Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль университетов как научных центров. Характерные черты средневековой схоластики.




1) Учеба в средние века считалась занятием глубоко религиозным и университеты возникали как церковные учреждения. С укреплением централизованных государств возникает потребность в хорошо подготовленных государственных служащих и университеты начинают уделять большее внимание изучению права. Таким образом, постепенно расширяется сфера, более открытая для светской жизни.

2) Наивысшем достижением теоретической мысли феодализма стала доктрина схоластов. Основными источниками их учения были: 1. античная философия, 2. патристические сочинения (труды Святого Августина, Дионисия Ареопагита и др.) 3. римское законодательство. Как реакция на начавшуюся в конце XI в. рецепцию римского права в каноническом праве разрабатывается ряд вопросов, и прежде всего учение о справедливой цене и осуждение процента.

3) Важнейшей характерной чертой средневековой схоластики было преобладание заимствования, подчинение авторитету. В роли авторитета оказалось не только Священное писание, но и творения отцов церкви, труды Платона и Аристотеля. Преданность великим учителям, сочинения которых считались «подлинными», проявлялась прежде всего в том,что ссылки на них — цитаты — являлись главным аргументом в споре. Конечно, подчинение авторитетам не было слепым и рабским. Однако даже там, где схоласты вынуждены полемизировать с авторитетами, они с трудом освобождаются от их огромного влияния.

4) В учении схоластов большую роль играла традиция. Традиционные основы занимают в экономических системах гораздо большее место, чем нетрадиционные, разработанные тем или иным автором. Даже крупные ученые-схоласты отличаются друг от друга главным образом способом синтезирования традиционного материала, а не созданием принципиально различных систем. Однородность схоластического учения достигалась благодаря тождественности авторитетов, методов исследования и основных воззрений. Большое значение в этих условиях приобретают создание гибкой терминологии, развитие определений понятий, способов их разделения и соединения.

5) Из средневековой схоластики в наш обиход проникли такие термины, как объективное и субъективное, a priori и a posteriori, и многие другие.

6)Значительное развитие получает формальная логика. Доказательство приобретает форму разнообразных силлогизмов, которые, конечно, не годятся для вывода новых знаний, но вполне подходят для систематизации уже накопленного школьной наукой багажа. Средневековые схоласты больше всего заботятся о логичности содержания, что постепенно отражается и на стиле их произведений, написанных однообразной и скучной прозой. Сухие формулы вытесняют образный и метафоричный язык, характерный для сочинений раннего Средневековья. Конкретное заслоняется абстрактным, эмоциональное — рассудочным, личное — общим. Такая форма вполне отвечает как безличному характеру схоластической литературы, так и ее дидактическому настрою. Не случайно, что в противовес схоластике развивается мистика.

7) В период становления и расцвета схоластики преобладает стремление к гармонии. Ученые пытаются согласовать истины, освященные авторитетом церкви, собственными представлениями, найти аргументы в подтверждение этих истин.

8) Большое значение приобретает дедуктивный метод. Он позволяет создавать все новые и новые понятия, с помощью которых создаются хитроумные логические системы, напоминающие готические храмы. Безудержный ростпонятий, конечно, способствует накоплению книжной премудрости, усложнению школьных программ. Однако игра в понятия все более и более входит в противоречие с потребностями реальной жизни. Это касается и канонического права, с помощью которого пытались регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономическая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономические проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей.

____________________________________________________________________________

28.Фома Аквинский. Концепция "справедливой цены". Учение о проценте.

1)Понятие «справедливой цены» было выработано в противовес римскому праву. Согласно последнему цена определялась в результате свободного договора. Каноническое право понимает под «справедливой ценой» типичную рыночную цену, складывающуюся при нормальных условиях производства. Это означало, что «справедливая цена» не зависит от случайного волеизъявления участвующих в торговой сделке контрагентов — покупателя и продавца. Впервые такая идея встречается уже у Святого Августина в трактате «О троице».

2)В «Сумме теологии» Фомы Аквинского «справедливая цена» рассматривается как частный случай проявления справедливости вообще. Исходя из того что справедливость определяется как «постоянное твердое желание давать каждому то, на что он имеет право», Фома Аквинский осуждает попытки продажи вещей дороже их стоимости.

