Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая техника и овладение ею.




Педагогическая техника – важнейший элемент педагогической деятельности преподавателя, наиболее зримый показатель его профес­сиональной вооруженности и пригодности как воспитателя, учителя подчиненных.

Под педагогической техникой педагога понимается совокупность приемов его педагогического взаимодействия с учащимися, умений и навыков использования данных приемов в целях успешного решения учебно-воспитательных задач. В определении отражена общая специфи­ческая особенность педагогики – как теории и как практики. Если в теоретическом плане педагогическая техника – совокупность приемов, то в практическом – умений и навыков их применения. Для овладения на высоком уровне педагогической техникой педагогу следует не только усвоить сумму психолого-педагогических знаний о приемах взаимодействия и воздействия, но и в процессе практической деяте­льности, самосовершенствования сформировать и развить у себя соот­ветствующие умения и навыки.

Овладение педагогом педагогической техникой превращает ее в тонкий инструмент решения важных учебно-воспитательных задач. Развитая педагогическая техника помогает ему глубже и ярче вы­разить себя в педагогической деятельности, полнее раскрыть во взаи­модействии с учащимися свой личностный потенциал, добиться опти­мальных результатов в воспитательной работе.

В понятии «педагогическая техника» в единстве представлены две группы компонентов.

Первая группа связана с приемами, умениями и навыками педагога управлять своим поведением: техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция), владение своим организмом (мимика, пантомимика), управление своим эмоциональным (психическим) состоянием.

Вторая группа компонентов педагогической техники включает в себя приемы, навыки и умения педагога воздействовать на деятельность коллектива и отдельных его членов. К ним относятся приемы и умения воспитания, обучения, развития, психологической подготовки, педагогического общения.

Как видно из содержания понятия, ключевую роль в нем зани­мают педагогические приемы. Термин «прием» в общем виде представля­ет собой «способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение». В педагогике под приемом обучения, воспитания чаще всего понимают способ осуществления действия в форме определенных операций.

Приемы педагогической техники последовательно «разбиваются» на группы, подгруппы, виды и разновидности. Группы приемов педаго­гической техники – личностная эмоционально-волевая выразительность, операционно-деятельностные приемы (обучения, воспитания, развития, психо­логической подготовки, педагогического общения) – выделяются в клас­сификации в соответствии с компонентами содержания педагогической деятельности преподавателя.

Чем увереннее и шире преподаватель будет использовать педагогичес­кие приемы, тем эффективнее будет его воспитательная и обучающая деятельность. Но он должен учитывать такую педагогическую аксиому, что нет приемов, которые бы были действенны при любых условиях и при любых обстоятельствах. Поэтому педагогу следует знать условия, в которых тот или иной педагогический прием эффективен.

Практика показывает, что оптимальный выбор приемов педагогической техники, к примеру, на учебных занятиях определяется:

1. Содержанием учебного материала.

2. Методом и формой проведения занятий.

3. Учебными возможностями обучаемых.

4. Учетом мотивации обучаемых к учебной дисциплине, конкрет­ному занятию, непосредственно к руководителю занятия.

5. Возможностями преподавателя (наличием необходимой учебно-материальной базы, опыта в проведении занятий и т. д.).

6. Конкретизацией целей и задач учебного занятия (дидакти­ческих, воспитательных, коммуникативных и др.).

Знание таких условий в обучающей и воспитательной деятельности позволяет педагогу целенаправленно планировать и применять приемы пе­дагогической техники.

При применении того или иного конкретного приема помимо общих условий, влияющих на эффективность их использования, педагогу необходимо соблюдать также выработанные психологией и педагогикой требования, правила их реализации в жизнь. Например, применительно к жестам, следует придерживаться следующих правил:

а) жесты должны быть непроизвольны;

б) жестикуляция не должна быть непрерывной;

в) управляйте жестами: жест не должен отставать от подкреп­ляемого им слова;

г) вносите разнообразие в жестикуляцию; не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях;

д) жесты должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Эффективность реализации приемов в различных педагогических ситуациях демонстрирует уровень сформированности и развитости у педагога умений и навыков педагогической техники.

