Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-логические схемы




Тема 1

Теория организации – принципы и закономерности формирования, развития и распада организационных форм
    Общая теория систем – понятие «система», связи в системе, отношения, виды систем, свойства систем, системный подход как основной способ познания окружающего мира
Теория управления – функции, организация управления, организационная деятельность менеджера: принцип построения производственно-хозяйственных систем как объектов управления и организационных структур управления
Схема 1. 1. Взаимосвязь теории организации с теорией управления общей теорией систем

 

Вклад А. А. Богданова в теорию организации

 

 


Определил предмет организационной науки – принципы и законы организации, общие для всех сфер органического и неорганического мира
Ввел и обосновал понятия «организованность» - стихийная бессознательная упорядоченность процессов (присуща всему объективному миру), и «организация» - сознательный разумный процесс искусственного упорядочения (принадлежит только человеку)
Дал характеристику целого (системы) и элеме5нтов (частей). Показал, что целое не есть сложение частей, «… необходимо рассмотрение всякого целого в отношении к среде (!) и каждой части в отношении к целому»
Доказал всеобщность и универсальность процессов в живой и неживой природе
Сформулировал ряд общих законов и принципов организации и основной категорийно-понятийный аппарат: закон наименьших, соединение и разъединение, цепная связка, принцип минимума, принцип обратной связи (биорегулятор), закон динамического равновесия, закон композиций пропорциональности, принцип дифференциации и интеграции и др.

Схема 1. 2

Система и ее основные составляющие
Система (от греч. systema – целое, составленное из частей соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Свойства – это качества параметров объектов, т. е. внешние проявления того, с помощью чего получается знания об объекте, ведется за ним наблюдение
Элемент – это простейшая неделимая часть системы, т. е. это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения системы, решения конкретной задачи, поставленной цели
Связи – это то, что обеспечивает возникновение и сохранение целостных свойств системы. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов, т. к. элементы, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии
Подсистема – совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), способных выполнять относительно независимые функции, подцели, направленные на достижение общей цели системы. Такая часть должна обладать свойствами системы
Компоненты – группа элементов, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостности. Термин используется для обозначения составляющих промежуточных уровней, если подсистемы также трудно сразу разделить на элементы

Схема 1. 3

 

Устойчивость — способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена мод влиянием внешних возмущающих воздействий. Эта способ­ность обычно присуща системам тогда, когда отклонения не превы­шают некоторого предела. Состояние равновесия, в которое си­стема способна возвращаться, называют устойчивым состоянием равновесия. Возврат в это состояние может сопровождаться коле­бательным процессом. Соответственно, в сложных системах воз­можны неустойчивые состояния равновесия  
Развитие — направленное закономерное изменение. В результате развития возникает новое качественное состояние системы — ее состава или структуры
Равновесие — способность системы в отсутствие внешних возму­щающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго  
Поведение — способность системы переходить из одного состояния и другое. Этим понятием пользуются, когда неизвестны закономер­ности данного перехода  
Состояние — «срез» системы, остановка в ее развитии. Его опреде­ляют через входные воздействия и выходные сигналы (результаты) либо через параметры и свойства системы
Понятия, характеризующие функционирование и развитие систем

Схема 1. 4

Тема 2

Элементарные процессы структурных преобразований  
Соединение (конъюнкция) — связь, союз, объединение нескольких систем в единое целое на основе цепной связи  
Разъединение (дизъюнкция) — распадение системы на отдельные компоненты. Это результат ослабления или уничтожения цепной связи  
Изменение числа элементов — увеличение или уменьшение числа элементов в системе, изменяющее ее качественную определен­ность  
Перестановка элементов — изменение характера входа и выхода и тем самым места и роли в системе элемента, относительно которого действует этот процесс
Полимеризация — соединение двух или более систем одинаковой структуры и превращение их в новую, более сложную систему (полимер), в которой исходные системы (мономеры) становятся субсистемами  
Олигомеризация — уменьшение числа одинаковых элементов си­стемы и увеличение разнообразия системы  
  триггерный эффект — чрезвычайно быстрый переход системы в другое   состояние под воздействием внутренних лавинообразно развертывающихся   процессов  
Гибридизация — конъюнкция элементов разных систем приводит к образованию новой системы, объединяющей в себе элементы разных исходных систем  
Параллелизм — это развитие сходных форм на основе структурной родства исходного материала  
Конвергенция — схождение форм, первоначально далеких друг от друга, наоснове воздействия тождественной или сходной среды  
Гетеробатмия — внутрисистемная разноступенчатость в развитии, характерная для больших систем, состоящих из относительно авто­номных компонентов и возникающая вследствие их неравномерного преобразования в эволюционном процессе  

