именно таким образом

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента, мы выявили, что дети не испытывают затруднений при определении эмоций на рисунках.

Результаты исследования уровня развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования

Количественный анализ:

По данным Таблицы № 3, в результате исследования, выявлено: 5 % (1 чел) – имеет высокий уровень развития эмоциональной сферы, 65 % (13 чел) – имеют средний уровень развития эмоциональной сферы, 30 % (6 чел) – имеют низкий показатель развития эмоциональной сферы.

Качественный анализ:

Исходя из результатов Таблицы № 3, выявили, что дети 7 года жизни имеют более высокие показатели в первом задании, связанногос определением характера музыки и определения характеристики содержания (в опоре на программность произведения). Средние показатели имеют дети при выполнении второго задания, связанного с определением жанра музыкального произведения (песня, танец, марш) с применением наглядности. Хуже всего дети справлялись с заданием, связанным с определением формы и частей музыкального произведения. (2 - х частную), определить вступление, проигрыш в зависимости от предложенного произведения.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента, мы выявили, что дети имеют небольшие затруднения с определением характера музыки и определения характеристики содержания (в опоре на программность произведения). Большие затруднения вызывали задания, связные с определением жанра музыкального произведения (песня, танец, марш) с применением наглядности, а так же с заданиями, направленные на выявление умений определить формы и части музыкального произведения. (2 - х частную), определить вступление, проигрыш в зависимости от предложенного произведения. Следовательно, определив особенности восприятия детей 7 года жизни на констатирующем этапе исследования, на формирующем этапе исследования будут учтены все особенности, для повышения уровня развития восприятия музыки в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

Таким образом, показатели констатирующего эксперимента свидетельствуют о проведении формирующей работы с целью развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

 

2.2. Цель, задачи и содержание формирующего этапа исследования

 

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.

Задачи формирующего этапа:

1. Развивать умение слушать песню или программную пьесу, определять характер музыки, давать характеристику содержания (в опоре на программность произведения).

2. Развивать умение определять жанр произведений (песня, танец, марш) с применением наглядности.

3. Развивать умение определять форму и части музыкального произведения. (2 - х частную), определить вступление, проигрыш в зависимости от предложенного произведения.

4.Создавать возможности для самовыражения эмоций, формировать у детей навыки практического владения вербальными средствами (расширять словарный запас детей).

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимости к мнению собеседника.

6. Совершенствовать развитие познавательных процессов, развивать восприятие, эмоциональную сферу, творческие способности.

7. Применить процесс интеграции на занятиях изобразительной и музыкальной деятельности как средство развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни.

Особенность построения формирующего этапа заключается в том, что эта работа прослеживается в процессе интеграции серии занятий музыки и изобразительной деятельности, где на начальных этапах предлагаются детям более простые задания, не требующие особого произвольного внимания и мыслительных действий. На этом этапе ребенок может воспользоваться помощью друга или воспитателя, для решения нужного и верного ответа на вопрос педагога. На последующих этапах работа будет требовать от ребенка произвольного внимания, опыта предыдущих занятий, для получения верного ответа на поставленные вопросы.

Основные методы обучения:

1. Беседы.

2. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

3. Импровизация.

4. Рассказ взрослого и рассказ детей.

5. Сочинение историй.

6. Свободное тематическое рисование.

7. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

 

Занятие № 1. Тема: Наш дом.

Изобразительное искусство.

Тематическое рисование. На основе беседы о летнем отды­хе детей расширить представление о "доме". Дом — улица — род­ной город - родной край. Остановиться на красоте родного края. Рассматривание репродукций картин В.Поленова "Московский дворик", И.Левитана "Березовая роща". В конце занятия сравнить рисунки детей с их работами.

Музыка.

Мой дом для меня - моя семья. Моя бабушка. Она добрая, читает детям книжки, рассказывает сказки. Раньше в дворян­ских семьях были няни. Рассказать о няне А.С.Пушкина, о дру­ге поэта, воспитательнице и талантливой сказительнице. Образ любимой бабушки в музыке. Слушание: В.Шаинский, слова М.Танича "Если бабушка сказала"; П.Чайковский "Нянина сказка" ("Детский альбом").

Упражнения на развитие эмоциональной сферы:

Ласка

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлы­чет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок».

Любящие родители

В зале звучит латышская народная песня «Колыбельная медвежонку». Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего люби­мого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения. Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...