Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16.Концепция гендера в теории социального научения, теории половой типизации и в теории когнитивного развития.




16. Концепция гендера в теории социального научения, теории половой типизации и в теории когнитивного развития.

теория социального научения предлагает более прямое объяснение принятия половой роли и подчеркивает, во-первых, значение поощрения и наказания, которое дети получают за соответствующее или не соответствующее полу поведение, и, во-вторых, роль обучения, которое основано на процессах наблюдения и моделирования – как ребенок, наблюдая за взрослыми, усваивает свою половую роль.

два момента теории социального научения:

· в отличие от психоанализа полоролевое поведение трактуется в ней, как и всякое другое заученное поведение;

· если в полоролевом поведении нет ничего особенного, то и половая роль сама по себе не является ни неизбежной, ни неизменной. Ребенок усваивает половую роль потому, что пол оказывается основанием, по которому его культура выбирает, что считать подкреплением, а что – наказанием.

· В основу теории типовой типизации положено понятие подкрепления. Так, родители и окружающие поощряют (положительно подкрепляют) мальчиков и девочек, когда они ведут себя согласно образцам традиционного гендерного поведения, и осуждают (дают отрицательное подкрепление), когда они используют модели поведения, свойственные противоположному полу.

Л. Корберг, автор теории когнитивного развития мыслительные процессы поддерживают и укрепляют гендерные представления, бытующие в обществе. Следовательно, человек воспринимает окружающих людей и оценивает свое общение с ними сквозь призму гендерных представлений. Ребенок довольно рано начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу благодаря сравниванию. Впоследствии в связи с потребностью в оценке различных явлений по принципу их соответствия определенной гендерной роли у ребенка формируется система мужских или женских критериев этой оценки. Ребенок стремится идентифицировать себя с родителем своего пола. Благодаря этому привычка к мужской или женской модели поведения крепнет. Кроме того, дети определяют гендерные роли в общении со своими сверстниками.

 


17. Концепция гендера в теориях «новой психологии пола».

Представители: Сандра Бем, Джон Мани, Элеонор Маккоби и Кэрол Джаклин. Основное значение в формировании гендера (как психологического и социального пола) имеют социальные, а не биологические детерминанты.

Элеонор Маккоби ( сегрегации-конвергенции полов). По ее мнению, мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию (отделение) от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. Позднее мальчишеские группировки создают особый, «маскулинный» дух внутри этих группировок и регламентируют поведение мальчиков, запрещая им общаться с девочками. В итоге создаются две гендерные субкультуры: отдельно у мальчиков и у девочек. В дальнейшем признаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни, и наиболее ярко это проявляется в деловой сфере.

концепция психологической андрогинии ( Сандра Липсиц Бем). Бем указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а личность может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами.

 


18. Теории гендерных различий (В. А. Геодакян, Л. Эллис, Э. Игли, Р. Кентер).

 

Суть эволюционной теории пола : процесс воспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность и изменчивость. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции.

Суть теории, по его мнению, заключается не в противопоставлении мужского и женского начала как «лучшего» и «худшего», а в их отношениях и взаимодополнительности, позволяющих приблизиться к пониманию половых различий.

Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые системы. У каждого человека присутствуют и мужские, и женские гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин – эстрадиол.

теория социальных ролей Эллис Игли: чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие – для женщин.

Концепция токенизма Розабет Кентер : на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности).


19. Подход К. Гиллиган к моральным и этическим проблемам у мужчин и женщин.

К. Гиллиган заимствовала у Колберга трехуровневую структуру морального развития, изменив содержание второго и третьего уровней. Если в основе концепции Колберга лежит ориентация на исполнение правил, то, согласно Гиллиган, конечная цель морального развития женщин — умение совмещать принятие ответственности за других людей и собственные потребности. По её мнению различие в направлении морального развития мужчин и женщин основано на различии полоролевых стереотипов, согласно которым основной ролью женщины является поддержание хороших отношений между людьми и оказание им помощи. Это приводит к тому, что, переходя на новый уровень морального развития, женщина осуществляет выбор не между разными системами норм, а между объектами ответственности. В ходе моральной социализации женщины начинают чувствовать ответственность за других людей и учатся совмещать ее принятие с достижением собственных целей.

На основе глубинных интервью было сделано заключение о наличии трех уровней морального развития у женщин.

1 . Первый уровень — ориентация на индивидуальное выживание. Когда женщину спрашивают, что она должна делать, она отвечает, что она может сделать для себя. Таким образом, женщина, находящаяся на этом уровне, принимает ответственность за себя. Переход на следующий уровень морального развития осуществляется, когда женщина сталкивается с конфликтом ценностей: независимостью, с одной стороны, и желанием жить вместе с другим человеком — с другой.

2. Второй уровень морального развития связан с осознанием женщиной блага принесения себя в жертву. Выбирая стратегию поведения, женщина, находящаяся на этом уровне, решает вопрос о том, кому она может нанести ущерб: «Кто падет жертвой того, что я не сделаю аборт? — рассуждает такая женщина. — Ребенок, который будет плохо питаться, родители и мой парень». Таким образом, второй уровень морального развития женщины связан с принятием ею ответственности за других.

3 . На третьем уровне женщина осуществляет выбор между ответственностью перед собой и ответственностью перед окружающими. Находясь на этом уровне, она одинаково хорошо представляет себе как свои потребности, так и потребности других людей.

Уровень морального развития по Гиллигансвязан с рядом индивидуальных особенностей человека. Например, чем выше уровень морального развития, тем ниже степень авторитаризма, тем выше когнитивная сложность и способность встать на место другого человека.

Несмотря на обоснованность модели Гиллиган и наличие эмпирических свидетельств, говорящих в ее пользу, результаты исследований, проведенных другими авторами, противоречат ей.

Возникшие сомнения породили активное изучение половых различий в направлении морального развития (моральной ориентации). Проведенные исследования показали, что:

- при разрешении моральных дилемм люди действительно ориентируются либо на заботу и ответственность (по Гиллиган), либо на самостоятельное следование моральным нормам (по Колбергу). Однако они используют обе моральные ориентации;

- женщины немного больше и более последовательно, чем мужчины ориентированы на заботу и ответственность, а мужчины — на независимое следование моральным нормам.
- традиционные половые различия проявляются только в том случае, если люди задумываются о своей половой принадлежности;
- важную роль в выборе моральной ориентации играет не биологический пол, а феминность/маскулинность человека: чем более феминен мужчина, тем чаще он ориентируется на заботу и принятие ответственности задругих;
- женщины более последовательны при ответах чаще дают ответы, соответствующие одному и тому же уровню/стадии, чем мужчины. Однако мужчины более последовательны в моральной ориентации, то есть чаще ориентируются либо только на следование моральным нормам, либо только на заботу и ответственность.

Позже были обнаружены не только половые, но межкулътурные различия в ориентации на следование моральным нормам или на оказание помощи.

Были выделены и другие индивидуальные особенности, оказывающие влияние на выбор моральной ориентации, например:

Кроме того, было выявлено, что моральная ориентация человека изменяется в зависимости от характеристик ситуации:

Таким образом, для описания морального развития человека в настоящее время используют два показателя — уровень морального развития и моральную ориентацию (на следование моральным нормам или заботу). Это означает, что модель морального развития Гиллиган получила признание. Однако в области правовой социализации эта модель не получила такого широко распространения, как модель ее оппонента Кол-берга, чьи представления о моральном развитии легли в основу когнитивной модели правового развития.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...