Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпидемиологическое изучение зубочелюстных аномалий и нуждаемость в ортодонтическом лечении




УМ-1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ОРТОДОНТА

 

Эпидемиологическое изучение зубочелюстных аномалий и нуждаемость в ортодонтическом лечении

Изучение распространенности и нозологических форм зубоче­люстных аномалий в разные периоды формирования прикуса представляет научный интерес. Данные такого рода исследова­ний используются для разработки организационных принципов профилактики зубочелюстных аномалий и специализирован­ной лечебной помощи.

В 20—40-х годах научные исследования в области эпидеми­ологии зубочелюстных аномалий были единичными. Значитель­но большее внимание уделено этому вопросу за последние три десятилетия, о чем свидетельствует возросшее количество публикаций.

На основании статистического анализа данных эпидемиоло­гических исследований, опубликованных в 1200 источниках отечественной литературы за период с 1947 по 1976 г., уста­новлено, что общее число обследованных составило 466 821 человек в возрасте до 59 лет; определена средняя частота зу­бочелюстных аномалий, а также их отдельных нозологических форм и нарушений функций [Хорошилкина Ф. Я. и др., 1978]. Распространенность зубочелюстных аномалий колебалась от 11,4 до 71,7%, что зависело от методического уровня исследований, профессиональной подготовки врачей, ошибок репрезентатив­ности.

Анализ литературы по географическому признаку позволил установить, что эпидемиологические исследования проводи­лись только на 22,2% территории СССР. Большая часть их была выполнена в РСФСР, Украинской ССР и Латвийской ССР.

Зубочелюстные аномалии в среднем встречались у 33,7% обследованных, в столицах союзных республик и крупных промышленных городах — у 37%, в период молочного прику­са—у 24%, в период сменного — у 49%, в период постоянного, в возрасте до 17 лет — у 35%. Число аномалий в период от начала формирования молочного прикуса до начала сменного увеличивалось на 25%, в период постоянного прикуса оно уменьшалось на 14%, т. е. саморегуляция зубочелюстных ано­малий наблюдалась в среднем у 11% обследованных. Зубочелюстные аномалии обнаружены у сравнительно небольшого кон­тингента обследованных подростков и взрослых. Подростки и взрослые составляют большую часть населения страны, в связи с чем были необходимы детальные эпидемиологические обсле­дования в старших возрастных группах.

Процент зубочелюстных аномалий значительно возрастал у обследованных, страдавших другими стоматологическими забо­леваниями (кариес, пародонтоз), и составлял в среднем 58,5, при наличии общих заболеваний организма он увеличивался до 74,6. При обследовании 2465 детей в первой группе (болевшие) с аномалиями прикуса выявлено 67,2%, а во второй (неболевшие) — 36,1% пациентов. Отрицательное влияние рахита на зубочелюстную систему отражено в работе Л. В. Ильиной-Маркосян (1961).

Частота аномалий зубов, зубных рядов и прикуса примерно одинакова. Наиболее часто наблюдается нейтральный прикус с аномалиями положения зубов (39%), глубокий (23%), дистальный (20%) и мезиальный (13%).

Нарушения функций зубочелюстной системы — жевания, речи, дыхания, закрывания рта и глотания — встречаются у 40% больных с аномалиями прикуса. При дистальном прикусе они определяются у 69% обследованных [Малыгин Ю. М., 1970].

Для определения распространенности зубочелюстных ано­малий целесообразно применять медико-географическую мето­дику исследования, предложенную Центральным научно-ис­следовательским институтом стоматологии (ЦНИИС), с уче­том научно-практических рекомендаций по применению мето­да эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий, разработанного стоматологическим отделом штаб-квартиры ВОЗ и Комиссией по эпидемиологии стоматологических болезней Международной стоматологической ассоциации (форма ВОЗ/ МСА). Эпидемиологическое изучение проводят по определен­ной схеме, позволяющей максимально полно и в краткой форме зарегистрировать стоматологический и ортодонтический статус. Для подготовки ортодонтической информации к машинной обработке и последующего статистического анализа введен цифровой шифр в виде колонок около каждого признака.