 

 

Схема 2.1

Формы интеграции
Статистическая
Динамическая
Централистский тип структур
Свободный тип структур
Звездная Колесообразная Пирамидальная
Линейная Кольцевая Многосвязная Матричная

 

Схема 2. 2

 

 

Тема 3

Общие законы организации систем  
Закон развития — непрерывные изменения систем, обусловливающие их переход с одного уровня иерархии на другой и появление новых эмерджентных свойств  
Никон самосохранения — любая система сознательно или стихийно стремится к сохранению своей качественной определенности  
Закон равновесия — всякая система подвижного равновесия стремится измениться таким образом, чтобы свести к минимуму эффект внешнего воздействия,сохраняя при этом свою качественную определенность
Закон относительных сопротивлений — общая устойчивость системы целого определяется наименьшей относительной устойчивостью составляющих его компонентов по отношению к данному внешнему воздействию  
Закон синергии — проявление результатов соединения находится в соответствии с законом синергии: -эффект, полученный в результате соединения двух и более систем, больше или меньше простого сложения; - существует такой набор элементов, при котором потенциал системы будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входя­щих и нее элементов, либо существенно меньше  

Схема 3. 1

Механизм отбора  
Элементы отбора: • объект — то, что подвергается отбору: сами компоненты системы, связи и отношения между компонентами; • фактор — то, что действует на систему; • основа, или базис, отбора — часть (элемент, компонент) системы, oт которой зависит ее сохранение или уничтожение, т. е. та «критическая масса» системы, при которой сохраняется ее качественная опреде­ленность  
Формы отбора:
  • эмерджентная (творческая, созидательная), когда благодаря новой, ранее не существующей комбинации тех или иных элементов возни­кают новые связи, новые формы, новые системы, новые свойства и качества системы;
  • матричная, когда отбор направлен не на создание чего-то нового, а лишь на копирование существующих систем: копии как бы штампу­ются по матрице (шаблону)
  Формы отбора: эмерджентная (творческая, созидательная), когда благодаря новой, ранее не существующей комбинации тех или иных элементов возни­кают новые связи, новые формы, новые системы, новые свойства и качества системы; матричная, когда отбор направлен не на создание чего-то нового, а лишь на копирование существующих систем: копии как бы штампу­ются по матрице (шаблону)  
Виды отбора: • матричный отбор при постоянной матрице — модель репродуцируется в виде более или менее изоморфных отображений матрицы; • матричный отбор с переменной матрицей или комбинацией матриц имеет эмерджентный характер, начинается по одной матрице, но с какого-то момента продолжается по другой, отличающейся от первой, в результате новая система будет иметь свойства и черты, отличные от первой и второй матриц (базовых систем), но сохраняющие неко­торую изоморфность обеих; • отбор на основе шумов в матрице — осуществляется тогда, когда в структуре системы появляются случайные изменения, или шум; • эмержентный отбор на основе случайных колебаний — отбор новых комбинаций элементов, не имеющих своей матрицы, при этом случайно возникают новые связи и комбинации  

 

 

Схема 3. 2

Тема 4

Организация исполнительной деятельности — доведение управленческих решений до исполнителей (разъяснение целей, задач, зада­нии, планируемых мероприятий); декомпозиция команд, расчленение функций на подфункции, операции; создание технологических схем и дополнительных инструкций; подбор, расстановка и обуче­нии кадров, организация рабочих мест; проверка исполнения; обес­печение необходимыми ресурсами

 


 

 

Цель: в чем состоит цель и задание работы
Тип организации: какая форма организации является наиболее подходящей для выполнения намеченной работы
Методы: какими организационными методами можно добиться намеченной цели
Люди: кто будет выполнять работу
Ресурсы: какие ресурсы необходимы для выполнения работы
Элементы процесса организации
Последовательность операций: на какие операции расчленена работа, и в какой последовательности они должны выполняться
Время: в течение какого времени работа (операции) может и должна быть выполнена
Контроль: каким образом организовать действенный контроль за выполнением работы

Схема 4. 1

Тема 5

Производственно-хозяйственная система (ПХС) — образование (система), в котором целенаправленно и планомерно комбини­руются элементы материально-технической и социальной при­роды, чтобы посредством изготовления (производства) и реа­лизации продуктов, изделий, услуг и т. п. обеспечить достиже­ние поставленных целей  

 

 


