Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненный цикл семьи Кризисные периоды семейной жизни




Жизненный цикл существует не только у индивида, где он характеризует важнейшие этапы жизни человека с момента его рождения до самой смерти, но и у семьи.

Жизненный цикл семьи - последовательность социальных и демографических состояний с момента образования до момента прекращения семьи. Демографические события, формирующие цикличность, следующие: вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака. Типичная семья проходит несколько качественно различных стадий в течение своей жизни. Они именуются стадиями жизненного цикла, или истории семьи. Под циклом надо понимать период от создания до распада семьи. Так, условия и стиль жизнь семьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенно отличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуя новые семьи.

1-стадия начало семьи, замужняя пара без детей - 2 года

2-стадия рождение детей и уход за ними - 2,5 года 3-стадия семья с дошкольными детьми (до 6 лет) - 3,5 года

4-стадия семья с детьми-школьниками (от 6 до 13 лет) - 7 лет

5-стадия -семья с тинэйджерами (от 13 до 20 лет) - 7 лет

6-стадия -семья как ячейка, которую начинают покидать дети - 6,5 года

7-стадия -семья в середине пути (пустое гнездо, до момента выхода супругов на пенсию) -13,5 года

8-стадия - пожилая семья -16 и более лет

Самыми интенсивными и напряженными считаются вторая и третья стадии цикла, занимающие 6 лет. Мать с дошкольными детьми особенно перегружена заботами и работой, наиболее усталая. По мере взросления детей нагрузки снижаются. На поздних стадиях на первый план выступают забота о своем здоровье и проблемы физической усталости.

 

Кризис институтов семьи и брака, его социальные последствия

Постоянный рост на протяжении нескольких десятилетий числа разводов породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. В России обсуждение этой проблемы пришлось на более поздний период.

О кризисе института семьи свидетельствуют следующие факты:1) постоянное увеличение удельного веса матерей

2) рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами.

3)снижение брачности и рождаемости

4) как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей

5)кризис отцовской воспитательной роли

6)увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.

Некоторые исследователи считают, что у института семьи в современном российском обществе налицо не только глубочайшие проблемы, но и позитивные тенденции: Процесс разводимости затормозился и по ряду территорий (особенно сельских) стал уменьшаться. Вал брачности по международным стандартам может быть признан высоким. Появилось осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий. В отриц. - на первое место вышли переживания за судьбу детей, страх перед будущем. Идеалом семейного благополучия становится семья, в которой муж «добытчик», а жена - контролирует финансовую ситуацию. Приватизация квартир и земельных участков укрепило объективно положение молодой семьи как субъекта наследования фамильной собственности. Происходящие сегодня в экономике изменения повышают роль отца и власть мужчины в семье. Включение России в мировое сообщество, возможность выезда за границу на работу и жительства - положительные моменты распада старой политической системы. Семья получила не только миграцию, выбора места проживания, но и доступ к мировым стандартам питания, одежды, услуг, социальной гигиены.

 

Демографическая ситуация в России и пути ее улучшения.

Современная ситуация в России обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций – репродуктивной, воспитательной, экономической. Среди проблем российской семьи выделяются падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение ранних и сверхранних рождений, рост числа отказов от детей. В начале 90-х годов страна вступила в стадию устойчивой и длительной депопуляции, которая обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения. Снижается рождаемость, уровень которой не обеспечивает простого замещения поколений. Массовым стало распространение одно-, двухдетной семьи, откладывание рождения первого ребенка, рост внебрачной рождаемости. Для улучшения демографической ситуации в России необходимо:

1. Налаживание политической и социально- экономической стабильности в обществе. Стабильность положительно сказывается в первую очередь на динамике рождаемости, поскольку позитивно влияет на принятие решений, связанных с планированием семьи.

2. Социально-экономическая защищенность молодых семей.

3. Улучшение репродуктивного здоровья женщин.

4. Уменьшение потока миграции. Т.к. миграция восполняет естественную убыль населения.

5.Проведение диспансеризации населения.

 

Молодёжь как социально-демографическая группа.

Важнейшими группообразующими признаками молодёжи признали возрастные хар-ки и связанные с ними особенности соц-го положения, а также обусловленные теми и др. социально-психологические св-ва. Это социально-демограф-я группа, выделяемая на основе совокупности возрастных харак-к, особенностей социально-псих-х св-в

Осн-е при опред-и предмета соц молодежи: выявл-е места и роли юношества в динам.соц стр-ры общ-ва. Молодежь – большая специфич соц гр, в стадии формир-я, становл-я и реализ-и соц кач-в. Хар-ся незрелостью. Возраст хар-ки, обусл-е соц-псих св-ми:16-29 лет.

Соц-я молодежи исслед-т особ-ти социализации (пр-с становл-я личности: своеобр-е образа жизни, формир-е ценност-х ориент-й и мотивов, х-р и особ-ти соц мобильности, стр-ру соц статусов, жизн-е планы, ст-нь реализ-и этих планов в конкрет-х социокультур усл-ях.

Ф-ии: социализац-я, воспроизв-я, трансляц-я, инновац-я. 3 стратегии повед-я, преоблад в молод среде:1)стратегия прагматич-го эк-го поведения (получ $);2)безразлично-конформистское(лучше не раб-ть);3)проф-труд(раскр-е и разв-е личн спос-тей).

В дух-м облике совр. молодежи следует выделить нек. наиб. сущ-е черты: 1)общий недостаток жизн-й практики и знаний, 2)недостаточная прочность личных убеждений, мировоззренческих позиций,,3) повышенная эмоциональность, 4) стрем-е к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, моде, образу мыслей, 5) стрем-е к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших, 6)жажда деят-ти, динамизм псих-х состояний, поиски неизведанного, новых видов и форм деят-ти, стремление к приобретению самос-ти и жизн-го опыта, 7)поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самопознанию и самосовершенствованию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...