3)Однако он допускает исключение, предполагающее продажу вещи по цене выше ее стоимости. Цена будет справедливой, считает он, и в том случае, когда покупатель вещи в ней остро нуждается, а продавец пострадает, уступив ее. Более высокая цена в данном случае компенсирует ущерб, понесенный бывшим владельцем вещи. Такой подход к «справедливой цене» усиливает субъективный аспект ее понимания. Развитие этой идеи приводит к тому, что «справедливой ценой» считают не только такую цену, которая отражает издержки производства и транспортировки продукта, но и обеспечивает соответствующее каждому сословию существование. Поэтому оформившееся к концу XV в. каноническое право подразумевает под «справедливой ценой» не только типичную рыночную цену, но такую цену, которая была назначена при участии облеченных доверием людей, определивших ее в соответствии с принципом всеобщей справедливости.

Учение о проценте, как известно, еще более тесно, чем учение о «справедливой цене», связано со Священным писанием. Канонисты утверждали что, требование процента равносильно продаже вещи и требованию платы за ее пользование, т.е. по существу означает двойную продажу, что противоречит римскому праву. Рассматривая ссуду как продажу в кредит, они не принимали во внимание аргумент о том, что при этом необходима плата за потерю времени. Время, рассуждали они, — божье достояние, которым нельзя торговать. Характерно, что этот аргумент использовал и Фома Аквинский. Однако эти метафизические построения были далеки от практики хозяйствования. Господство натурального хозяйства в средневековой Европе имело своей оборотной стороной развитие ростовщичества. Поэтому не удивительно, что с течением времени в рамках схоластического учения нашлось место для оправдания процента. С этой целью средневековые схоласты различали в сделках два вида ущерба от неисполнения в срок ссудных обязательств: понесение убытка и неполучение прибыли. Первый случай рассматривался как вполне законное основание для взимания процента. Так считал, например, и Фома Аквинский, хотя формально не называл эту сделку ростовщичеством. Позднейшая каноническая теория фактически рассматривала процент как часть промышленной или торговой прибыли, т.е. объективно носила уже буржуазный характер. Начав с запрещения ростовщичества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за другой и закончила тем, что к концу Средневековья фактически легализовала его.

____________________________________________________________________________

29.Институциональные предпосылки капитализма. Эволюция институтов, благоприятных для коммерции. Неэкономические источники и последствия экономического роста.

Институциональные предпосылки рыночной экономики сложились далеко не сразу. Первоначальный очаг становления капитализма характеризовался медленным вызреванием необходимых предпосылок. В Западной Европе они складывались постепенно, начиная с XIV–XV вв. Рост производительных сил, углубление общественного разделения труда, укрепление городов как центров ремесла и торговли, превращение ренты продуктами в денежную ренту постепенно подготовили новый качественный этап в развитии феодализма.

Важную роль сыграла автономизация экономической жизни. Децентрализация власти и ответственности стали необходимыми условиями экспериментирования, позволили преодолеть сопротивление инновациям. Именно рост независимости экономических агентов создал предпосылки для экономического роста. Сам же рост являлся в значительной мере продуктом непрерывных инноваций. Инновации осуществлялись через расширение торговли и открытие новых ресурсов, через сокращение издержек производства, через выпуск новых продуктов, через создание новых форм организаций и т.д. Эти инновации были бы невозможны без развития и укрепления частной собственности, которая позволила извлекать новаторам наибольшие доходы из их изобретений.

Хотя технологические и институциональные изменения являются, в конечном счете, главными детерминантами социально-экономического развития, однако не они сами по себе дали первоначальный толчок изменениям. Первоначальный импульс был связан с расширением рынков в связи с ростом населения и развитием внутренней и внешней торговли. Это привело к подъему купечества и устранению целого ряда феодальных ограничений личной свободы и частной собственности. Если сначала активность купечества росла параллельно с расцветом феодальной системы (XI–XIV вв.), то позднее именно она подрывала ее основы и развивалась уже в ущерб ей.

Расширение торговли повышало относительную свободу экономических агентов, постепенно подрывало основы произвольного вмешательства властей, типичного для феодализма. Внешняя торговля оказалась более свободной от регулирования правительств в отличие от внутренней.

Именно в этот период создаются институты, благоприятные для развития коммерции. Они были подготовлены, прежде всего, изменениями в системе права. Широкий товарооборот создал систему прецедентов по поводу таких важных для торговли явлений как страховка, векселя, судовой фрахт, договоры о продаже, соглашения о товариществе, патентах и об арбитраже.