Навыки педагогической техники входят в общую систему педа­гогических навыков и представляют собой прочно усвоенные и не­однократно повторяющиеся интеллектуальные и практические действия
в учебно-воспитательном процессе, реализующиеся в соответствующих приемах и совершаемые при незначительном контроле сознания.

По степени содержательного охвата действий, требующих ав­томатизации, можно выделить простые и сложные (обобщенные) навыки педагогической техники. Наиболее существенными сложными навыками являются: навыки выразительной речи, навыки целесообразной мимики
и пантомимики, навыки общения, навыки самообладания, навыки ис­пользования технических средств обучения в учебно-воспитательной работе и др.

Каждый сложный (обобщенный) включает в себя ряд простых навыков. Ключевое значение для педагога имеют навыки ин­тонирования речи, навыки быстрой оценки, общего психического состояния воспитанников и коллективов, навыки распределения внимания в процессе общения, навыки быстрого и ясного формулиро­вания своих мыслей и др.

Умения педагогической техники – это более сложное образо­вание по сравнению с навыками. Они складываются из приобретенных знаний и навыков и свидетельствуют о способности педагога правильно их использовать в соответствии со сложившимися конкрет­ными обстоятельствами.

Под умением педагогической техники следует понимать успеш­ное выполнение педагогом интеллектуальных и практических действий в учебно-воспитательном процессе, связанное с выбором и применением правильных приемов в конкретной педагогической ситуации.

Правильным мы называем прием, который педагогически целесообраз­но и оптимально приводит к качественно высоким результатам.

Среди умений педагогической техники по аналогии с навыка­ми выделяются простые и сложные (обобщенные). Обобщенные умения педагогической техники – это группы умений. К ним следует отнести умения обучать, воспитывать, педагогического общения, выразите­льного показа чувств и отношений, речевые умения и др.

Существенной особенностью умений педагогической техники является наличие «сквозных» интегральных умений – управления личным поведением (личностной эмоциональной-волевой выразительнос­ти), сопровождающих все другие основные группы умений (директивные, воспитательные, коммуникативные).

Исследования педагогической техники позволили выявить ряд основных особенностей функционирования, инструментовки и соотношения ее приемов, умений и навыков. Они следующие:

1. Ориентация в разрешении педагогических ситуаций на стратегические и тактические педагогические задачи.

2. Направленность выбора приемов педагогической техники на достижение разумного соотношения предметного и воспитательного (дидактического) результата.

3. Обеспечение разумного соотношения непосредственных проявлений эмоционально-волевой сферы психики педагога и «сыгранных» им (то есть технически ярко продемонстрированных).

Таким образом, педагогическая техника преподавателя является важным показателем его мастерства как воспитателя и учителя своих подопечных и во многом определяет стиль его педагогической деятельности.

 

Педагогическое общение

Педагогическое общение– это общение между различными субъектами образовательного процесса, ориентированное на реализацию потенциальных возможностей учащегося, его интеллектуальное, эмоционально- волевое развитие, личностный рост, на создание доброжелательной, комфортной атмосферы. Стилем педагогического общения является устойчивая, доминирующая характеристика общения, связанная с ценностями педагога, его профессиональной позицией, нравственными нормами. Существуют различные подходы к классификации стилей.

Так, В.А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:

· общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;

· общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом;

· общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах;

· общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней педагога;

· общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Особенность деятельности педагогов состоит в том, что они в процессе обучения и воспитания учащихся осуществляют руководящую функцию. Педагогическое руководство также имеет свои стилевые особенности. Можно выделить несколько основных стилей руководства учащимися.

Автократический (самовластный) стиль, когда педагог осуществляет единоличное управление, не позволяя учащимся высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.