В карте для эпидемиологического изучения зубочелюстных аномалий регистрируют следующую информацию:

1) паспортные и демографические данные;

2) стадию формирования зубных рядов;

3) аномалии числа, формы и величины зубов;

4) аномалии положения зубов;

6) аномалии прикуса — в области передних и боковых сег­ментов зубных дуг в вертикальном, дистально-мезиальном и трансверсальном направлениях;

7) другие выраженные аномалии;

8) необходимость лечения и его разновидность;

9) замечания.

Для ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий у детей от 3 до б лет необходимо выявлять ранние признаки аномалий.

Известны следующие морфологические предпосылки, способствующие возникновению зубочелюстных аномалий: ранняя потеря молочных зубов (8,9±2,0%), анома­лии уздечки верхней губы (15,5±2,5%), аномалии уздечки языка (4,2±1,4%), нестершиеся бугры молочных зубов (9,8+2,1%), отсутствие трем между молочными зубами (14,8±2,5%), нали­чие сагиттальной щели между резцами при нейтральном соот­ношении зубных рядов (у 5,2+1,5%). Нарушение функций зу-бочелюстной системы выявлено у 34,2±8,3% обследованных. Чаще других встречалось нарушение дыхания (14,1±2,4%), глотания (11,2+2,2%), реже — нарушение речи (6,8+1,7%) и жевания (2,1±1,0%) [Самохина Е. С, 1974].

По данным Т. М. Кучумовой, частота потери молочных моляров следующая: двух молочных моляров — 12,9±2,9%, трех — 12,112,8%, четырех - 44,6±4,3%, пяти - 10,6+2,8%, шести -9,8+2,6%, семи — 5,4+2%, восьми — 4,6±1,8%. Последствиями ранней потери молочных моляров, нарушающими формирова­ние прикуса, являются зубоальвеолярное удлинение в области боковых зубов (28,8±3,9%), мезиальное смещение или наклон первых постоянных моляров (26,8+3,8%), дистальный наклон коронок премоляров, недостаток для них места в зубном ряду и нарушение сроков прорезывания (преждевременное, запоз­далое или ретенция зубов), повороты зачатков этих зубов по оси, снижение высоты прикуса. Наибольшее смещение зубов в сторону дефектов отмечается у детей, потерявших молочные моляры до прорезывания первых постоянных моляров на вер­хней челюсти (поворот моляров вокруг небного корня). Степень смещения зависит от давности потери молочных моляров.

После ранней потери молочных моляров наблюдается нару­шение функций зубочелюстной системы: смещение нижней челюсти, снижение эффективности жевания, неправильное положение языка в полости рта. Вредные привычки — прокла­дывание языка между зубными рядами в области дефектов (59+4,3%), присасывание щек (13,8+2,9%) — отрицательно влияют на прорезывание премоляров, их расположение и смыкание, а также ухудшают устойчивость съемных протезов. Установлены прямая корреляция частоты проявления дис-тального (0,77+0,16) и мезиального (0,55±0,19) прикуса с количеством рано потерянных молочных моляров и обратная зависимость для нейтрального (—0,85+0,12) прикуса [КучумоваТ. М., 1972].

Большинство зубочелюстных аномалий подлежит ортодонтическому или комплексному лечению. Некоторые из них вы­ражены настолько слабо, что не приводят к существенным функциональным и эстетическим нарушениям. Нуждаемость детского и подросткового населения в ортодонтической помо­щи колеблется от 35 до 42% [Владиславов А. Л., 1968; Зво-линская Р. М., Демнер Л. М., 1970; Малыгин Ю. М., 1971; Снагина Н. Г., 1972; Каламкаров X. А. и др., 1973; Телебаева Г. Т., 1973; Акодис 3. М., 1974; Самохина Е. С, 1974]. У 33,6% обсле­дованных дошкольников с правильно сформированным при­кусом дистальная поверхность вторых молочных моляров на­ходилась на одном уровне в одной вертикальной плоскости, у 66,4% имелась мезиальная ступень. Низко прикрепленная уз­дечка верхней губы лишь у 48,7% сочеталась с диастемой. В возрасте от 3 лет до 6,5 года 35,1% детей нуждается в орто­донтической профилактике и 12% — в ортодонтическом лече­нии. С возрастом процент нуждающихся в специализированном лечении возрастает. В период сменного прикуса (в 7—8 лет) нуждаемость в профилактических мероприятиях составляет 24,6%, в аппаратурном лечении — 36,9%, в период постоян­ного прикуса — соответственно 7 и 40%.