Постепенно формируются предприятия нового типа. Этому в немалой степени способствует двойная запись в бухгалтерии, которая из проверки ошибок превращается в механизм, закрепивший отделение трансакций предприятий от трансакций человека. Собственность предприятия начинает существовать отдельно от семейной собственности. Предприятие становится юридическим лицом. Оценка активов — пассивов, четкое определение баланса предприятия (прибылей и убытков) позволяют развить практику кредитования на основе оценки финансового положения фирмы и перспектив её развития.

Неудовлетворенность феодальным строем, пробуждающееся аналитическое отношение к действительности, поиски героического и совершенного заставляют передовые умы обратиться к античному наследию, «возродить» его для современников. Такое обращение к прошлому стало своеобразной формой отрицания настоящего — феодальной системы ценностей, феодальных экономических представлений. Ученые эпохи Возрождения провозглашают высокие принципы гуманизма, утверждают веру в могущество человека, в его разум, язвительно смеются над предрассудками мрачного европейского средневековья (Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мигель де Сервантес Сааведра и др.). И хотя их произведения были обращены к достаточно узкому кругу интеллектуалов, а культура имела элитарный характер, тем не менее гуманисты сыграли важную роль в подготовке к восприятию новых идей более широкими слоями населения. Но для этого необходима была коренная ломка феодального мировоззрения.

В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без реформы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) использовали антисословную направленность первоначального христианства. Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства и т. д.

Реформация сыграла важную роль в очищении массового сознания от слепой веры в Священное предание, в авторитет римско-католической церкви, освбодила его от наиболее одиозных предрассудков и стереотипов мышления и тем самым повысила значение личного суждения. Это имело большое значение для развития обществознания вообще и экономической науки в частности. Критика феодализма теоретиками Реформации была тесно связана с первыми попытками оправдания раннекапиталистического предпринимательства. Не случайно М. Лютер страстно борется с ростовщичеством, нападает на торгашеский феодализм, а Ж. Кальвин проповедует богоизбранность новых предпринимателей — капиталистов.

30.Формирование нового социального типа предпринимателя. М. Лютер как "старейший немецкий политико-эконом". Учение об избранных Ж. Кальвина.

Развивающиеся товарно-денежные отношения обостряют и обнажают социально-экономические противоречия, разрушая феодальные патриархальные формы, маскировавшие эксплуатацию в более ранний период. Перед идеологами бюргерства встают проблемы разграничения раннекапиталистического предпринимательства, с одной стороны, и позднефеодального стяжательства — с другой. Появляется необходимость, во-первых, социально-экономического, политического и идеологического (морально-этического и даже религиозного) оправдания «честного» (основанного на законах капиталистической конкуренции) «делания денег» и, во-вторых, осуждения паразитического (основанного на насилии и грабеже, ростовщичестве и внеэкономическом принуждении) накопления богатств класса феодалов. B силу господствующего положения католической церкви критика существующего строя не могла не принять форму богословской ереси — требования реформы церкви. Движение назад — обращение к первоисточнику — характерно для всякой религии. Однако в условиях становления капитализма критика разлагающейся католической церкви означала нападение на крупнейшего феодала, которому в Европе принадлежала треть земель. Требование реформы церкви превращалось, таким образом, в первый и сильнейший удар по феодальной системе в целом.

Мартин Лютер развивал тезис о том, что спасение души (оправдание) возможно, прежде всего, не через церковь и ее формальные обряды (и уж тем более не через покупку индульгенций), а через истинную веру в Священное писание, а не в Священное предание. Позднее,yже в ходе Реформации, Лютер и его последователи пришли к отрицанию церковной иерархии, культа святых, церковного богатства и монашества, что способствовало подчинению духовной власти светской, упрощению церковной догматики и богослужения, объективно оправдывало секуляризацию церковных земель,открывало путь к созданию необходимой для буржуазии дешевой церкви.

Экономические взгляды Лютера тесно связаны с его религиозной концепцией, в частности, с его теорией двух порядков. Понимая, что в современной ему действительности невозможны отношения между людьми в строгом соответствии со Священным писанием, он обосновывает необходимость светской власти. Главной задачей светской власти и церкви в этот период должна была стать, по мысли Лютера, борьба с ростовщичеством. Светская власть при этом должна действовать силой, а церковь — убеждением и советами. При этом, считает Лютер, князья должны управлять разумно, т. е. не только опираться на писаные законы и рекомендации юристов, но прежде всего действовать на благо своих подданных.

