Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция стратегического управления предприятием




 

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.

Оно проявляется в умении моделировать ситуацию, в способности выявлять необходимость изменений, в разработке самой стратегии, в способности воплощать стратегию в жизнь. Как видим, речь идет о своевременности решений, принимаемых работниками организации, ориентированными в будущее при удовлетворении запросов внешней среды и сплоченно устремленными к общей цели.

Таким образом, стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов.

Важны обе составные части стратегического управления: и разработка, и внедрение. Об этом с долей иронии американские специалисты в области стратегического менеджмента замечают, что некоторые менеджеры развивают сильные стратегии, но не могут претворить их в жизнь. Другие создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. В обоих случаях есть возможность усовершенствования.

Существует еще два подхода. В первом случае специалисты по управлению допускают, что все возможные изменения предсказуемы, а происходящие процессы строго определены и управляемы. Поэтому стратегия сводится только к определению цели и разработке стратегического плана действий организации в достижении намеченных целей.

Но подобная ситуация возможна только в короткие интервалы времени, тем более что скорость изменения внешней среды на практике постоянно возрастает. Поэтому эффективность управления в значительной степени определяется способностью получить преимущества от использования изменений и возникающих при этом возможностей.

Второй подход заключается в определении только направления развития организации, которое приводит ее к достижению выбранной цели. В этом случае у организации имеется свобода выбора с учетом изменений во внешней среде; стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из реакции на непредвиденное развитие событий.

Само возникновение потребности в стратегическом управлении обусловлено динамичными переменами во внешней среде, в условиях которых действия менеджеров не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены и все шире признается необходимость сознательного управления изменениями, ведущими к достижению поставленных целей.

В этих условиях менеджерам трудно не распылить свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Поэтому стратегичность в управлении становится конкурентным преимуществом.

В развитии подходов к стратегическому управлению можно выделить несколько этапов.

• Управление на основе контроля над исполнением, при котором реакция управляющего на изменения появляется после совершения событий. Такое реактивное управление требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы.

• Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать, экстраполируя сложившиеся тенденции и проводя долгосрочное планирование.

• Управление на базе предвидения изменений, когда темп их ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и выработать реакцию на них построением соответствующей стратегии – стратегическое планирование.

• Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть – стратегическое управление за счет корректировки ранее выработанной стратегии.

Стратегическое управление базируется на ряде принципов, к которым следует отнести в первую очередь научность, целенаправленность, гибкость, реализуемость, системность и адаптивность.

Научность проявляется в том, что менеджеры в своей деятельности должны использовать достижения множества наук и, импровизируя, искать индивидуальные подходы к разрешению проблемных ситуаций.

Целенаправленность стратегического управления связана с ориентацией на достижение глобальной цели развития организации.

Гибкость стратегического управления подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их модификацию сообразно изменениям внешней и внутренней среды организации.

Реализуемость должна быть обеспечена в части создания необходимых условий для воплощения стратегии в реальную практику.

Системность самой стратегии как сочетания функциональных стратегий, стратегических проектов и программ означает согласованность содержания структурных элементов стратегии как по вертикали, так и по горизонтали.

Адаптивность состоит в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, оргструктура, система планирования и т.д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.

Однако стратегическое управление не лишено некоторых недостатков, которые всегда присутствуют при моделировании процессов реального мира:

• оно не дает детальной картины будущего, а является лишь качественным описанием желаемого состояния организации;

• оно не позволяет полностью формализовать процесс управления, поскольку представляет собой органическое соединение интуиции и искусства руководителей организации;

• оно требует корректировок стратегии по мере возникновения изменений во внешней и внутренней среде организации;

• велика цена возможных ошибок при выборе неверной стратегии;

• разработка добротного стратегического плана не гарантирует положительного результата, поскольку многое зависит от внедрения необходимых изменений в самой организации.

Тем не менее, желание создать эталонные стратегии не покидает специалистов в этой области.

Стратегическое управление представляет собой циклический процесс, состоящий из процедур формулирования, внедрения и контроля.

Стратегические неудачи современных казахстанских организаций во многом обусловлены поверхностными знаниями их руководителей в области стратегического менеджмента и отсутствием опыта проведения стратегических изменений в организациях.

Однако самые последние сведения об успешности функционирования организаций в современных условиях не укладываются в рамки какой-либо одной школы стратегического управления. Более того, в некоторой степени отсутствие стратегии может рассматриваться как некое благо в силу нескольких причин. Во-первых, повышению стратегической гибкости организации способствуют (и без разработки стратегии) продуманные действия руководителя. Во-вторых, жесткое следование стратегическому курсу ведет к утрате способности к инновациям (стратегия «как догма» убивает способность к обучению и адаптации). В-третьих, отсутствие формальных элементов стратегии позволяет исключить бюрократизм.

