Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Введение в социологию




СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

 

Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» для

использования в учебном процессе в качестве учебно-методического пособия для высшего профессионального образования

 

Орёл 2012

УДК 316(075)

ББК 60.5я7

С 77

 

Рецензенты:

 

кандидат социологических наук,

доцент кафедры «Социология, культурология и политология»

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»

Якушина Н.В.,

 

кандидат социологических наук,

доцент кафедры «Социология и психология управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал)

Шеховцова Е.Ю.

 

С77 Старостенко К.В.

Социология: учебно-методическое пособие / К.В. Старостенко, С.В. Радченко, М.А.Шевченко. – Орёл: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. – 94 с.

 

Учебно-методическое пособие представляет собой краткий курс лекций по социологии, а также содержит материалы по методическому обеспечению занятий. Данное пособие апробировано авторами в учебном процессе и охватывает наиболее важные темы социологии, какими являются проблемы предмета и функций социологии, социальной структуры общества, его основных институтов, проблемы личности и др.

Пособие предназначено студентам, обучающимся по всем направлениям подготовки, будущим бакалаврам, магистрам, изучающим дисциплину «Социология», а также преподавателям высших учебных заведений.

 

УДК 316(075)

ББК 60.5я7

© ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012

Содержание

 

Введение. 4

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ.... 6

Тема 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 14

Тема 3. ОБЩЕСТВО: МЕХАНИЗМЫ... 21

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ.. 21

Тема 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ.. 31

Тема 5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.. 40

И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.. 40

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ... 46

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ... 54

Тема 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 62

Тема 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.. 69

Тема 10. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.. 81

Контрольные вопросы по дисциплине «Социология». 88

Литература. 90

Приложение А.

Методические рекомендации по оформлению реферата. 91

Приложение Б.

Образец титульного листа реферата. 93

Введение

 

Социология на сегодняшний день является одной из важнейших дисциплин в высших учебных заведениях, которая изучается студентами всех специальностей, в том числе и технических. К сожалению, многие учебные пособия по социологии настолько специализированы, что трудно интерпретируются студентами, а материал на лекциях и семинарах преподносится в сложно воспринимаемом виде. Задача данного учебно-методического пособия – изложить материал в доступной для восприятия форме.

Социология опирается на полученные в ходе изучения в курсах философии, культурологии, психологии, педагогики, политологии знания и предлагает особый, социологический подход к объектам изучения благодаря накопленной теоретической и методологической базе. Важное познавательное значение социологии заключается в том, что она показывает ошибочность многих обыденных представлений о социальных взаимодействиях в обществе, подвергая их критике. Прикладное значение социологии состоит в формировании у студентов профессиональных взглядов на различные сферы социальной жизни.

Цель учебной дисциплины «Социология» – сформировать у студентов разностороннее представление о развитии и функционировании общества и его структурных элементах на основе теории и методологии социологической науки.

Учебная дисциплина «Социология» традиционно предполагает четыре организационные формы работы на занятиях: лекции, семинары, подготовка рефератов и сдача зачета или экзамена. Лекции включают понятийный аппарат по определенной теме и анализ конкретной исследовательской проблемы. На семинарских занятиях предполагаются различные методы работы: экспресс-опросы по той или иной теме, выступления с докладами, выполнение практических заданий, дискуссии. Тематические доклады являются не только формой самостоятельной работы студентов, но и способствуют определению научных интересов будущих специалистов.

В результате изучения дисциплины «Социология» обучающийся должен:

1. Знать: специфику предмета социологии как науки, её основные категории и методы; основные социологические теории, структуру современной социологии, новейшие направления в социологических исследованиях; основные разделы и направления социологии; соотношение социологии с другими науками; социологические законы на микро- и макроуровне; общие закономерности развития и функционирования общества.

2. Уметь: анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; правильно применять социологические знания в различных жизненных ситуациях; составлять конспекты, рефераты, доклады.