Поэтому Лютер оправдывает мелкое ростовщичество сирот, вдов и стариков, если оно вызвано бедностью. К тому же он считает необходимым законодательно ограничить норму процента.

Критикуя представителей торгашеского феодализма, Лютер выступает на стороне предприимчивого и делового хозяина, бюргера, превращающегося в мелкого буржуа. Поэтому он осуждает праздность, критикует сословную иерархию, утверждая, что между людьми есть «лишь различие по должности и делу, а не по званию». Он отмечает важнейшую роль труда в «призвании» человека. Эти мотивы морального оправдания буржуазного предпринимательства получают еще большее развитие в учении о богоизбранности Жана Кальвина.

В своем главном сочинении «Наставление в христианской вере» (1536) он развил учение о божественном предопределении. Согласно его вероучению, одних бог предопределил к спасению и вечному блаженству (избранные), других — к осуждению и вечным мукам (осужденные). Хотя предопределение фатально, никто, однако, не знает, что ждет его лично: спасение или осуждение.Каждый христианин должен думать, что именно он — божий избранник, и в своей деятельности,своей профессии должен доказать свою избранность. В качестве показателя избранности Кальвин берет денежное богатство — эту абстрактно-всеобщую, универсальную форму выражения успеха в капиталистическом обществе. Новое вероучение, выражая интересы буржуазии эпохи первоначального накопления, пропагандировало мирской аскетизм. Бережливость и расчетливость, скопидомство и накопительство объявляются первейшими гражданскими обязанностями каждого представителя нарождающегося буржуазного класса. Кальвинизм стал идеологией наиболее передовой части буржуазии, теоретическим оружием Нидерландской и Английской буржуазных революций.

____________________________________________________________________________

31.Рождение политической экономии. Меркантилизм. Школы торгового и платежного баланса.

Становление капитализма предопределило возникновение самостоятельной науки — политической экономии. В центре ее внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии,— меркантилизм (XVI–XVIII вв.). В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Целью исследований меркантилистов (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания — движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать нa экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный общегосударственный интерес. Протекционистская политика абсолютистского государства стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии.

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа. Ранние меркантилисты, сторонники денежного баланса, выступали против вывоза золота и серебра из страны. Поздние меркантилисты, сторонники cистемы торгового баланса, допускали вывоз драгоценных металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо. Они выступали за промышленную переработку сырья и использование выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала. Однако они не замечали всей глубины противоречивого развития капитализма и судили об этом процессе главным образом по внешнему его проявлению в сфере обращения. К тому же и это проявление они понимали односторонне. Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер.

____________________________________________________________________________

32.Меркантилистские дилеммы. Меркантилизм и камералистика. Дилемма фонда звонкой наличности.

Ф. фон Хорник и его родственник В. Шре­дер, сменивший И. И. Бехера во главе Мануфактурного дома, подчеркивали важность не только привлечения звонкой монеты активным торговым балансом, но и удержания её в обращении. Одно из 9-ти правил фон Хорника гласило: «Золото и серебро, раз полученные страной из собственных рудников или посредством обмена с заграницей, ни при каких обстоятельствах не должны быть похоронены в сундуках и ящиках, но должны всегда оставаться в обращении». Таким образом, было зафиксировано противоречие между двумя видами спроса на деньги: для потребностей товарных сделок (средство обращения) и для сохранения запаса ценности (сокровище). Накопление золота и серебра в казне могло сдерживать товарооборот на внутреннем рынке.

На другое противоречие наткнулся Т. Ман. Он указывал, что изобилие денег в королевстве удорожает местные товары, что сокращает объём внутренней торговли и экспорт и делает выгодным импорт. Однако своей позиции по привлечению в страну возможно большего количества золота и серебра английский купец не изменил.

Подмеченные меркантилистами противоречия можно назвать дилеммой фонда звонкой наличности в стране. Её разрешение в виде формулировки взаимосвязи между потребностями торговли и количеством денег в обращении дал в «Трактате о налогах и сборах» (1662) Уильям Петти (1623 — 1687): «для того, чтобы нация могла осуществлять торговые операции, необходимо наличие… подобающей пропорции, превышение или недостижение которой приносит одинаковый урон».