Выявлена нуждаемость детей в различных видах лечебно-профилактической помощи. Поданным Е. С. Самохиной (1974), она составляет: в хирургическом лечении — 10,9±2,2%, в логопедическом обучении — 6,7±1,7%, в миотерапевтическом лечении — 6,2±1,7%, в помощи оториноларинголов — 9,5±2,0%, в терапевтическом стоматологическом лечении — 8,1± 1,9% и в зубочелюстном протезировании — 8,9+1,8%. После ранней потери молочных моляров нуждаемость в различных видах лечения, по данным Т. М. Кучумовой, несколько иная: в протетическом — 85,2±1,8%, в ортодонтическом — 62,5±2,5%, в хирургическом — 29,6±2,3%, в миотерапевтическом — 49,3±2,5%, в логопедическом обучении — 11,2±1,6. Для устра­нения зубочелюстных аномалий необходимо сочетать методы лечения.

Поданным Ю. М. Малыгина, определение фактической нуж­даемости в ортодонтической помощи важно для решения воп­роса о выборе способов медицинского обслуживания населения. В течение года ортодонт должен отработать 289—290 рабочих дней и обеспечить 3625 посещений. На его участке среди 10 000 детей — около 3000 больных с зубочелюстными аномалиями (33,7%), и каждому в течение года ортодонт может дать 1,3 посещения. За это время невозможно не только вылечить, но и детально обследовать больного. По данным ряда авторов, средняя продолжительность лечения различных зубочелюстных деформаций составляет 30—40 мес (2,5—3,5 года).

В настоящее время имеются сведения о средней продолжитель­ности ортодонтического лечения (в месяцах) и объеме лечебных мероприятий (в посещениях) в зависимости от степени выражен­ности морфологических и функциональных нарушений и труд­ности их лечения (в баллах). Расчеты показали, что 1 ортодонт может вылечить за 1 год в среднем 130 больных, а нуждаются в лечении на его участке в среднем 2812. Становится очевидным, что при имеющемся количестве ортодонтов невозможно оказать помощь столь большому числу больных. Однако, нельзя рассчи­тывать только на экстенсификацию, т. е. увеличение штатного ко­личества ортодонтов. Необходимо изыскивать внутренние резервы для интенсификации ортодонтической помощи. Один из путей — внедрение участково-территориального принципа организации ор­тодонтической и детской стоматологической помощи, разработка комплексной стоматологической профилактики и ортодонтичес­кой диспансеризации.

Т. И. Коваленко (1985) при обследовании взрослых от 17 до 60 лет обнаружила зубочелюстные аномалии у 30,9±1,1%. Наибольшее число больных (32,7±2,0%) было в возрасте от 21 года до 30 лет. Аномалии зубных рядов составили 53,5+2,4%, аномалии прикуса — 46,5±2,4%. Дефекты зубных рядов отме­чены у 57,1 ±2,0% обследованных, т. е. чаще, чем в отсутствие аномалий (42,5±1,2%; р < 0,05).

Кроме зубочелюстных аномалий, обусловленных нарушени­ями развития и роста тканей и органов зубочелюстной систе­мы, наблюдаются вторичные деформации зубных дуг в резуль­тате кариозного разрушения отдельных зубов, их расшатывания при парафункциях и заболеваниях пародонта, после ранней потери, вследствие привычного смещения нижней челюсти, при заболеваниях височно-нижнечелюстных суставов, в резуль­тате травмы, хронических воспалительных процессов, онколо­гических заболеваний, ошибок, допускаемых при зубочелюс-тном протезировании и др.

Нарушения прикуса наиболее выражены при ослаблении организма в связи с общими нарушениями и старением.

Основные причины обращения взрослых больных с зубочелюстно-лицевыми аномалиями к ортодонту — это на­рушения эстетики лица, смыкания губ, положения пере­дних зубов, видимых при разговоре, и улыбке, их цвета, формы, величины, затруднения при откусывании и пере­жевывании пищи, неприятные ощущения и боль в области десен, альвеолярного отростка, твердого неба, височно-нижнечелюстных суставов, чувство утомления в жеватель­ных мышцах.

Расширение представлений о взаимосвязи аномалий прику­са с общими нарушениями организма требует качественно нового подхода к организации ортодонтической помощи, подготовке кадров ортодонтов (врачей и техников), среднего медицинско­го и вспомогательного персонала.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...