3. Владеть: методами анализа источников социологической информации; методологией изучения конкретных социальных ситуаций; навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации.

Учебно-методическое пособие «Социология» предназначено для студентов всех направлений подготовки, изучающих данную дисциплину.

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Самый главный вопрос, на который нужно ответить в рамках первой темы: что такое социология, что она изучает и для чего она вообще нужна?

Термин «социология» был введен в научный оборот французским ученым Огюстом Контом (1798 - 1857 гг. жизни) для обозначения науки об обществах. Дословно «социология» переводится как societas (лат.) – общество и logos (греч.) – учение, то есть наука (учение) об обществе. Однако это определение не раскрывает сущности социологии как научной дисциплины, потому что общество изучается многими науками, такими как философия, политология, экономика, психология, юриспруденция, демография и т.д. Общество выступает объектом изучения и социологии, и других наук. Поэтому необходимо выделить тот предмет, на который направлено изучение именно социологии. Общество представляет собой сложное явление, включающее различные структурные элементы и стороны, связи и отношения между ними. Выделить характерные именно для социологии элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения, а на этой основе и соответствующий специфический ряд законов и закономерностей – это и значит дать ответ на вопрос о предмете рассматриваемой науки и тем самым конкретизировать представления о том, что изучает эта наука.

Предмет социологии – социальные свойства и закономерности организации, функционирования и развития общества, формы и методы их реализации в действиях и взаимодействиях людей и общества в целом.

В каждой науке есть такие понятия, которые представляют собой её фундамент, основание, система которых отражает внутреннюю логику этой науки, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода. Такие основные понятия называются категориями, а взаимозависимость между ними – законами науки. Всё это подобно строительству здания: правильно заложенный фундамент, когда все ингредиенты – песок, цемент, вода («категории») – находятся в точном соответствии друг с другом («законы»), позволит зданию быть устойчивым, целостным. Так и в социологии: познание ключевых категорий и законов дает ответ на поставленный в начале темы вопрос.

Итак, основополагающими категориями в социологии являются понятия «социальное», «социальное действие» и «социальная реальность».

С чего начинается социология? Социология как наука начинается с определения понятия «социальное». Если мы поймем, что такое социальное, нам станет понятно, что изучает социология и на что направлен исследовательский интерес социологов.

Любая система общественных отношений (экономическая, духовная, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет четко выраженный социальный аспект. При этом необходимо иметь в виду, что понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в свое содержание также и социальную структуру, социальные институты, социальные нормы и т.д. Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер охарактеризовал понятие «социальное» как «ожидание ожидания ожидания», тем самым в большей мере, чем другие, приблизился к его пониманию. Что означают эти три ожидания? Каждый из нас, вступая в различные взаимодействия с другими людьми, постоянно реализует собственные ожидания того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. А другие люди, в свою очередь, ожидают, что от них тоже ожидают выполнения данных действий. Идя на занятие, студент надеется, что преподаватель выполнит свои профессиональные обязанности (первое ожидание). При этом и преподаватель ожидает от студента соответствующего отношения к своей дисциплине (второе ожидание). И студент, и преподаватель ожидают, что в соответствии с выполняемыми ими обязательствами, они отреагируют на действия друг друга, если ожидания окажутся оправданными (третье ожидание).

Именно подобные взаимные ожидания как своеобразные обязательства обеспечивают каждой личности предсказуемость поведения окружающих. Тем самым создаются необходимые стабильные, надежные условия для существования и развития в социуме. Если вы находитесь в комнате в одиночестве, можно с уверенностью сказать, что здесь нет ничего социального, нет предмета изучения для социолога. Здесь есть философия: вы, например, размышляете о смысле жизни, о своем существовании и т.д. Здесь есть психология: вы задумались о своей безответной любви; думаете, что в вас не так, почему вас не любят? Как только вам надоело обо всем этом думать, и вы решили выйти на улицу, позвонить по телефону или включить Skype, вот тут и появляется социальное – предмет изучения для социолога.