Теоретиков, занимающихся управлением, в большей степени интересуют процессы и этапы стратегического развития организаций, в то время как для практиков важны процедуры стратегических изменений, а также макроподход школы власти (изучение союзов, коллективной стратегии) и изыскания когнитивной школы. В последние годы возрастает популярность подходов школы обучения в части так называемых самообучающихся организаций и ключевых факторов успеха (стержневых компетенций).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый системный анализ предприятия «Lex» по продаже запасных частей к транспортным средствам позволил определить состояние внешней и внутренней сред предприятия, показатели качества и эффективности функционирования объекта, материальные и информационные потоки, выявить проблемы в функционировании фирмы.

Описание организации, как системы, определение подсистем и факторов влияния внешней среды, выявление проблемы развития предприятия и путей её решения позволили произвести классификацию предприятия как системы, сформулировать и структурировать цели исследования и разработать схему организационной структуры предприятия.

Анализ информационных потоков на предприятии с помощью матриц, исследование процесса целеобразования в организациях, построение «дерева целей», формирование стратегической системы целей позволило реализовать возможности методологии проведения системного анализа предприятия.

Результатом исследования стали: проектирование предприятия для достижения целей, концепция и подходы к стратегическому управлению предприятием.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Анфилатов B.C. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2.Введение в системный анализ: Учеб. пособие для студ. агроном. спец. / А.М. Гатаулин; Московская с.-х. академия им. К.А. Тимирязева. М.: МСХА, 2005.

3.Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем: Учеб. пособие. М.: Выс­шая школа, 2006.

4.Исаев В.В. Общая теория систем: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.

5.Светлов Н.М. Практикум по теории систем и системному анализу для студентов бакалавриата по направлениям «Прикладная информатика в эко­номике» и «Математические методы в экономике». М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2008.

6.Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. Киев, 2003.

7.Антонов А.В. Системный анализ: Учебник для ст-тов высших учеб. за­ведений, обучающихся по направлению «Информатика и вычислительная техника» и специальности «Автоматизированные системы обработки ин­формации и управления»: Изд. 3-е. М.: Высшая школа, 2008.

8.Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В. и др. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1990.

9.Коршунов Ю.М. Математические основы кибернетики: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Автоматика и телемеханика». — 3. изд., перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 2007.

10.Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 2001.

11.Светлов Н.М. Системный анализ целей аграрного производства: Лек­ция по курсу «Системный анализ» для студентов специальностей «Матема­тические методы в экономике» и «Прикладная информатика в экономике АПК» сельскохозяйственных вузов: Изд. 2-е, испр. и доп. / МСХА им. К.А. Тимирязева. М., 2003.

12.Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для студентов вузов / Под ред. С.А. Валуева, В.Н. Волковой. Л.: Политехни­ка, 1991.

13.Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник. М.: Высшая школа, 2004.

14.Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. М.: Биз­нес-пресса, 2000.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………4

Содержание курсовой работы………………………………………………………………….5

Примерная тематика курсовых работ………………………………………………………….5

Структура и оформление курсовой работы……………………………………………………5

Цели и описание курсовой работы……………………………………………………………..6 Введение работы…………………………………………………………………………….......6

1. Характеристика предприятия отрасли………………………………………………………7

1.1 Макромодель объекта и элементов внешней среды………………………………………7

1.2 Обнаружение проблемы и её анализ……………………………………………………….9

2. Классификация предприятия как системы. Формулировка и структурирование целей..12

2.1 Определение подсистем предприятия…………………………………………………….12
2.2 Описание предприятия как системы………………………………………………………13

2.3 Определение влияния внешней среды…………………………………………………….14

2.4 Проблема развития предприятия и пути её решения…………………………………….15

3. Методология проведения системного анализа предприятия……………………………..15

3.1 Информационные потоки на предприятии……………………………………………….15

3.2 Целеобразование в организациях………………………………………………………….18

3.3. Построение «дерева целей»……………………………………………………………….19

3.4. Стратегическая система целей……………………………………………………………20

4. Определение направлений и политики развития предприятия отрасли…………………25

4.1 Проектирование предприятия для достижения целей…………………………………...25

4.2 Стратегическое управление предприятием………………………………………………25

4.3 Концепция стратегического управления предприятием………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………………………...28

Литература………………………………………………………………………………………29

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...