Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциальная психология: основные понятия





 


Рис. 3. Семантическая иерархия базовых понятий
дифференциальной психологии

о так называемых "высших животных". Размышления над
тем, какие именно характеристики — по сути, а не по
названию! — отличают человека от своих ближайших "бра-
тьев по разуму", обнаруживают большую трудность в ин-
терпретации содержания таких хорошо знакомых понятий
как инстинкт и сознание, автоматизированный поведен-
ческий акт и волевой поступок, целесообразность и рассу-
дочность в проявлении избирательной активности и про-
чее, и прочее. Однако реально существующую границу
между структурно-функциональными особенностями орга-
низации не-человеческих и человеческих существ необхо-
димо прочертить, даже если нет уверенности в четкости и
ясности критериев основных различий (см. таблицу 1).

Качественный анализ представленных, а также многих
других отличий, является, в основном, предметом социо-
биологии и психобиологии. Для наших же целей существен-
но обозначение нижней границы, преддверия к области
дифференциально-психологического анализа. Психобиоло-
гическое (и социобиологическое) сечение имеет прямое
отношение к немаловажному вопросу о детерминантах (то
есть определяющих факторах) индивидуальных различий,
соотношении наследственности (эволюционно-генетичес-
кая переменная) и среды (социо-культурная переменная)


 

познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


 


Таблица 1

Основные различия между человеком и высшими
животными

    Высшие животные   Человек  
Анатомо-   Зачатки прямохождения у   Прямохождение;  
морфологи-   приматов; менее развитая   сложная мозговая  
ческие   структура мозга; органы   организация  
отличия   воспроизведения звуков   (наличие развитых  
    не приспособлены для   лобных долей и пр.,);  
    речи   наличие совершенного  
        речедвигательного  
        аппарата  
Различия в   Инстинктоподобная   Есть высшие уровни  
организации   психика;не развито поняти   ментальной иерархии —  
психики   иное и абстрактное мышле   понятийное мышление,  
    ние; в психике не выделена   сознательная  
    структура-Я как основа   регуляция,  
-   сознания и самосознания   нравственные  
        переживания,  
        Я-концепция,  
        мировоззрение  
Различия во   Приспособительная и   Осознанная  
взаимодействи   адаптивная активность на   конструктивная и  
и с миром (как   основе преимущественно   преобразующая  
субъектов)   автоматизированного   активность; наличие  
    поведения   культуры, искусства,  
        творчества; разумное  
        познание себя и мира  

 

в развитии личности, к проблеме взаимодействия биоло-
гического и социального в человеке. Глобальность этих тем
еще не раз заставит обратить на них внимание, но сейчас
мы уже подходим к следующей границе в нашем движе-
нии по уровням иерархической организации человека как
субъекта взаимодействия с миром.

Организм — ТЕЛЕСНЫЙ ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Биологическая координата человека определяет его как
живое телесное существо. Наиболее близким к этому оп-
ределению оказывается понятие "организм", которое в
широком смысле может включать в себя анатомо-морфо-
логическую структуру, физиологические и нервные про-
цессы, наконец, высшую нервную деятельность вместе с
механизмами работы органов чувств. В современной диф-
ференциальной психофизиологии и психологии личности


 

дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


 


понятие "организм тесно связано с такими признаками
как "специфика телесной организации", "биохимические
индивидуальные особенности" и "нейрофизиологические
основы индивидуальности" (см. главу 10).

Нет сомнений, понятие "организм" кажется более под-
ходящим для исследований биологов и физиологов, чем
психологов. Кроме того, когда речь идет о человеке, с при-
сущими его психике высшими формами регуляции, по-
зволяющими с помощью образов, представлений или слов
влиять на протекающие в организме процессы, становит-
ся очевидной недостаточность чисто биологической ин-
терпретации человеческой телесности. Возможно поэтому
у И.Канта (1797/1900) возникла идея создания антропо-
логии, согласно основным постулатам которой телесность
разумного существа приобретала новое, человеческое из-
мерение. Так или иначе, конституциональная координата
отмечает переход от исследования различий между фено-
менами допсихических уровней — к анализу собственно
психических процессов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...