Социальное – это совокупность общественных связей и отношений в обществе, которые возникают в результате совместной деятельности людей.

Таким образом, социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имеет свой, специфический предмет изучения. Социология изучает не всё в обществе, а только социальное в нем, его социальные связи, отношения и закономерности. Социология – наука о целостности общественного организма, общественной жизни и общественных отношений.

Ещё одной ключевой категорией социологии является понятие «социальное действие». Определив, что есть социальное, несложно будет понять, чем социальное действие отличается от действия простого.

Социальное действие определяют два главных условия:

1. Наличие цели, или мотивированность.

2. Ориентация на другого (других).

Например, вы каждый день совершаете одно и то же действие – бегаете на стадионе. Казалось бы, у вас есть цель – быть в форме, есть ориентация на других – допустим, нравиться противоположному полу. Но бег не является действием социальным. Оно приобретает характер социального только тогда, когда вы вступаете во взаимодействие с другими людьми (приглашаете друга пробежаться, знакомитесь с «попутчиком» и т.д.).

Есть и такие действия, которые имеют признаки социальных, но таковыми не являются, а выступают мнимыми социальными действиями. Примерами таких действий могут выступать акции флешмоба или массовые действия, связанные с влиянием толпы (например, массовая паника).

Таким образом, социальное действие – это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт человека, ориентированный на других людей, а также их возможные ответные действия.

Третья ключевая категория социологии – понятие «социальная реальность». Социальная реальность – это сфера жизнедеятельности человека, сотканная из социальных действий и взаимодействий. Социальная реальность – это некий невидимый, мысленно вычленяемый, реально осязаемый мир, это социальная жизнь каждого человека. Все мы живем по биологическим часам, во времени и пространстве. Нам дано 24 часа в сутки и 25 либо 20 часов в сутках нам не сделать. Для одного человека сутки кажутся вечностью, «тянутся», для другого – 24-х часов слишком мало. Но социальная реальность есть иной мир, мир парадоксальный. В нем своя логика, свое понимание высоты, протяженности, свои, если так можно выразиться, секунды, часы, метры, километры, своя логика неодолимых тенденций. В социальном пространстве словосочетание «близко друг к другу» означает близость не пространственную, а близость социальных позиций, образования, материальных возможностей и т.д. «Высоко» означает не физическую высоту, а лишь социально-символическую. Например, обладание политической властью, вовсе означает не то, что у человека недюжинная физическая сила, а лишь то, что ему позволено навязывать свои решения другим, которые обязаны ему подчиниться. Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций в мире людей.

Из чего складывается социальная реальность? Можно выделить самые основные элементы социальной реальности:

1. Отношения, действия, идеи, представления, знания людей. Именно люди являются носителями особого смысла, социальных символов.

2. Язык – это код, посредством которого люди передают друг другу информацию. Язык есть создание народа, результат коллективного творчества многих поколений людей. Он является достоянием пользующегося им общества, находится в общем владении всех, кто говорит на нем. Язык есть реальность, существующая объективно по отношению к любому отдельному индивиду, до и независимо от него. Это важнейший компонент социальной реальности, без которого была бы невозможна связь между людьми и, следовательно, не было бы общества как единого целостного социального организма.

3. Материальные объекты, то есть то, что сделано руками человека. Это своеобразная искусственно созданная людьми среда обитания, «вторая природа», в которой живет человеческое общество. Общество существует как бы на грани двух миров – естественного и искусственного.

4. Коллективные представления. Люди не только создают социальную реальность, но и отражают ее в своем сознании так же, как и природу. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Французский социолог Эмиль Дюркгейм называл мысленные образования такого рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что они хотя и существуют в головах индивидов, но «не зависят от личной природы индивидов». Коллективные представления составляют содержание того, что называют общественным сознанием, ментальностью, общественным мнением и т. д.

Таким образом, социальная реальность – это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...