Авторитарный (властный) стиль допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной деятельности и жизни класса, но решение в конечном счете принимает педагог в соответствии со своими установками.

Демократический стиль предполагает внимание и учет педагогом мнения учащихся, при этом он старается убедить учащихся, а не приказывать, ведет диалогическое общение.

Игнорирующий стиль характеризуется тем, что педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей.

Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда педагог устраняется от руководства или идет на поводу желаний учащихся.

Непоследовательный, алогичный стиль характеризуется тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных выше стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений с учащимися и к появлению конфликтных ситуаций (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин).

В различных педагогических ситуациях общение педагога с учащимися может происходить на любом из уровней, описанных А.А. Добровичем.

1) Примитивный – общение-монолог. Ученики рассматриваются как объекты, в то время как учитель ориентирован на себя.

2) Манипулятивный – ученик воспринимается как противник, над которым нужно одержать победу. Характерно использование средств манипуляции: шантаж, угроза, лесть.

3) Ролевой или контакт масок – формальное общение в соответствии с нашим пониманием роли: социальной, профессиональной и т. д.

4) Деловое общение – внешне более скупой, менее выразительный, но характеризуется глубоким взаимопониманием, более прочными межличностными отношениями, вырабатывается особый командный язык, понятный только членам данной группы.

5) Духовное общение – каждое слово собеседника воспринимается как откровение, как истина.

Педагогическое общение реализуется через ряд этапов:

1) Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с учащимися (прогностический этап).

2) Организация непосредственного общения с классом, аудиторией
в момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения).

3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4) Анализ осуществлённой системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.

На этапе моделирования продумывается не только содержание предстоящей деятельности, но и возможные способы и тональность общения. На этом прогностическом этапе осуществляется сложный процесс перевода педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие. Одновременно прогнозируется восприятие учащимися, аудиторией материала урока и личности самого педагога.

На втором этапе уточняются условия и структура предстоящего общения, реализуется спланированная ранее модель общения. В первые минуты общения с аудиторией педагог должен уточнять возможности использования избранных методов обучения, почувствовать общее настроение учащихся, их настроенность на работу.

Общение на третьем этапе педагогической коммуникации многофункционально: в течение урока педагог решает множество педагогических и собственно коммуникативных задач. По сути дела, разные части урока, воспитательного воздействия требуют своей системы общения, которые опытный педагог находит почти автоматически.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АККРЕДИТАЦИЯ – право образовательного учреждения на вы­дачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государ­ственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

 

АНДРОГОГИКА – раздел дидактики, раскрывающий и раз­вивающий принципы обучения взрослых.

 

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (от лат. vale – будь здоров) – воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здо­рового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового чело­века, осуществляемого через нравственное, физическое и поло­вое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и мед. знаний.

 

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – организация процесса обучения, которая позволяет предложить обучающимся индивидуальные варианты учебных планов, соответствующие индивидуальным особенностям обучающихся и их интересам.

 

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоциональ­но-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

 

ГИМНАЗИЯ – среднее общеобразовательное учебное заведе­ние, обычно гуманитарно-филологического направления (термин заимствован из Древней Греции от «гимнасий»). Г. дает углублен­ное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образо­вания в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
1)основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и нацио­нально-региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебно­му предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стан­дартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть уча­щимся, технология проверки результатов образования; 3) феде­ральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню под­готовки выпускников.

 

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – важнейший принцип развития российского образования, под которым понимается преодоление обезличенности образования, его поворот к человеку, его проблемам и интересам.

 

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – процесс изменения типа образования (технократического), заключающийся в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию и пониманию других людей. К таким аспектам культуры относится совокупность отношений людей к природе, к человеку, к духовным ценностям (литературе, искусству, истории страны).

 

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ – объек­тивные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника
и возможностями их удовлетворения, регулируе­мые педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию.

