Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 10. Приватная сфера и тендерные отношения в семье




Семья как объект гендерного анализа. Критика нуклеарной семьи как понятия и института. Семья как объект государствен­ной политики. Современные теории семьи. Социальный институт материнства. Домашняя работа как предмет социологии.

Литература

1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

2. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Со­циологический журнал. 1996. № 3-4. С.99-108.

3. Окно в русскую частную жизнь: Супружеские пары в 1996 году. Под ред.Н,Римашевской, Д.Ванной, М.Малышевой и др. М.: Academia, 1999.

4. Bernard J. The Future of Marriage. L.: Souvenir Press, 1973.

5. Gittens D. The family in question. Macmillan, 1985.

6. Oakley A. The sociology of housework. New York: Pantheon Books. 1974.

7. Phoenix A., Woollett A., Lloyd E. (Eds.) Motherhood: Meaning, Practices and Ideologies. N.Y.: Sage, 1991.

8. Rich A. Of woman born: Motherhood as experience and institution. L., Virago, 1977.

9. Richardson D. Women, Motherhood and Child-rearing. London: Macmillan, 1993.

10.YoimgM.,WdlmottP.TheSymrnetricalFaimly.L.:Routledge,1973.

ТЕМА 11. Репрезентация тендерных отношений в культурных нарративах

Понятие репрезентации. Л.Малви и теория мужского взгля­да. Тендер и художественные жанры. Дискуссия о порногра­фии. Репрезентация женщин в российской художественной культуре. Образы советских мужчин и женщин и их пост-со­ветская трансформация. Мужчины и женщины на страницах

Программа курса

 

массовой периодики. Консьюмеризм как способ конструирова­ния тендерных различий: реклама.

Литература

1. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Тендерные исследования. 2000. № 4. С.246-265.

2. Ушакин С. Видимость мужественности // Женщина не су­ществует: Современные исследования полового различия. Под ред.И.Аристарховой. Сыктывкар: Центр женских исследований (ИСИТО). 1999. С.116-131.

3. Ballasher R., Beetham M., Frazer E., Hebron S. Women's worlds: Ideology, femininity and the woman's magazine. Macmillan, 1991.

4. Bordo S. Unbearable Weight: Feminism, Western Culture, and the Body. Berkeley: University of California Press, 1993

5. Dijkstra B. Idols of Perversity. Fantasies of Feminine Evil in Fin-de-Siecle Culture. New York, Oxford: Oxford University Press, 1986;

6. Heldt B. Gynoglasnost: Writing the Feminine // Buckley Mary(ed.) Perestroika and Soviet Women Cambridge University Press, 1992;

7. Hubbs J. Mother Russia. The feminine myth in Russian culture. Bloomington: Indiana University Press, 1993.

8. Mulvey L. Visual pleasure and narrative cinema // Sreen, 1975.

9. Radway J.A. Reading the Romance. Women, Patriarchy, and Popular Literature. London, New York: Verso. 1984

10. Snitow A.B. Mass Market Romance: Pornography for Women is Different // Desire: The Politics of Sexuality. Eds.: A.Snitow,C.Stansell, S.Thompson. London: Virago, 1984. P.258-275.

11. Winship J. Inside Women's Magazines. New York: Pandora, 1987.

Методическое пособие

Тендерная социология

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Основные понятия

Пол; тендер; биологический и социальный пол; социальная стратификация; половая асимметрия и властные отношения; тен­дерные исследования и исследования женщин; феминизм; феми­нистская методология.

Цель занятия

Цель занятия состоит в том, чтобы предварительно ознако­мить слушателя с содержанием и основными задачами курса. Дать определение базового понятия «гендер» и познакомить с различ­ными точками зрения на его содержание. Дать краткий обзор ис­тории возникновения женских и тендерных исследований на За­паде и в России. Предупредить об основных методологических и идеологических проблемах, возникающих в контексте тендерной социологии.

Рекомендации

Вводное занятие по данному курсу необходимо потому, что сама дисциплина в контексте российского высшего образования все еще переживает период становления. Преподавателю следует объяс­нить слушателям, почему в российской академической традиции используется англоязычный по своему происхождению термин.

Особое внимание следует обратить на то, что термин может интерпретироваться по-разному. Его изначальный смысл заклю­чался в том, чтобы противопоставить «гендер» как социальный пол биологическому полу, и показать, что отношения между муж­чинами и женщинами не детерминируются «природой», но опре­деляются социально, и, следовательно, могут быть изменены. Сле­дует затем познакомить слушателей с позднейшей критикой такого подхода, предполагающего наличие четко выраженной дихотомии между биологическим и социальным.

Следует специально остановиться на том, как тендерные ис­следования возникли в России и объяснить основные различия между традициями «тендерных исследований» и «феминологии».

Поскольку курс имеет особую идеологическую окраску, сле­дует предупредить слушателей о том, что проблематика курса слу-

И. Н. Тартаковская. Тендерная социология

жит предметом интенсивной полемики, далеко выходящей за пре­делы академических учреждений и практик. На этом этапе следует дать самое общее представление о смысле термина феминизм, и объяснить, почему феминистские дискурсы имеют важное значе­ние для изучения социологии пола.

ТЕМА 1. ТЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС

В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

Основные понятия

Эссенциализм; общественное разделение труда; социологизм; женская культура; проблемы тела; структурно-функциональный подход; нуклеарная семья; инструментальная и экспрессивная функции; семья как социальная система; этнометодология; драма­тургический интеракционизм; археологический метод.

Цель лекции

Дать слушателям общее представление о том, как проблемы тендерной асимметрии воспринимались и описывались классика­ми социальной теории. Обзорно познакомить их с подходами Дюр-кгейма, Зиммеля, Парсонса и других структурных функционалис­тов. Показать теоретический контекст, на фоне которого возникла тендерная социология.

Рекомендации

Главная проблема этой лекции состоит в ее обзорном харак­тере - слушателям предстоит услышать ряд имен и воззрений, ко­торые, возможно, им не всегда хорошо знакомы. Поэтому надо выбрать такую форму представления материала, чтобы экономно, в нескольких фразах пояснить, в чем специфика трактовки тен­дерных отношений каждым из упоминаемых авторов, а также в чем ее сильные и слабые стороны.

Наиболее детального рассмотрения заслуживает структурный функционализм, наиболее влиятельная теория семейных отноше­ний в социальной мысли второй половины XX века. Здесь следует остановиться на том, в чем Парсонс видел значение семьи для индивидуума и для общества в целом, как и почему различаются роли мужчин и женщин в семье. Важно упомянуть о том, что струк-

Методическое пособие

турно-функциональный подход был также характерен для советс­кой социологии семьи, базировавшейся на представлениях о семье как общественно-полезном институте и главном объекте социаль­ной политики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...