Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль роль роль роль роль роль




Рис. 3. Структура общества

Например, если в советское время распитие спиртных напитков на улицах, на детских площадках считалось аморальным, осуждалось обществом, то сегодня для многих это стало нормой. Внутренних механизмов, культурных образцов недостаточно для решения подобной проблемы. Поэтому в роли внешней регулирующей силы выступает государство и издает закон о запрете распития спиртных напитков в общественных местах.

Общество как социальную систему анализировал американский социолог-теоретик Толкотт Парсонс. Он считал, что главным условием самосохранения общества-системы является обязательное выполнение им нескольких функций:

1. Адаптации к окружающей среде, умения реагировать на ее изменения.

2. Целедостижения, которая заключается в наличии у любой системы объективной способности поддерживать свою целостность, влияя на свое окружение.

3. Поддержание образца, т.е. способности системы воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру.

4. Интеграции, т.е. способности системы интегрировать новообразования, неизбежно возникающие по мере ее развития, подчинять их своей логике.

Типология общества.

Классическим в социологии является деление общества на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания – на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное (информационное, современное, общество постмодерна).

Традиционное общество воспринимается в настоящее время как примитивное, отсталое: для него характерны – низкие темпы развития производства, инерционность, невосприимчивость к нововведениям. Поведение индивидов стереотипизировано, регламентируется традициями, привычками, обычаями, жестко контролируется социокультурной средой.

Термин «индустриальное общество» впервые предложил французский социалист Клод Анри Сен-Симон, подчеркивая иную производственную основу общества. Особенностями этого типа общества являются гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 70-е гг. XX в. появляются концепции постиндустриального общества, или постмодерна, активно разрабатываемые в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии.

Во второй половине 60-х гг. XX в., когда человечество впервые осознало наличие «информационного взрыва», возник термин «информационное общество». Своим названием он обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р. Кац и др.

Существует множество трактовок информационного общества. В настоящее время главенствуют следующие определения:

1. Информационное общество – это общество нового типа, основой которого является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий;

2. Информационное общество – это общество знаний, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

3. Информационное общество – это глобальное общество, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных, ни политических границ; где с помощью научной обработки данных и поддержки знаний принимаются более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах;

4. Информационное общество – это общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

Информатизация общества привела к тому, что существенно увеличились возможности коммуникации для ранее возникших источников информации (например, радио, телевидения), и появились новые (Интернет), завоевавшие популярность.

По другой типологии общества делятся на простые и сложные. Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и взаимозаменяемы. Таковы, например, первобытные племена. Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

Австрийский философ Карл Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К.Поппер относил Спарту, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, поддержание всей социетальной системы.

Функционирование общества связано с прохождением им нескольких стадий (циклов):

I. Стадия динамичного развития, целостности, равновесия, стабильности.

II. Стадия нарушения стабильности и целостности.

III. Стадия восстановления нарушенного равновесия.

Первая стадия предполагает воспроизводство индивидами всех основных структурных элементов и функциональных связей общества-системы. Взаимодействуя, люди ориентируются на статусно-ролевые предписания, что обеспечивает работу социальных институтов, организаций, групп, соблюдение культурных, правовых норм. При равновесии системы возникающие отклонения либо не мешают её целостности, либо быстро подавляются институциональными механизмами санкций.

Вторая стадия – это появление рассогласований, сбоев в работе общества-системы: увеличение числа случаев несоответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффективности санкций, нарушение нормативного порядка.

Третья стадия – восстановление, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от предыдущего динамического равновесия может варьировать от практически незаметного до радикального. В первом случае обычно говорят о собственно функционировании, воспроизводстве системы, во втором – об ее изменении, преобразовании.

Стадия нарушения целостности общества может привести к полному его разрушению, когда общество не будет способно воспроизводить себя. Распад СССР в конце XX в. – реальный тому пример. Такое состояние общества, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели, утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную (индивидуальную) жизнь социологи называют аномией. Этот термин предложил Эмиль Дюркгейм. Аномия – это только лишь один из признаков нарушения единства общества-системы.

Факторы, способствующие развитию аномии в обществе:

1. Прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые предписания, общепринятые нормы поведения.

2. Делегитимация, то есть размывание исходных ценностных ориентаций, обеспечивающих целостность общества на социетальном уровне.

Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения.

Среди факторов нестабильности общества следует также назвать высокий уровень внутренней дезорганизации всех сторон жизни, опасность ее нарастания, недостаточное развитие механизмов ее устранения. Дезорганизация в обществе, ее возникновение и преодоление должны рассматриваться как дезорганизация самой человеческой деятельности, человека, механизмов формирования смыслов, решений, их реализаций. Дезорганизация проявляется как нравственная деградация, разрушение личности. Этот процесс носит реальный характер. Одновременно существует и потенциальная опасность усиления дезорганизации, угроза которой никогда не исчезает и которую человек не может себе позволить игнорировать. Дезорганизация всегда несет в себе опасность перехода некой границы необратимости, после чего общество, отдельные его элементы уже не в силах задержать свое сползание к распаду, катастрофе. По мнению Александра Ахиезера, Россия в результате мощной внутренней дезорганизации такого рода катастрофу пережила четыре раза: падение Киевской Руси, Смутное время, падение монархии и крах СССР. Каждая из этих катастроф связана с разрушением большого общества, со столкновениями между частями распадающегося целого, между частями и центром, что приводило к массовой гибели значительной части населения.