Дилемма структурных сдвигов. Итальянца Антонио Серра, о которомизвестно лишь то, что он написал «Краткий трактат о средствах снабдить в изобилии золотом и серебром королевства, лишённые рудников драгоценных металлов» (1613). Серра заключил, что изобилие денег зависит не от плодородия, а от характера населения и умелой политики правителя. Он предложил классифицировать источники богатства на «естественные» и «искусственные», причём его классифицикация совсем не похожа ни на разграничение Аристотелем естественной и искусственной хрематистики, ни на будущие рассуждения физиократов и А. Смита о естественном порядке. Естественное богатство — это золотые и серебряные рудники. Искусственные источники богатства подразделяются на «специфические» и «обычные»; к первым относятся те, что обусловлены природой: избыток продуктов сельского хозяйства и местоположение государства относительно других государств и частей света. Эти источники могут иметь место не во всякой стране — в отличие от обычных, к которым Серра отнес, прежде всего, количество и уровень развития ремесёл. Именно в ремёслах главный источник увеличения богатства страны, поскольку сравнительно с сельским хозяйством они не зависят от погодно-климатических условий и могут давать продукцию 1) быстро умножаемую в количестве; 2) более надёжную в сохранности; 3) более дорогую. Развитие ремёсел является предпосылкой экспортной торговли, приносящей стране изобилие денег.

Серра четко выразил подход, доминирующий в предложениях и практике последующих меркантилистов: корректировка государством структуры хозяйства — наращивание объёма ремесленной и промышленной продукции, более выгодной для экспорта и активизации торгового баланса. Политикой именно такого изменения структуры хозяйства был кольбертизм. Но усилия государства ради увеличения своей доли на внешнем рынке перешли в насилие над сельским хозяйством и привели к оскудению большинства населения Франции и к ущербу для внутреннего рынка.

Дилемма богатства и бедности. Ратуя за обогащениемонархического государства, меркантилисты не только не гнушались политики завоеваний и грабежей в отношении других государств, но и были, как правило, убеждены в целесообразности пребывания в бедности большинства населения своей страны. «Одни люди более бедны, чем другие, это всегда было и всегда будет», — констатировал У. Петти. Он разделял общее мнение, что бедные люди склонен к праздности, и лишь нужда может побудить их работать, а низкая заработная плата способствует снижению издержек производства и тем самым цен отечественных товаров, делая их более конкурентоспособными на внешних рынках. Аналогичную позицию долгое время занимал и прожектёр Даниель Дефо (1660 — 1731) — делец, разведчик, памфлетист, сумевший талантливым пером без всякой должности влиять на короля и правительство и заслужить литературную славу романом о Робинзоне Крузо. Но на склоне лет Дефо пришёл к другим выводам, а именно, для торговли важна широта покупательного спроса — и не только внешнего, но и внутреннего. При «жалкой» заработной плате население мало тратит, и это препятствует торговле; богатство и мощь всего королевства будет расти или падать в зависимости от того, становятся выше или ниже доходы большинства населения. Так в экономической мысли появились проблески идеи эффективного спроса.

Геоэкономическая дилемма. А. Серра, отмечая на сравнении Неаполя и Генуи, что богатство отнюдь не определяется местоположением, в то же время объяснял превосходство Венецианской республики в средиземноморской торговле тем, что большинство итальянских рек «впадают в море близ Венеции». Т. Ман считал островное положение Англии главным её преимуществом в конкуренции на международных торговых путях и выражал удовлетворение тем, что голландцы, первыми захватившие лидерство в товарообмене по Атлантическому океану, не могут обойтись без прохождения через Ла-Манш. Это даёт возможность задерживать их суда и препятствовать их лучшей торговле (вскоре реализованную Англией через Навигационный акт). Французский меркантилизм был пронизан завистью к вездесущести многочисленных кораблей Голландии и желанием иметь свой мощный флот и свои заокеанские колонии. А.де Монкретьен призывал поторопиться со строительством новых кораблей и портов, с основанием заокеанских «Новых Франций», поиском пути к Китаю и Индии с западного побережья Северной Америки. Ришельё и Кольбер на практике усиленно занимались созданием французского флота, поощрением колонизации в Америке, улучшением внутреннего судоходства для облегчения экспорта и реэкспорта товаров. Кольбер поддержал инженера Рике в сооружении Лангедокского канала между средиземноморским и атлантическим побережьями Франции и авантюриста Ла Саля в экспедиции по всему течению реки Миссисипи, объявленной владениями французского короля. Хотя число кораблей у Франции осталось на порядок меньше, чем у Голландии, последней был нанесён тяжелый урон французской интервенцией по инициативе Кольбера.

