Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

20. Теории гендерной схемы и линз культуры




20. Теории гендерной схемы и линз культуры

« Гендерная схема » – это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность–фемининность». Родители и учителя прямо не рассказывают детям о гендерной схеме. Урок этой схемы незаметно встроен в повседневную культурную практику.

В теории линз культуры анализируются механизмы, посредством которых формируется система познания на основе пола.

Первая линза, внедренная в дискурс культуры, общественные институты и психику людей – это линза андроцентризма , или центрированности на мужском (превосходстве мужского, мужчин). Так, мужчины и мужской опыт воспринимаются как нейтральный стандарт или норма, а женщины и женский опыт воспринимаются как отклонение от этой нормы, обусловленное спецификой пола.

Вторая линза – это линза гендерной поляризации: любой аспект человеческого опыта предстает перед нами в неразрывной связи с половыми особенностями.

третья линза – линза биологического эссенциализма.


21. Феминисткая теория

Феминизм возник из признания того, что общество в какой-то мере несправедливо оценивает женщину. Феминизм пытается проанализировать основания и способы угнетения женщин и достичь их освобождения. Последнее понимается далеко не однозначно.

Согласно теории феминизма, приписывать гендерные представления, присущие культуре, самой «природе человека», его половым характеристикам, – значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархальному типу культуры. Сюда относятся определенные типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, абстрактное и технологическое понимание науки, философии, прогресса и т. д. Эти установки имеют культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок отношения между полами понимаются в феминизме как разновидность проявления отношений власти, поскольку под прикрытием «объективности» воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно представляет и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию «объективности», складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать «маскулинистской ориентации». В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как «другой». Феминисты считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом в принципе тип женской духовности остается невостребованным. Поэтому цель феминизма – выведение женской духовности из «сферы молчания». Феминизм признает принципиальное несовершенство традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако, в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы, феминизм трактует ее предельно широко – как «общественные дела вообще». Таким образом, феминистская теория – это обобщенная сложная система воззрений на социальную жизнь и человеческий опыт, предусматривающая в качестве отправной точки приоритет женщин. Эта теория связана с женщинами трояким образом: во-первых, основной объект ее изучения представляют ситуации и трудности, с которыми сталкиваются женщины в обществе; во-вторых, эта теория рассматривает женщину в качестве важнейшего «субъекта», то есть стремится смотреть на мир, исходя из специфической женской позиции – из роли женщины в социальном мире; в-третьих, феминизм как теория выступает с критикой от имени женщин и действует в их интересах, стремясь создать для них лучший мир


22. Этапы и направления развития феминизма.

Ранний феминизм.

Феминистская теория возникает в 18 веке в тесной связи с новой светской культурой современного европейского государства и как реакция на нее. Они называли себя – «защитниками» или «адвокатами» женщин.

Кристинa Пизанская первая феминистская мыслительница. написала ряд произведений с целью дать критику и отпор резкому повороту к женоненавистничеству в отношениях и публикациях того времени.

Одной из родоначальниц движения женщин за свои права- Мэри Уоллстонкрафт. Проанализировав бесправное положение женщин всех сословий в современной ей Англии, она издает книгу «Защита прав женщин» (1792), где доказывает, что вся современная система воспитания женщины неизбежно приводит ее к тем самым «женским слабостям и недостаткам», за которые она так часто критикуется.

Олимпия де Гуж. По ее убеждению женщина не меньше, чем мужчина, способна пользоваться гражданскими свободами и управлять государством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...