 

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – построение разнообразной образовательной системы: разнопрофильной и многоуровневой, представленной различными видами образовательных учреждений.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ – метод обучения и форма организации занятия, в которой реализуется этот метод.

 

Дидактическая система учителя – совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых учитель осуществля­ет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных занятиях. Включает в себя: стандарт образования, учебную програм­му, календарные и тематические планы, конспекты уроков, планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т. п. Дидактические правила – руководящие положения, которые рас­крывают отдельные стороны применения того или иного прин­ципа обучения. Напр., одним из правил реализации принципа наглядности является такое: использовать различные виды нагляд­ности, но не увлекаться их чрезмерным количеством. Дидактические принципы – основные положения, определяю­щие содержание, организационные формы и методы учебного про­цесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Дидактические способности – способности обучать.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – учет индивидуальных особенностей обучающихся в форме, предполагающей их объединение в группы по определенным особенностям, обусловливающим специфику процесса обучения.

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – расхождение между уров­нем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоя­тельно)
и уровнем потенциального развития, которого ребенок спо­собен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. ЗБР (это понятие введено Л.С. Выготским) свиде­тельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Развивающее обучение ориентировано на зоне ближайшего развития.

 

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА – часть базисного учебного плана, не подлежащая изменени­ям на местах.
И. ч. б. у. п. обеспечивает формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеа­лами и культурными традициями, создает единство образователь­ного пространства на территории страны.

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – учет в процессе обучения индивидуальных особенностей во всех формах, независимо от того, какие особенности и в какой степени учитываются.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – сочетание индивидных, личностных, субъектных проявлений человека (ребенка), которое для каждого из людей является уникальным, неповторимым, отличающим его от других, придающим ему ценность (равноценность) наряду с другими.

 

ИННОВАЦИИ – создание и распространение новшеств в стиле мышления и способах деятельности, которые с этими способами связаны.

 

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям.

ИННОВАЦИОННОСТЬ – характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам.

 

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения, психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию их.

 

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, к-рого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. К. о. прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту. К. о. зависит от уровня престижности образования в обще­ственном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ОБ­РАЗОВАНИЯ – соответствующий нормативным критериям уро­вень квалификации, профессионализма и продуктивности пед. и (или) управленческого труда, обеспечивающий работнику воз­можность решать профессиональные задачи.

 

КОЛЛЕДЖ – высшее или среднее учебное заведение в Вели­кобритании, США и ряде др. стран. В РФ к колледжам относят некоторые вновь образуемые и реорганизуемые учебные заведения, дающие, как правило, среднее специальное профессиональное образова­ние или начальный цикл высшей школы.

 

КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ – уровень образованности, позволяющий самостоятельно решать мировоззренческие проблемы, исследовательские и творческие задачи.

 

КОНСИЛИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальней­шей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.

 

КОНЦЕПЦИЯ – 1) общий замысел научной работы; 2) система взглядов на те или иные явления.

 

ЛИЧНОСТЬ – человек как «ансамбль всех общественных отношений». Эта характеристика отражает в первую очередь социальную природу, те качества и свойства, которые складываются под влиянием норм и правил, принятых в данном обществе, в конкретном социокультурном контексте.

 

Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

 

МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ – технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) занятий, а несколько модулей образуют блок.

 

ОБРАЗОВАНИЕ – это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта обучающихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение обучающимися определенного уровня образованности. Образование – процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.

 

ОБРАЗОВАННОСТЬ – это качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – совокупный документ, включающий семь взаимосвязанных аспектов, определяющих работу образовательного учреждения:

· набор учебных программ;

· описание педагогических технологий;

· систему диагностических методик;

· систему коррекционных мер;

· учебный план;

· цели и задачи образования.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие.

ПАРАДИГМА – совокупность теоретических положений, принятых
в науке на данном этапе ее развития.