На фоне всей этой устремлённости к морской торговле мы не находим упоминаний ни о флоте, ни о море в 9 правилах Ф. фон Хорника или в рекомендациях И. И. Бехера, скрупулёзно перечисляющих меры достижения активного торгового баланса. Это не удивительно, ибо Австрия, где они жили, не имела выхода к морю. Хотя её столица Вена расположилась на крупнейшей реке Европы — Дунае, но торговое судоходство по нему не получило развития из-за природной преграды (теснина «Железные ворота») и захвата черноморского устья Османским султанатом. Поэтому в Австрии и в большинстве мелких княжеств, входивших в Священную римскую империю германской нации, меркантилизм приобрёл своеобразный «континентальный» отпечаток. Упор был сделан не на заморскую торговую экспансию, а на государственное заведывание различными отраслями хозяйства, управляемыми чиновниками, обученными камеральным наукам.

____________________________________________________________________________

33.Накопление экономических знаний: от нормативного к позитивному анализу. Вклад У. Петти.

Научная революция XVII в. создала точное естествознание, сделавшее математику языком «прочтения» природы. Наивысшие достижения были связаны с познанием неживой природы (небесная механика, оптика, гидро- и аэростатика) и именами Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, Б. Паскаля, Х. Гюйгенса, Г. В. Лейбница, И. Ньютона. Однако огромный шаг вперёд был сделан и в изучении человеческого тела: созданная в эпоху Возрождения анатомия была дополнена физиологией благодаря открытиям английского врача Уильяма Гарвея, описавшего (1628) большой и малый круг кровообращения. Развитие механики служило ориентиром для новых медицинских исследований, которые, в свою очередь, давали импульс для поиска и осмысления закономерностей функционирования общественного или политического «тела».

В это время даже из числа людей, сведущих в медицине, стали выходить исследователи экономических проблем общества. Наиболее ярким из них был Уильям Петти.

Усвоив достижения медицины, математики и философии своего времени, Петти интерпретировал политическую экономию как политическую анатомию и политическую арифметику. В область нормативных суждений и рекомендаций по обогащению государства Петти ввёл, по его словам, «язык чисел, мер и весов» — количественный подходНаучной революции. Хотя его расчёты были подчас слишком упрощёнными, он очертил круг проблем, в котором вращалась экономическая мысль на пути к развернутой системе категорий: факторы создания богатства; закономерности естественных цен; принципы налогообложения; соответствие денежного обращения потребностям торговли; сравнительные экономические преимущества наций и т.д.

Петти считал, что опорой всякого государства являются моряки, земледельцы, ремесленники, купцы и солдаты. Он обобщил и основные факторы способствующие развитию Голландии: 1) веротерпимость, привлекавшую гонимые в других странах предприимчивые религиозные меньшинства, которые во всех государствах наиболее энергичны в торговле; 2) гарантии прав собственности; 3) налаженное банковское дело; 4) избавление своих граждан от рядовой военной службы за счёт найма иностранных солдат; 5) выгодное международное разделение труда, позволившее переложить наиболее трудоёмкую и малоприбыльную отрасль — сельское хозяйство — на соседние страны.

Считая бессмысленным запрещение вывоза благородных металлов из страны, Петти, однако, видел в жадном стремлении к золоту, охватившем общество его времени, мощный стимул к завоеванию рынков. Петти оставлял требование активного торгового баланса как критерий национального экономического процветания, и с удовлетворением отмечал, что в Англии таковой значителен и может стать ещё больше, поскольку у неё достаточно шансов для усиления флота и для того, чтобы приводить в движение торговлю всего мира.

Самая знаменитая формула Петти — «труд есть отец богатства, земля его мать». Она стала итогом размышления о природе источника различных доходов в связи с проблемой их обложения. Получателями основной части доходов были лорды-землевладельцы и арендаторы, обрабатывавшие их землю. Называя доход первых «остатком хлеба», Петти объяснял его природным плодородием с помощью такого условного примера, что «остатком» выглядела скорее доля арендаторов-работников, употребляемая ими на пропитание и обмен на одежду, ряд других насущных предметов и семенной фонд.

