Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая деятельность как теория и практика.




Структура педагогической деятельности и ее основные компоненты. Основные направления (виды) деятель­ности педагога

 

Профессия педагога относится, по классификации Е.А. Климова,
к ти­пу «человек – человек». Это означает, что в деятельности учителя прин­ципиальным оказывается умение влиять на другого человека. Влия­ние на другого, обучение и воспитание его и составляет предмет труда учителя.

Цель деятельности педагога – изменение уровня воспитанности и обученности другого человека, развитие его ценностно-смысловой структуры, эмоциональ­но-волевой сферы.

Подобно иным видам деятельности, педагогическая имеет свои форму и содержание, цель и средства достижения. К.Д. Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания» обозначает предмет труда учителя – воспитание, обучение и знание различных сторон человека.

Педагогическая деятельность доступна далеко не каждому. Чтобы понять многие проблемы, возникающие в труде учителя, необходим интегральный подход, в первую очередь – использование знаний из медицины, физиологии, психологии труда и социологии. Выполнение человеком конкретной деятельности обусловливается комплексом внутренних и внешних факторов, которые и необходимо выявить.

Любой трудовой сфере соответствует своя профессиограмма, сущ­ность которой – в установлении ряда требований, предъявляемых профессией к качествам специалиста, его возможностям и способностям. В профессиограмме педагога указываются квалификация, спо­собности, направленность деятельности на воспитание и обучение; мо­тивация и стремление к профессиональному росту; критерии оценки результатов труда – нормы затрат времени, квалификационные раз­ряды; средства, при помощи которых осуществляется деятельность (учебные кабинеты, учебные экскурсии, спортивный зал и пр.); усло­вия выполнения деятельности, параметры рабочего места (простран­ственные, гигиенические, эстетические); организация труда: график работы, режим труда; распределение заданий, совместная деятель­ность (кто и с кем выполняет задания администрации школы, какова работа с родителями); должностные инструкции, определяющие обя­занности директора образовательного учреждения, его заместителей, классных руководителей, учителей-предметников; учебная нагрузка; льготы, премии, общественное признание труда учителя; соответствие деятельности каждого учителя уставу школы и пр.

Немаловажное значение имеют мотивация педагога и его направ­ленность (в том числе и в процессе общения) на достижение целей воспитания и обучения. В ракурсе психологии труда специальность педагога имеет ряд требований: выносливости, многомерности (обу­чение детей, работа с родителями, воспитательные технологии, связь с общественностью, осуществление преемственности детского сада и школы, школы и производства, школы и профессиональных лицеев, школы и вуза и пр.).

Особенно следует подчеркнуть в характеристике профессиональ­ной пригодности педагога необходимость соответствующих физиче­ских данных и состояния здоровья. Например, отсутствие хороших физических данных, эмоциональная нестабильность, черствость сви­детельствуют
о профессиональной непригодности.

В педагогической профессии особенно важны продуктивность, индивидуальный стиль и квалификационный уровень деятельности. Их можно выявить в рамках квалификационного уровня учителя. Его могут характеризовать знания в области своего предмета, отношение к предметам, чувство нового, содействие в развитии интереса учащих­ся к предмету, умение планировать свою работу, знание психолого-пе­дагогических основ обучения, педагогический такт, умение оценивать качество знаний, умений и навыков, индивидуальный подход к уча­щимся. По мнению
Н.В. Кузьминой, качество педагогической деятельно­сти отражается в динамике изменений – от непродуктивного (мини­мально репродуктивного) до высокопродуктивного уровня. На на­чальном этапе учитель сообщает ученикам, что он делает, затем стре­мится учесть их запросы, далее пытается структурировать учебную деятельность детей. Высокий уровень предполагает, что педагог вла­деет стратегией формирования системы знаний, умений и навыков учащихся по преподаваемому предмету, а высший этап – умение пре­вратить свой предмет в средство формирования личности ученика и его потребности в саморазвитии.