Типы производственно-хозяйственных систем  
Производственные
Торгово-сбытовые
Финансовые
Консультативные
Инновационные   Научно-технические   Производство товаров   Оказание услуг   Производство потребительских товаров   Производство потребительских услуг   Информационные  
Торговые   Торгово-закупочные   Торгово-посреднические   Товарные биржи
Банки   Страхование   Аудит   Лизинг   Фондовые биржи
Общее управление   Администрирование   Финансовое управление   Управление кадрами   Маркетинг   Производство   Информационные технологии   Специализированные услуги  

 

 

Схема 5.1

Виды элементов производственно-хозяйственной системы  
Материально-технической природы - средства труда, предметы труда, технологические правила, регламентирующие процессы производства, распределения продукции, организационно-технологическая информация  
Социальной природы — люди, их профессиональная подготов­ленность и способность к трудо­вой деятельности, социальные совокупности (группы, отделы, коллективы); нормы, правила и «технологии» отношений между членами коллектива  

 

Отношения и связи между элементами производственно-хозяйственной системы  
Однозначно установленные -определяемые объективными законами изготовления и реализации продукции, экономическими и правовыми нормами и отношениями  
Однозначно не устанавливае­мые — специализация, коопера­ция, сотрудничество, согласован­ность, упорядоченность, склады­вающиеся под воздействием объективных законов и принци­пов организации и субъективной деятельности людей  

 

 

Схема 5. 2 Элементы ПХС

 

 

Ресурсы
Хозяйственная единица производство
Изделия (услуги)
Факторы производства
Цели
Собственник предприятия
Реализация, доходы

 

Схема 5. 3 система «Ресурсы – продукция»

 

 

Производственно-хозяйственная система
Организационное единство
Права и ответственность
Обособленное имущество
Совокупность факторов производства: материальных ресурсов труда и предпринимательских способностей
Производственная деятельность
Тип деятельности по значению
Финансовая деятельность
Коммерческая деятельность
Консультационная деятельность
Мотивы, стимулы. Формы собственности. Экономический и социальный интерес

 

Схема 5. 4. Экономическое содержание производственно-хозяйственной системы

 

 

Теория реинжиниринга — перестройка организации производства и управления на современной информационной и технологической основе; комплексное оздоровление корпораций на основе сочета­нии управленческого ренессанса и современных концепций; пере­стройка с четко поставленными целями и средствами
Теория институтов и институциональных преобразований — теория возрастания роли организационныхфакторов, обусловливающих институциональные мнения;гибкие институциональные структуры позволяют легче адаптироваться к пере­менам
Теория альянсов — интеграция управленческих процессов с со­зданием многообразных форм горизонтального объединения организаций; расширение кооперирования среди конкурен­тов, поставщиков и потреби­телей
Концепции ПХС
Жизненного цикла — концепция о предсказуемых изменениях организации с определенной последовательностью состояний в течение времени    
Внутренних рынков — концеп­ция перенесения закономерно­стей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю дея­тельность корпорации
Популяционной экологии: - существует совокупность (популяция) одновидных производственно-хозяйственных систем (по направлениям и содержанию деятельности); - существует предел емкости ниши (сегмента рынка); - производственно-хозяйственные системы создаются и «умирают» по законам популяции

 

Схема 5. 5. Современные теории и концепции формирования и функционирования производственно-хозяйственной системы

 

Тема 6

 

Структурные элементы
Высшие цели обеспечивающие успех
Социальные цели
Производственные цели
Правовая форма
Вход (ресурсы)
Выход (продукция)
Организационная форма
Оснащение предприятия ПХС
Собственники предприятия ПХС
Расположение (места расположения)
Процессные элементы

 

Схема 6. 1. Внутренняя среда ПХС

 

 

Закон возрастающего производства: при увеличении объема переработки ресурсов затраты на единицу продукции уменьшается, но увеличиваются после достижения определенной пропорции (закон концентрации)
Закон иерархии структурных уровней: каждая система имеет иерархическое строение. Переход от нижнего уровня к верхнему означает увеличение разнообразия и количества информации, заключенной в структуре элементов верхнего уровня
Закон специализации: разделение сложного труда повышает его производительность
Закон синергии: объединение разрозненных мелких единиц (органов) в одну группу сокращает затраты на координацию и повышает эффективность производства
Закон гармонии труда: общие затраты труда меньше всего тогда, когда производительность каждой из входящих в единый орган единицы соответствует производительной мощности других координированных единиц (закон пропорциональности)
Законы организации производства
Закон самосохранения: каждая материальная система стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс) – закон равновесия
Закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала на каждом этапе жизненного цикла
Закон наименьших: производительная мощность материальной системы определяется относительно наименьшей производительной мощностью одной из входящих в нее единиц

Схема 6. 2

 

