Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства обучения географии и их классификация.




Средства обучения необходимы для формирования подлинных научных знаний о природе и обществе, для решения основных задач обучения и воспитания школьников. Одной из основных функций средств обучения является обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний.

Средства обучения служат одним из важнейших источником знаний. Работа, с которыми развивает познавательные способности, их мышление, речь.

Все средства обучения делятся на 4 группы:

1.натуральные объекты: а) природные объекты и предметы (коллекции, гербарии); б) природные объекты и предметы, изучающиеся на экскурсиях

Эти средства обучения служат цели образование непосредственных представлений об изученных предметах и явлениях, их свойств, связей.

2.Изображение натуральных географических объектов и явлений: а) модели объемные; б) иллюстративные пособия (карты, лопаты)

3. Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры): а) вербальный (учебники); б) картографические пособия; в) схематические пособия; г) статистические пособия (графики); д) вербальный (учебник.)

4) предметы для воспроизводства и анализа явлений природы.

 

Методы и этапы научного исследования в технологии обучения географии.

Методы изучения географии: картограф, статистический, наблюдение, сравнит, полевых географических исследований.

1.Теоретические: применяется на этапе осмысления фактов и построения теории. Литературный, исторический, сравнительный, системно-структурный, статистико-математический.

2. Эмпирические: используется на этапе когда идет накопление фактов о проблеме исследования лабораторные, наблюдения, анкетирование, изучение и обобщение переданного опыта, изучение школьных документов, беседы.

3. Эксперимент различают:

1) по времени действия (длительные и кратковременные)

2) по составу изучения явлений (простой и сложный)

3) по организации (лабораторный и естественный)

4) по целям. Самый распространенный метод наблюдения

Первое и непременное условие всякого исследования – начало выявления проблемы, которое начинается со знакомством с литературой. Применяется анализ методической литературы позволяющий выяснить, что уже достигнуто по данной проблеме. С целью учёта результатов опыта применяется статистико-математический метод. Методом сравнения проводится критический анализ отдельных систем знаний. Суть системно-структурного вопроса состоит в том, что предмет исследования рассматривается в целостной системе, состоит из взаимосвязи элементов, разработанных не один урок, а целая система уроков. Объектом наблюдения могут быть приёмы учебной работы организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке, постановка домашнего задания и т.д. Анкетирование. Разработка анкет для методистов, учителей, учащихся с целью сбора информации по различным проблемам. К методам изучения передового опыта школы относятся: беседа, изучение документации школы, результаты аттестации учителей, результаты массовых проверок.

Школьная программа по географии

Пояснительная записка

Курс географии построен в соответствии с действующим базисным учебным планом и проектом Стандарта школьного базового образования. Он рассчитан на изучение географии в 5–9-м классах в течение 306 часов (в 5-м классе – 35 часа, в 6–9-м классах – по 70 часов каждый год).

Школьный курс географии включает следующие разделы:

1. Как люди изучали Землю и создавали карту. 35 ч (5-й класс).

2. География. Мир Земли. 70 ч (6-й класс).

3. География. Земля – планета людей. 70 ч (7-й класс).

4. География России. 140 ч (8–9-й классы).

Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100». В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Предложенная программа направлена на выявление степени осмысления четырех сквозных направлений, пронизывающих всю географическую науку:

· гуманизацию, которая связана с поворотом географической науки к человеку, к сферам и циклам его жизнедеятельности, к проблемам выживания человеческого рода. В современных условиях все в большей мере возрастает изучение взаимосвязей в триединой территориальной системе "природа - население - хозяйство";

· социологизацию, связанную с повышением внимания к социальным аспектам развития, к изучению особенностей материальной и духовной культуры населения разных территорий, его расселению, что необходимо для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения, поддержания состояния окружающей природной среды;

· экологизацию, предполагающую рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни. Экологизация направлена на повсеместное улучшение ведения хозяйства, сохранение природы, поддержание экологического равновесия между природой и обществом. Тем самым экологизация способствует не только формированию системы знаний, но и ценностных ориентаций, экологической ответственности личности и общества за состояние и улучшение социоприродной среды;

· экономизацию, связанную с формированием количественных представлений о социально-экономических объектах и процессах, с выявлением закономерностей, условий и особенностей развития и размещения хозяйства мира в целом, отдельных регионов и стран.

 

 

Школьный учебник

Учебник географии - это средство обучения комплексного характера, книга содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фо­тографиями и т. д.

Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учи­тель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами рабо­ты с этим средством обучения. В учебниках выделяются два структурных «блока»: учебный текст и внетекстовые компоненты.

Основу учебника составляет текст, органически связанный с внетекстовыми компо­нентами.

Большинство терминов, обозначающих понятия, выделено шрифтом, даны определе­ния многих понятий, т. е, названы их существенные признаки.

Объяснительный материал призван раскрыть географические связи. Нередко объ­яснение в тексте носит проблемный характер, что способствует развитию творческого мышления школьников.

Изложение учебного материала в тексте учебников сопровождается большим ко­личеством логических связок типа: поэтому, таким образом, значит, если, следовательно, и т. д. По ходу самого текста нередко встречаются задания типа: объясните почему; скажите, как влияет; подумайте, почему и т. д.

Понимание текста - процесс сложный. Оно зависит, в частности, от наличия у учащихся необходимых знаний, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированности навыка чтения.

Внетекстовые компоненты учебника выполняют и обучающую и контролирую­щую функцию. В каждом учебнике помещено несколько сотен вопросов и заданий, на­правленных на усвоение понятий.

Вопросы и задания расположены в разных местах учебника. Задания, предше­ствующие параграфу, рассчитаны на активизацию ранее усвоенных знаний по географии и другим предметам. Вопросы и задания, помещенные в тексте, помогают направить мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения нового учебного материала, а тe, что стоят и конце параграфов, требуют применения полученных знаний и умений, контролируют усвоение нового материала.

Иллюстративный материал имеет разнообразный вид и форму: различные по со­держанию карты в тексте, на форзаце, диаграммы и графики, схемы и таблицы, рисунки и фотографии.

Изучение практики массовой школы показывает, что большинство учителей правильно понимает функции учебников географии и широко использует их на всех этапах обучения, осо­бенно при изучении нового материала.В работе с учебником имеются типичные не­достатки: учителя чаще всего обращаются к иллюстративному материалу, но мало организуют работу учащихся с текстом. Учителя мало занимаются формированием у учащихся умений ра­ботать с учебником. В результате этого многие школьники часто работают с учебником нера­ционально, затрачивая на подготовку уроков чрезмерно много времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...