 

ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ – положение, утверждающее, что готовность к будущей деятельности является внутренней потребностью личности и поэтому не может полностью определяться извне (школой). Человеку можно только помочь, оказать ему образовательные услуги в приобретении знаний, в предоставлении возможности получить определенные умения применять знания.

 

ПА(Р)ТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬ­НЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ (от англ. participate – участвовать) – управление, основанное на включении, участии педагогического коллектива в процесс выработки, принятия и реализации управленческих ре­шений. Характерны: привлечение учителей, родите­лей, учеников, спонсоров и др. к работе различных органов внутришкольного управления; выборность руководителей; наличие коллегиальных органов управления; широкое использование процедуры голосования; подчинение меньшинства большинству при создании условий свободного волеизъявления меньшинства; гласность и открытость в принятии решений; доступность всех заинтересованных лиц к управленческой документации и информации и др.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ – 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникаю­щих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в обществен­ной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (груп­пой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – целостный учебно-воспи­тательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обуче­ния, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудни­чеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Про­цесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, про­фессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

РАЗВИТИЕ – процесс последовательных, необратимых внутренних
и внешних изменений, который характеризуется переходом от низших
к высшим уровням и формам жизнедеятельности человека.

 

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. п. – осозна­ние того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.

 

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ – 1) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному пред­мету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стан­дарта включает: цель и задачи предметного образования, терми­ны и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования; 2) содержатель­ное ядро образования, включающее в себя материал, необходи­мый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум со­держания образования.

 

ТЕХНОЛОГИЯ занятия – набор приемов и средств (педагогического инструментария), приводящих на занятии к достижению заранее спланированного результата.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – способы учебно-воспита-тельной деятельности, конструируемые исходя из установленных педагогических целей; последовательное воплощение этого проекта на практике с постоянной корректировкой процесса по результатам оперативной обратной связи.

 

ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – комплекс общепедагоги­ческих
и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.

 

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ – личностный результата образования, отражающий способность личности решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, используя освоенные в процессе учебной деятельности знания, умения и навыки.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Учебный базисный план – 1) полный набор учебных дисцип­лин, обязательных для изучения на определенном этапе получе­ния образования; 2) основной государственный нормативный до­кумент, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных учреждений. Служит базой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Учебный базисный план содержит вариативную часть, учитывающую наличие национальных, региональных и местных социокультурных особенностей, традиций, а также специфику школы.

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –образовательные учреждения, реализующие дополнительные учеб­ные программы различной направленности, выходящие за преде­лы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художе­ственные школы, школы искусств, дома детского творчества, стан­ции юных техников, станции юных натуралистов и т. п.

 

ФОРМИРОВАНИЕ – процесс и результат взаимодействия человека со всей совокупностью внешних влияний (объективных и субъективных, целенаправленных и стихийных), вызывающих изменения в системе его свойств, качеств, проявлений под влиянием факторов макро-, мезо-, микросреды и воспитания.

 

Библиографический список

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская,
A.А. Реан. – СПб., 2008. – 299 с.

2. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2004. – 475 с.

3. Ильина Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. – М., 1984.

4. Кроль В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для втузов /
В.М. Кроль. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.

5. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2004. – 336 с.

6. Островский Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / Э.В. Островский, Л.И. Чернышева; под ред. Э.В. Островского. – М.: 2006. – 380 с.

7. Педагогика: учеб. пособие для вузов / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.

8. Педагогика: учеб. пособие для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002.

9. Педагогика: учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Наука, 1983.

10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов пед. вузов / И.П. Подласый. – М, 2000.

11. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / под ред.
С.А. Хмелевской. – М.: Логос, 2002. – 176 с.

12. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.

13. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов /
B.А. Сластенин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С.Д. Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 394 с.

15. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 423 с.

16. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

17. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

18. Попков В.А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2001.

19. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

 

Учебное издание

 

 

Федоров Андрей Валерьевич

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...