Тема 7

Принцип разделения труда: специализация рассматривается как лучшее средство использования индивидов и групп людей. Вклю­чает такие методы упрощения труда, как стандарты работ и строго упорядочение в пространстве и во времени  
Принцип единства цели и руководства: виды работ, которые появ­ляются в результате разделения труда, должны быть скоординиро­ваны и направлены на единую цель  
Принцип соотношения централизации и децентрализации: для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией, и этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который назначен для координации деятельности департаментов
Принцип власти и ответственности: должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен  
Структурные принципы организации управления А. Файоля  
Принцип цепи: создание соподчиненной цепи руководителей от высшей власти до низших уровней. Более важно, что цепь — это путь для вертикальных связей в организации  

 

 

Схема 7. 1

 

Стратегическая вершина
Административное звено
Административное звено
Вспомогательный персонал
Техноструктура
Операционное ядро
Операционное ядро
Стратегическая вершина

 


Схема 7. 2. Пять частей организации по Г. Минцбергу

 

Исполнительная подсистема — это совокупность органов, осуществляющих непосредственное линейное и функциональное управле­ние. Эта подсистема образует иерархию, или цепь, команд, опти­мальное количество уровней в которой определяется нагрузкой времени для выполнения каждой функции, закрепленной за структурным подразделением исполнительной подсистемы
Представительская подсистема формируется путем избрания представителей, входящих в совет вместе с руководителями. Представители доводят до сведения руководителей жалобы своих избирателей, которые могут относиться к любому аспекту работы и управления. Представительская подсистема функционирует на основе принятых нормативно-законодательных актов  
Законодательная подсистема — в ее функции входит выработка по­литики для всей организации с участием избранных представите­лей. Представители на встречах с руководителями вырабатывают «установленный порядок», позволяющий руководителям действо­вать в определенных рамках. Законодательная подсистема прини­мает решения о найме, распределении работ во времени, правилах работы и др.  
Апелляционная подсистема — это некоторая совокупность органов, реализующих функцию контроля правомерности отношений между исполнительной, законодательной и представительской подсисте­мами, с одной стороны, и непосредственными исполнителями — с другой. Апелляционная подсистема формируется исходя из следу­ющих положений: а) каждый член организации имеет право обжаловать любое решение своего руководителя на следующем уровне управления и последовательно на более высоких уровнях, пока он не достигнет высшего уровня; б) в отдельных случаях у него есть окончательное право жаловаться в апелляционный суд; в) задача работника, рассматривающего жалобу, состоит в принятии реше­ния в свете существующей политики, установившегося порядка и прецедента; г) любая сторона, участвующая в рассмотрении жалобы, может обратиться к персональному адвокату за консультацией; д) не существует реального различия между ролями руководителя в исполнительной и апелляционной подсистемах  
Составные части организации, выделяемые в теории Гласиер

Схема 7.3. Теория Гласиер

Главные требования к организационным структурам
Регулярное обновление
Ломка старых привычек (переключение внимания)
Три «столпа» организационной структуры
Предприимчивость
Устойчивость
Профилактика «окостенения» структур
Эффективность с точки зрения основ бизнеса: все хорошо, что хорошо для бизнеса


Схема 7. 4

Тема 8

Нормативно-функциональный подход (метод аналогия) основан на обобщении опыта управления передовыми ПХС, применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в сходных условиях (цели, характер продукции, тип технологии и т. п.)
Системно-целевой подход заключается в построении структуры целей ПХС, определении на ее основе состава целереализующего комплекса и функций подразделений, входящих в целереализующий комплекс. Преимущества этого подхода обусловлены воз­можностью учесть особенности условий деятельности, изменять при необходимости состав конкретного предприятия или органи­зации, состав и содержание функций управления ими, проектировать разнообразные организационные формы
Функционально-технологический подход основан на рационализа­ции потоков информации и технологии ее обработки. Для этого необходимо установить корреляционные зависимости характеристик организационной структуры: численности управленческого персонала, количества уровней управления, степени централизации, структуризации и диапазона управления и др. от внутренних и внешних факторов и рационализировать функции по вертикали и горизонтали  
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, иных отображений распределения полномочий и ответственности в субъекте управления, что является базой для построения, анализ и оценки различных вариантов организационных структур по вза­имосвязи их переменных  
Методы проектирования организационных структур

Схема 8. 1

Разработка концепции развития объекта управления и его системы управления
Формирование структуры системы целей и функций
Формирование вариантов организационной структуры управления организацией  
Разработка проекта будущей организационной структуры управления или изменение существующей
Оценка функций с точки зрения их значимости для конечных результатов
Обследование существующей или аналогичной системы управления


