Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 7. Лес. Грибы, ягоды, деревья




Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— учить различать съедобные и несъедобные грибы;

— учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

— закреплять употребление предлога в;

— упражнять детей в подборе обобщающих слов;

— развивать и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев; корзинка.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Игра «Назови одним словом».

Логопед: Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом?

Подосиновик, подберезовик, маслята, мухомор. (Грибы.)

Малина, клюква, земляника, черника. (Ягоды.)

Сосна, ель, береза, осина. (Деревья.)

Деревья, грибы и ягоды расположены в трех выделенных зонах групповой комнаты.

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (Ответы детей.) А как должны вести себя туристы в лесу? (Отве ты детей.)

3. Основная часть.

Логопед: Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.

Деревья

Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют воры под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

Игра «Лиственное или хвойное?». На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением

юз

дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья — это лиственное дерево*, «У ели на ветках иголки — это хвойное дерево* и т.д.

Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете.

Игра «Части дерева». На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: рябина, сосна. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети за ним повторяют: «У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки*, «У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды*.

Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы шли-шли-шли. Дети идут по кругу друг за другом.
Землянику нашли. Наклоняются и «собирают».
Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. Идут по кругу друг за другом.
Мы шли-шли-шли. Грибочки нашли, Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять. Движения по тексту.

Логопед: Ребята! С собой в лес мы взяли корзинку, а собирать в нее мы будем что? (Ответы детей.)

Да, конечно же, грибы. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я приготовила.

Грибы

Грибы — это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волосики — нити грибницы. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов: ведь они бывают съедобными и ядовитыми.

Сейчас мы будем «собирать» грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый — его класть в корзинку нельзя ни в коем случае.

Игра «Собери грибы в корзинку». Совместно с логопедом дети называют грибы: маслята, белые грибы, опята, рыжики, мухоморы. Затем поочередно подходят к картинкам с изображением грибов и кладут по одной картинке в корзинку, сопровождая речью свои действия:

Я собрал много маслят.

Я собрал много белых грибов.

Я собрал много опят.

Я собрал много рыжиков.

Логопед: Ребята! Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (Потому что это несъедобный гриб.)

С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами. А почему люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе.

Ягоды

Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это — богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используются в пищу, а некоторые из них (например, ягоды черники) — в медицине.

Растут они в лесах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник), лианы (ежевика), травы (земляника, клубника).

Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (При затруднениях логопед приходит на помощь детям: земляника, черника, брусника, ежевика, клюква, малина.)

Игра «Слушай, не зевай». Дети закрывают глаза, логопед убирает одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: «Не стало ежевики» и т.д. В конце игры логопед выкладывает на доску картинку с изображением клубники — дети должны сказать, какая ягода прибавилась.

Логопед: А почему эту ягоду мы не нашли в лесу? (Потому что клубника не растет в лесу. Ее выращивают люди.) А теперь туристам пора возвращаться в детский сад.

5. Итог занятия.

Логопед: Кем вы были на занятии?

Какие деревья можно встретить в лесу? (Лиственные и хвойные.)

Что собирали в корзинку? Какие ягоды растут в лесу? Почему нельзя найти в лесу клубнику?

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 16-17)

• Игра «Назови ласково». Малина — малинка, черника, голубика, брусника, клюква и т.д.

• Игра «Сосчитай*. Одна лисичка, три лисички, пять лисичек; сыроежка, груздь, подберезовик.

• Игра «Почему так называется?». Объяснить значение слов: подберезовик, подосиновик.

• Игра «Иголочка — листик». Дифференциация: хвойные — лиственные деревья. Разложить картинки с изображением деревьев на две группы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...