Из «естественного уравнения между землёй и трудом» Петти стремился вывести сопоставление ценностей всех остальных предметов. Здесь ключевой была проблема благородных металлов. Относительно них Петти не выработал окончательного решения. С одной стороны, он считал, что серебро и золото, в отличие от хлеба, сами по себе бесполезны и задают «искусственный стандарт обмена». С другой стороны, он выделял благородные металлы по причине их долговечности и обмениваемости на любой продукт «из всякой страны во все времена». Поэтому Петти склонился к выводу, что сопоставление издержек производства благородных металлов с затратами труда на производство жизненных средств определяет относительные «естественные цены», вокруг которых под влиянием моды и других случайных факторов колеблются рыночные цены.

Доход с обладания звонкой наличностью Петти отождествлял с процентом и называл денежной рентой. Он делал вывод, что рента землевладельца, выраженная в деньгах, равняется такому их количеству, «которое в течение одинакового времени приобретает за вычетом своих издержек производства кто-нибудь другой, если он всецело отдаётся производству денег». «Естественный уровень» процента должен быть как минимум равен «ренте с такого количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности».

____________________________________________________________________________

34.Дж. Локк как основоположник экономического либерализма. Трудовая теория собственности Дж. Локка.

Понятие «либерализм» как концептуальное оформление приоритета интеллектуальной, политической и экономической свободы индивидов возникло на рубеже XVIII — XIХ вв., но его истоки уходят к более ранним временам истории Западной Европы. Идейное сопротивление религиозному «папизму» и политическому абсолютизму породило категорию естественного, прирожденного права личности, которое, будучи обособленным от божественного, должно определять всякое законодательство и быть поставлено над властью для обеспечения безопасности общества от чьего-либо произвола. Основатель доктрины естественного права Г. Гроций утверждал, что основой общежития должно быть уважение к тому, что принадлежит отдельным лицам; с позиций естественного права в трактате «О свободном море» (1609) Г. Гроций отстаивал свободное пользование морскими путями против монопольных притязаний какой-либо отдельной страны.

Самым влиятельным из теоретиков естественного права стал английский философ Джон Локк (1632 — 1704). Он обосновал принципы главенства закона, противодействующего властному диктату отдельных лиц, и конституционных гарантий естественных прав граждан, свободных в своих действиях и согласных в отказе от властных полномочий в пользу правительства. Верховенство закона обеспечивается разделением властей и призвано обеспечить защиту прав индивидов на жизнь, безопасность, собственность, результаты своего труда и веротерпимость. Член Лондонского Королевского общества, Локк несколько лет провёл в эмиграции в Голландии, где снискал уважение Вильгельма Оранского и вернулся в Англию, когда тот получил английскую корону. Локка называют «самым удачливым из философов», поскольку при его жизни его идеи были воплощены «Славной революцией», вдохновив принятый сразу Билль о правах, а позднее были закреплены мощной просветительской и конституционной традицией.

Трудовая теория собственности. У. Петти в «Политической арифметике», указывая на благодетельные для коммерческого процветания мероприятия Голландской республики, на два первых места поставил веротерпимость и обеспечение законом прав собственности на недвижимость. Дж. Локк, будучи в Голландии, написал «Послание о веротерпимости» (1686) и «Два трактата о правлении» (изданы по возвращении в Англию, 1689). В первом из этих сочинений Локк определяет государство как «общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ». А гражданские блага — это жизнь, свобода, здоровье и владение такими вещами, как земли, деньги, утварь и т.д.

В «Двух трактатах о правлении» Локкизложил трудовую теорию собственности, которая, по сути, «разворачивает» формулу У. Петти «труд есть отец богатства, земля его мать».Каждый человек с момента рождения наделён правом на собственную личность и результаты своего труда; прикладывая труд к земле, человек делает собственностью своё прибавление к тому, что «природа, общая мать всего, сотворила». Труд создает различия в ценности различных вещей; закрепление в частную собственность создает «разницу между этими вещами и общим». Но, кроме этого, есть избыток ценности, являющийся даром природы; он переходит в частную собственность с расширением её рамок вследствие появления денег, которые возникли по согласию людей ка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...