Схема 8. 2. Этапы организационного проектирования

Показатели оценки эффективности организационной структуры
Содержание и организация процесса управления
Рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень
Конечные результаты деятельности организации и затраты на управление

Объем выпуска продукции, прибыль, себестоимость продукции, объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях), качество продукции
Звенность системы управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности (показатель централизации и децентрализации), уровень специализации, стандартизации и формализации функций и процессов управления
Текущие расходы на содержание аппарата, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы, на приобретение оргтехники


Схема 8. 3

Тема 9

Типы организационных структур
Адаптивные, многомерные
Линейно-функциональная предусматривает при раз­личных звеньях линейной структуры соответствующие функциональные подразде­ления (штабы)
Дивизиональная включает в себя ряд производственных единиц, обладающих опера­тивно-производственной и j финансовой самостоятель­ностью, которые могут фор­мироваться по продуктовому региональному принципу или ориентироваться на потребителя  
Матричная включает элементы линейной и программно-целевой структур: по вертикали осуществляется управ­ление отдельными сферами деятельности, по горизонта­ли — программами (проек­тами). Бывает двух видов: направленная на изделие и направленная на проект  
Функциональная — созда­ются функциональные под­разделения, наделенные полномочиями и ответствен­ностью за результаты своей деятельности  
Линейная реализует принцип единоначалия, реализация всех функций управления сосредоточена в одних руках  
Бюрократические, пирамидальные  


Схема 9. 1

Сравнительная характеристика организационных структур управления  
Децентрализованные операции подразделений с централизован­ной оценкой результатов и ин­вестиций
Пригодны для условий взаимо­связанной диверсификации по продуктам или регионам
Создают организационные усло­вия для междисциплинарного подхода
Содействуют эффективному производству стандартизирован­ных товаров и услуг
Предусматривают специализа­цию функций и компетентность
Дивизиональные
Линейно-функциональные
Обеспечивают экономию на управленческих расходах
Наиболее эффективны в стабильной среде
Ориентированы на оперативное принятие решений
Наиболее эффективны в изменя­ющейся среде
Обеспечивают выполнение специализированных задач, контролируемых с помощью планов и бюджетов

Ориентированы на ценовую концепцию
Производственная специализация, превышающая возможности централизованного планирования
Диверсификация внутри корпо­рации или приобретение внеш­них организационных звеньев
Вмешательство высшего звена организации для усиления коор­динации подразделений и повы­шения эффективности их дея­тельности
Успешно функционируют при неценовой конкуренции
Вертикальная интеграция, нередко превышающая возможности и нагрузки специализированных подразделений
Ориентированы на освоение новых рынков и новых технологий
Быстрое решение сложных межфункциональных проблем
Быстрое решение проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы
Рассчитаны на использование действующих технологий и сложившегося рынка


Схема 9. 2

Тема 10

Основная идея
Убеждения и философия компании (система ценностей, принципы ведения бизнеса, этические нормы, официальная политика, традиции организации, межличностные отношения, четкие установки и кредо компании)
Формирование организационного стиля (особые методы решения проблем, свои технологии принятия решения, своя деловая практика, особый кодекс ценностей)  


Схема 10. 1

Общегуманистические
Корпоративные
Источники системы в ПХС
Религиозные идеи
Социальный порядок
Интересы собственников
Конституционный порядок
Интересы сотрудников
Интересы рыночных партнеров
Хозяйственный уклад
Классическая философия
Западный гуманизм
Общественные


Схема 10. 2

Корпоративная система убеждений

По отношению к сотрудникам
По отношению к собственникам
Внимание к индивидуальности сотрудника (самобытные черты, точки зрения, психологический тип и т. п.)
Равноправное отношение к пайщикам
Защита от необоснованных воздействий со стороны частных лиц, фирм, органов
Отказ от обманов в области цен
Участие в управлении (право голоса при принятии решения)
Гарантированные поставки
Справедливая оплата труда
Защита окружающей среды
Осуществление и уважение предпринимательских интересов и инновационных идей
Гарантия прав и свобод, отсутствие дискриминации
Учет потребностей в специальных гарантиях (гарантия занятости, антикризисные гарантии, охрана труда)
Честность и порядочность
Внимание к независимости партнеров (например, вербовка и перевербовка)
Предоставление возможностей для свободного раскрытия индивидуальности (свобода действий, волеизъявлений, самовыражения)
Честное информирование о состоянии ПХС
Доверительность в совместной работе
По отношению к рыночным партнерам


Схема 10. 3

Начало
Вступление в должность
Обучение на рабочем месте
Отсев
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...