 

 

Ключевые понятия темы 3:

Аномия – это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями общества-системы и реальным поведением индивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества.

Доиндустриальное общество – это общество, для которого характерны низкие темпы развития производства, инерционность, невосприимчивость к нововведениям.

Индустриальное общество – это общество, особенностями которого являются гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Информационное (постиндустриальное) общество – это общество нового типа, основой которого является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий.

Механизмы функционирования общества – это процессы, состоящие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом которых является воспроизводство общества.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностъю, саморегулируемостью и саморазвитием.

Разрушение общества – это утрата обществом способности воспроизводить себя, а также утрата своей качественной определенности, идентичности.

Социальная система – это совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих целостность.

 

Вопросы к семинару:

1. Признаки общества.

2. Структура общества.

3. Общество как целостность, социальная система.

4. Функции общества как социальной системы.

5. Механизмы функционирования общества.

6. Механизмы разрушения общества.

7. Типология общества.

Экспресс-опрос:

1. Может ли человек реализовать свои основные потребности вне общества?

2. Какова основная структурная единица общества?

3. В чем заключается специфика социетального уровня структурной организации общества? Из каких подсистем состоит данный уровень.

4. Как можно охарактеризовать процесс самовоспроизводства общества?

5. Приведите реальные примеры разрушения обществ.

6. Каковы условия, при которых возможно разрушение общества-системы?

7. Сравните традиционное и индустриальное общество.

8. Каковы основные черты информационного общества? Когда появились первые концепции постиндустриального общества, и с именами каких ученых они связаны?

9. Как вы думаете, кто кем управляет: общество природой или природа обществом?

Практические задания

1. Д. Суслов и Ю. Царик выделяют следующие основные черты информационного общества. Прокомментируйте каждую черту и приведите реальные примеры в доказательство или опровержение данного тезиса:

1. Рост сектора услуг и роли услуг в промышленности и сельском хозяйстве.

2. Господство постфордистской экономики (гибкость производства, гибкость потребления и гибкость рынков). Интенсификация процесса глобализации.

3. Распространение гибкой специализации и гибкой занятости.

4. Трансформация категорий пространства и времени под влиянием информационных технологий. Формирование пространства потоков и вневременного времени.

5. Господство сетевых форм организации и деятельности. Разрушение привычных иерархий. Повышение роли вопросов идентичности в «сетевом мире».

6. Расширение сферы действия рыночных критериев (включение в эту сферу информационных аспектов жизни общества).

7. Возникновение информационного неравенства, которое, накладываясь на традиционное неравенство, углубляет социальную дифференциацию.

8. Господство корпоративного капитализма как способа производства. Центральная роль в мировой экономике огромных корпораций.

9. Рост количества информационного мусора. Расширение масштабов манипуляции информацией («управление восприятием») и кризис сферы публичной информации.

10. Успехи рефлексивной модернизации: расширение пространства выбора и рост рефлексивности, обусловленный им.

11. Резкое повышения объемов и качества отслеживания со стороны государства и корпораций. Возникновение попыток ответного отслеживания и контроля за ними со стороны граждан.

12. Возникновение нового типа войн – информационных.

13. Релятивизация знания и смыслов, эклектичность культуры и самой жизни.

14. Возрастающее количество знаков и возрастающая сложность в установлении смысла знаков «Интернет и современное общество».

15. Действие критериев перформативности и товарности в сфере знаний и информации.

16. Перманентная неустойчивость и нестабильность как характеристика постсовременности.

 

2.Все перечисленные ниже сферы социальной жизни соотнесите с соответствующей подсистемой, выделенной К. Марксом:

а) базис;

б) надстройка;

в) не относящиеся ни к базису, ни к надстройке;

1) наука; 2) банки; 3) семья; 4) архитектура; 5) язык; 6) технологические отношения; 7) быт; 8) образование; 9) производственно-технические отношения; 10) производственно-экономические отношения.

Темы докладов и рефератов

1. Постиндустриальное общество в концепции Дэниела Белла.

2. Что такое глобализация?

3. Сетевое общество Мануэля Кастельса.

4. Управление информацией и манипулятивные технологии: Юрген Хабермас.

5. Теория рефлексивной модернизации Энтони Гидденса.

6. Постмодернизм как интеллектуальное течение: Жан Бодрийяр, Джанни Ваттимо, Марк Постер, Жан-Франсуа Лиотар.

7. Информационная война как социальное явление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...