Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия массовой и элитарной культуры.




Массовая культура стала объектом внимания в 20-м веке.

Л.Б. Гофман – МК – Это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. как правило этот феномен свойственен обществу, которое находится в кризисе, происходит распад её содержательных уровней и культура принимает формальный характер.

Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
- рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
- стандартизованных по форме и содержанию;
- предполагающих коммерческий успех; и
- распространяемых средствами массовой информации.

Д. Бэлл – МК – Организация обыденного сознания в информационном обществе. Это особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают понимания.

МК – Это явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном творчестве. Т.е. массовую культуру потребляют все люди, она массово производится.

Ф-ии МК:

1) манипулирование массовым сознанием

2) наркотическая

3) мифологизация общественного сознания

4) занимательность

Оценки МК:

Положительная: МК притягивает к себе значительное число людей, которые не могут продуктивно использовать свое свободное время. МК создает характерное семиотическое пространство, которое улучает взаимодействие. МК дает возможность знакомиться с произведениями высокой культуры.

Негативная: МК формирует пассивное восприятие действительности (Адорно, Маркузе)

 

Элитарная культура – вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

 

Специфика и функции массовой культуры.

Специфика:

  1. ориентация на однородную ауд-ю
  2. Опора на эмоциональное и иррациональное, на коллективное бессознательное. Осн. заслуга здесь по Юнгу компоненты: воприятие массовой к-ры вып-ет фун-ю компенсации, восполняющей целостность человеч. природы.И масс. к-ра предназначена для того, чтобы создавать мифы.
  3. эскейпизм – бегство от реальности в мир грез фантазий
  4. быстродоступность
  5. традиционность и консерватизм
  6. исп-е сред. языковой нормы.

Фун-и:

  1. манипуляция массовым сознанием
  2. наркотическая
  3. мифологизация общетв. сознания
  4. занимательность

 

Сферы проявления массовой культуры.

Масс.к-ра- явл-е, хар-щее особен-ти произ-ва культ.ценностей в совр. общ-ве т.е мас. кул-ру потреб-ют все люди, она массово производиться.

Сф:

  1. индустрия субк-ры детства
  2. масовая образоват. школа
  3. сист-ма нац. гос. идеологии
  4. массовые полит движения
  5. массовая соц мифология -упрощает сложную сист-му ценност-х ориентаций чела, многообразие опыта сводит к дуалистич. оппозиции «хорошо-плохо».
  6. индустрия развлечений и досуга-масс.худ.к-ра, кроме арх-ры, зрелищные мероприятия, спорт, стр-ры по орг-и досуга.
  7. индустрия оздоровит. досуга
  8. система орг-и и упр-я потребит.спросом-инст’s рекламы, имиджа,полит.тех-й и др
  9. учреждения. связ. с играми (пр, казино)

 

Уровни массовой культуры.

3 ур-ня:

  1. кич-культура (от слова китчен-халтурить. Произв-я кич-куль-ры подстраиваться под произв-я выс. кул-ры, но к ним не относятся. Хар-но упрощенная подача проблематики, подача на стериотипах, не ставит вопросы, дают готовые ответы, клише)
  2. мид-культура (двойственный хар-р, одержит в себе черты массовой и традиционной кул-ры,именно она задает тотн, форм-ет стандарты, на кот-ые надо ориентироваться)
  3. арт-культура (рассчитана на самую образов. часть публики, ее главн. задача приблизить массовую кул-ру к нормам и стандартам традиционной)

 

Концепция массового общества.

Ортега-и- Гассет -испанск. философ.создал конц-ю(20 в).Его раб.30 г «Восстание масс».

· в19 веке появлению феномена массового общ-ва способствовало 2 взрыва: - победа полит. демократии и парламентаризма и –развитие тех-ки.

· Также увел-е массы людей в крупн.городах. город становиться как нечто общественное и публичное, у чела 20в форм-ся ощущение легкости жизни, в рез-те снижаются нравственные треб-я к самому себе.

· Существенн. черта-уверенность в том, что нынешняя эпоха выше всех предыдущих.

Чел в элите проводит свою жизнь в служение т.е посвящение жизни чему то высшему, служение –внутр. потреб-ть. Отличит черты элиты –самодисциплина и благородная жизнь.

Совр. общ-во и к-ра заселены бездуховностью, отсутсвием стремлений простоого обывателя, кот-й навязывает свой стиль жизни целому гос-ву. Т.е радикально поменялось отн-е между массой и элитой.

Беда масс. чела в том, что он безусловно усваивает те стандарты, к-ые преподносит СМИ, те готовые ответы на все вопросы.

 

Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры.

Образование – это процесс и результат усвоения систематических знаний и навыков, необходимых человеку для жизни и труда. Оно рассматривается как социальный феномен – как средство накопления и трансляции духовной культуры и социального опыта. Социологию интересует то, как образование влияет на мобильность людей, как меняется соц. структура, как происходит трансформация ролей и статусов. Образование является одним из важнейших социальных институтов, оно выполняет ф-ию социализации человека, его адаптации к сложному миру. В общественной жизни образование выполняет ряд важн. функций: 1)социал. мобильности, 2)соц. контроля, 3)культурной трансляции, 4)соц. селекции, 5)идеологич. Данный подход свойственен социологии образования, кот. изучает закономерности функционирования образования как социал. интситута, взаимосвязь с другими институтами, ценностные ориентации, отношение к образованию различных социальных групп. Исследование проф. ориентаций и жизни молодежи (Шубкин, Рудкевич), концептуальные модели образования (Рудкевич, Гаган), исследование различных сторон жизни студенчества, школьников, мотивы обучения, влияние внеучебной деятельности, досуг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...