Рост продуктивности деятельности или педагогического мастерст­ва – это необходимый показатель качества работы учителя. На уроке, например, это проявится:

– в четкости определения целей и задач урока;

– творческом применении методов обучения в соответствии с уров­нем развития учащихся;

– предвидении трудностей усвоения материала и оказании помощи детям;

– проявлении интенсивной работоспособности учеников;

– комплексном использовании знаний о психологии детей, создании комфортной атмосферы в классе;

– обогащении методики ведения урока новыми сведениями из сфе­ры педагогики и психологии;

– проявлении культуры.

Важный показатель продуктивности педагогической деятельности – соответствие между затраченными усилиями и результатами работы.

Все рассмотренное убеждает в том, что профессия учителя имеет сходные качества с профессиями, проявляющимися в сфере «чело­век–человек». Вместе с тем педагогическая профессия имеет главные признаки, которые ее отличают от других, – она предполагает посто­янное воздействие на детей. Происходит оно при освоении ими со­циокультурного опыта. Следовательно, воздействие на детей с целью изменения их познавательной, эмоциональной, ценностной и других сфер, осуществления целей воспитания и обучения составляет специ­фику педагогической профессии.

По мнению Л.М. Митиной, есть две модели труда учителя – мо­дель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первом случае человек находится «внутри» педагогического труда и относится только к отдельным сторонам педагогического труда, а не к труду в целом. Доминирует тенденция к подчинению деятельности внешним обстоятельствам. Они вынуждают учителя ожидать стиму­лов извне, координировать свои действия в соответствии с ними. В итоге человек подчиняется внешним обстоятельствам. Во втором случае учитель характеризуется способностью выйти за пределы не­прерывного потока повседневности и увидеть свой труд со стороны. Это способствует внутреннему выбору в соответствии со своими цен­ностными ориентациями, а трудности воспринимаются как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов. Спо­собность делать выбор в этой модели означает наличие свободы и от­ветственность за нее. Эта модель реализуется в творческой работе, ког­да нет прототипов, а личность учителя становится сильной, гибкой, самостоятельно ставящей цели и их добивающейся.

Следует иметь в виду, что модель адаптивного поведения чрезвы­чайно распространена. Наше образование довольно часто воспроизво­дило систему социальных отношений и господствующей идеологии. Социальная практика транслировала устойчивый социальный опыт от одних поколений к другим.

Поскольку новое поколение творческих людей способно с помо­щью образования изменять мир, надо обратиться к структуре профес­сиональной деятельности и профессиональному развитию педагога, которые позволяют увидеть стимулы профессионального и личност­ного роста.

В структуре педагоги­ческой деятельности можно выделить несколько компонентов.

Начальным компонентом является осознание педагогом потреб­ностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.

Вторым компонентом являются различные научные знания, умения, навыки, приобретенные человеком в самых разных об­ластях жизни и общественных отношений, которые передавались из поколения в поколение, в результате чего у человека формиру­ется мировоззрение, т. е. осознанное отношение к жизни.

Последним компонентом педагогической деятельности яв­ляются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

В научно-педагогической практике выделяются также функ­ции педагогической деятельности:

1) передача знаний, умений и навыков, формирование миро­воззрения;

2) развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения;

3) выработка поведения учеников на основе осознанного по­нимания и усвоения морально-нравственных правил поведе­ния в обществе;

4) формирование эстетического отношения к действительно­сти (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное).

Все эти функции последовательно и логично взаимосвязаны друг с другом и направлены на формирование разносторонне раз­витой личности учащегося.

К цели педагогической деятельности относится воспитание дет­ской личности. В свою очередь, педагогическая цель отражает фи­лософские, экономические, нравственные, правовые, эстетические представления общества о совершенном человеке и его предна­значении в жизни общества.

Деятельность учителя – всегда творческая деятельность. При этом должна учитываться логика деятельности с опорой на потребно­сти и интересы ребенка и воспитательные цели и задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...