Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный статус педагогики, ее место и роль в системе наук




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

А.В. Федоров, И.А. Сергеева

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Курс лекций

Часть 2. Педагогика

 

 

Иркутск 2012

 

УДК 159.9(075)

ББК 88.3я7

Ф 33

 

Рекомендовано к изданию редакционным советом ИрГУПС

 

 

Рецензенты

доктор философских наук, профессор А.А. Атанов;

доктор экономических наук, профессор Г.И. Новолодская

 

 

Ф 33
Федоров А. В., Сергеева И. А.

Психология и педагогика: курс лекций. Ч. 2. Педагогика /
А.В. Федоров, И.А. Сергеева. – Иркутск: ИрГУПС, 2012. – 167 с.

 

 

Курс лекций составлен в соответствии с программой подготовки по учебной дисциплине «Психология и педагогика». В нем с учетом современных достижений педагогической науки рассматриваются общие вопросы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности.

Курс лекций предназначен для студентов непсихологических специальностей, изучающих дисциплину «Психология и педагогика».

 

Илл. 2. Табл.3. Библиогр.: 19 назв.

 

 

УДК 159.9 (075)

ББК 88.3я7

 

 

© Федоров А.В., Сергеева И.А., 2012

© Иркутский государственный университет

путей сообщения, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................... 5

 

Глава 1. Педагогика как наука............................................................. 7

1.1. Научный статус педагогики, ее место и роль в системе наук

о человеке. Система педагогических наук. Объект и предмет

педагогики. Функции педагогики. Задачи педагогической

науки. Связь педагогики с другими науками........................... 7

1.2. История педагогики................................................................ 13

1.3. Методы педагогических исследований.................................. 24

1.4. Основные категории педагогики: обучение, образование,

воспитание, развитие............................................................... 28

 

Глава 2. Образование как общественное явление............................ 33

2.1. Характеристика образования. Образование
как целенаправленный процесс формирования личности.
Педагогические перспективы в современной
рос­сийской школе................................................................... 33

2.2. Система образования в Российской Федерации................... 40

2.3. Управление образовательными системами............................ 42

 

Глава 3. Основы организации педагогического процесса............. 58

3.1. Сущность педагогического процесса как системы,
его структура. Движущие силы педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие............................................. 58

3.2. Функции и технологии пе­дагогического процесса.
Педагогический процесс как целостная педагогическая
система, его особенности и принципы организации.
Законы, закономерности и противоречия педагогиче­ского
процесса................................................................................... 63

 

Глава 4. Основы дидактики (теории обучения)............................... 72

4.1. Сущность, функции, категории дидактики............................ 72

4.2. Сущность процесса обучения и его структура...................... 73

4.3. Закономерности, принципы, методы и формы обучения..... 75

4.4. Современные концепции обучения........................................ 93

4.5. Дидактические средства........................................................ 102

4.6. Использование Интернет-ресурса преподавателями

и студентами................................................................................. 108

 

Глава 5. Педагогическая теория воспитания................................. 110

5.1......... Воспитание как организованный педагогический процесс:
закономерности, структура и функции. Движущие силы
процесса воспитания.............................................................. 110

5.2................. Взаимосвязь законов, закономерностей и принципов
воспитания. Сущность и система методов воспитания......... 112

 

Глава 6. Семейное воспитание и семейная педагогика................. 124

6.1. Концептуальные основы семейного воспитания
в современных условиях. Принципы и содержание
семейного воспитания........................................................... 124

6.2. Основные типы и причины неправильного воспитания в семье. Классификация и типы семей как субъектов воспитания.
Воспитательный потенциал семьи. Взаимоотношения семьи
и школы в воспитательном процессе................................... 127

 

Глава 7. Педагог и педагогическая деятельность........................... 139

7.1. Педагогическая деятельность как теория и практика.
Структура педагогической деятельности и ее основные
компоненты. Основные направления (виды) деятель­ности
педагога................................................................................. 139

7.2. Педагог как субъект и объект педагогической деятельности.
Формирование педагогического мастерства.
Педагогическое общение...................................................... 144

Словарь терминов.............................................................................. 158

Библиографический список............................................................... 166

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психология и педагогика – родственные, но самостоятельные науки. Однако психология и педагогика имеют немало взаимосвязанных теоретических положений, областей теоретического приложения, что позволяет изучать их в едином цикле «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в объединенной учебной дисциплине «Психология и педагогика».

Подбор тем лекций определяется рядом обстоятельств – их теоретической и практической значимостью, традициями преподавания в университете, а также личными предпочтениями авторов. Авторы сочли возможным изучать психологию и педагогику в самостоятельных разделах.
В первой части лекций представлен материал по психологии, во второй – по педагогике.

Необходимо отметить, что психология и педагогика – очень сложные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со мно­гими областями общественных и естественно-научных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освоению, их содержание трудно запомнить с первого раза.

Представленный курс лекций:

– показывает, в каком направлении и как нужно овладевать психолого-педагогическими знаниями;

– дает представление об основных принципах подхода к их анализу и изучению;

– содержит информацию, изложенную в обобщенном и систематизированном виде;

– включает сведения, являющиеся результатом осмысления многих научных исследований и публикаций о педагогике.

В профессиональной деятельности специалист объективно сталкивается с психологическими и педагогическими явлениями. Окружающая среда – это не только материальные, но и социальные объекты – конкретные люди (коллеги, деловые партнеры, конкуренты) и коллективы, в которых действия каждого должны быть умело соразмерены с действиями других для достижения общей цели.

Педагогическая подготовленность выпускников вуза предполагает:

– знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значение для практики жизни и деятельности;

– знание основ методологии педагогической науки и ее методов;

– знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений;

– знание основных педагогических закономерностей, принципов, путей, форм и методов формирования личности в процессе получения образования;

– представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития человека;

– представление о педагогических основах воспитания и развития детей в семье;

– умение осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций;

– умение пользоваться различными методами обучения и воспитания, приемами педагогической техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, подготовка и принятие педагогического решения, педагогический контроль
и оценка и др.).

 

 

Глава 1

Педагогика как наука

 

Вопросы:

1.1. Научный статус педагогики, ее место и роль в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики. Задачи педагогической науки.

1.2. История педагогики.

1.3. Методы педагогических исследований.

1.4. Основные категории педагогики: обучение, образование, воспитание, развитие.

Научный статус педагогики, ее место и роль в системе наук

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...