Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Возникновение феминизма как социальной теории




Основные понятия

Суфражизм; феминизм первой и второй «волны»; эгалитаризм и автономия; либеральный феминизм; поло-ролевой подход в тен­дерных исследованиях; радикальный феминизм; публичное и при­ватное; общественный договор и половой контракт.

Цель лекции

Показать истоки развития феминистской мысли. Представить феминизм как особую социальную теорию. Дать представления о его эволюции от идеологии равноправия к изучению специфики женского социального опыта.

Рекомендации

Эта лекция, весьма насыщенная материалом, представляет со­бой, в первую очередь, общий обзор феминизма 1960-80-х гг. Од­нако начинать ее следует со значительно более ранних сюжетов, а именно борьбы за равные политические права и эмансипацию жен­щин.

Особое внимание следует уделить работе Симоны де Бовуар «Второй пол», которая впервые убедительно показала, что про­блемы женщин далеко выходят за рамки политико-эгалитаристс­кого дискурса. Следует подчеркнуть, что она ввела в научный оби­ход представление о женщинах как вечно «других» по отношению к доминирующему философскому дискурсу. Подчеркнуть, что ее работа оказалась поворотной в осмыслении женской субъект-ности.

Опираясь на работу К.Пэйтман «Половой контракт», следует показать, что само понятие «политических прав» было сформиро­вано на основании исключения женщин как политических субъек­тов, ибо ключевое для либеральной политической мысли понятие «общественный договор» базировалось на разделении публичной и

И. Н. Тартаковская. Тендерная социология

приватной сферы, при этом женщины заключались в последнюю и в «общественном договоре» фактически не участвовали.

Следует показать, как радикальный феминизм проблематизи-ровал аспекты, находящиеся вне сферы внимания либеральной мысли. Объяснить смысл лозунга «Личное есть политическое» и показать новые аспекты тендерных исследований, связанные со «специфически женскими» проблемами. Разъяснить смысл выде­ления феминизма «первой» и «второй» волны.

ТЕМА 3. МАРКСИЗМ И ТЕНДЕРНАЯ ТЕОРИЯ

Основные понятия

Класс; патриархат; разделение труда; способ производства; материализм; исторический подход; классовое угнетение; капита­лизм; теория двух систем; воспроизводство социальных отноше­ний; классовая борьба; дискуссия о домашней работе.

Цель лекции

Проследить взаимоотношения марксизма с феминистской мыслью. Показать сильные и слабые стороны марксистского и социалистического феминизма. Очертить возможности примене­ния марксистского категориального аппарата в тендерных иссле­дованиях.

Рекомендации

В этой лекции речь идет о непростых взаимоотношениях двух теорий, обе из которых основаны на критике существующих об­щественных отношений и открыто защищают интересы угнетен­ных социальных групп. Следует уделить достаточное внимание работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и объяснить слушателям, почему она до сих пор упоминается многими современными авторами. При этом стоит обратить внимание на то, что ортодоксальный марксизм в лице Энгельса был достаточно враждебен по отношению к семье как института, а отнюдь не считал ее «ячейкой общества». Отметить, что Энгельс впервые попытался найти не эссенциалистское, а со­циально-историческое основание для тендерного неравенства.

Обратить внимание на развернувшуюся в 1970-е годы дис­куссию о роли домашней работы в воспроизводстве капиталисти-

Методическое пособие

ческих и патриархатных общественных отношений. Сравнить марк­систские и феминистские аргументы по поводу того, кто выигры­вает от того, что домашнюю работу выполняют именно женщины и она остается неоплаченной.

Далее следует раскрыть содержание «теории двух систем», описывающей взаимоотношения двух структур угнетения — пат­риархата и капитализма. Важно иметь в виду, что в объяснениях, сделанных с марксистских позиций, борьба за права женщин все­гда оказывается подчиненной классовой борьбе. Недостатки мар­ксистского анализа применительно к тендерным отношениям хо­рошо раскрыты в работе Х.Хартманн «Несчастный брак марксизма с феминизмом: в поисках более прогрессивного союза». Следует выделить аргументы Хартманн по поводу «гендерной слепоты» марксистских категорий. Особо стоит остановиться на современ­ных взаимоотношениях марксизма и материалистического феминизма.

ТЕМА 4. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФЕМИНИСТСКУЮ ТЕОРИЮ

Основные понятия.

Бессознательное; эдипов комплекс; зависть к фаллосу; до-эди­пова стадия развития; материнство; суперэго; комплекс кастрации; либидо; сексуальность; мазохизм; нарциссизм; табу инцеста; ан-дрогинность; идентификация; jouissanse.

Цель лекции

Показать влияние теории Фрейда на представления о поло­вых различиях. Очертить основные направления критики психо­анализа. Познакомить с ключевыми идеями психоаналитического феминизма.

Рекомендации

Слушателям стоит вкратце напомнить основные тезисы Фрей-довой теории развития мужественности и женственности. Обра­тить при этом внимание на то, что классический психоанализ счи­тает психологическое развитие девочек более проблемным, чем мальчиков. При этом следует иметь в виду, что работы самого Фрейда значительно более осторожны в описании «женской сущ-

И. Н. Тартаковская. Гендерная социология

Методическое пособие

ности», чем труды некоторых его последователей. Подчеркнуть, что психоанализ имел очень сильное влияние как на обыденное созна­ние, так и социальную теорию. Познакомить с основными направ­лениями его критики.

Показывать современное развитие психоаналитической тео­рии применительно к тендерным исследованиям лучше всего на примере таких авторов, как Ж. Лакан, Н.Ходоров, Д. Диннерштейн, К.Гиллиган, Л.Ирригари. Следует обратить внимание на трактов­ку Взгляда у Лакана. Показать перемещение фокуса внимания на до-эдипову стадию развития в работах Диннерштейн и Ходоров и связанное с этим новое прочтение теории сексуального и психи­ческого развития мужчин и женщин.

Закончить лекцию целесообразно очерком развития психоана­литического направления в феминизме после Ходоров. Особый ин­терес представляют попытки синтеза психоанализа с пост-структу­рализмом. Обратить внимание на возможности психоанализа применительно к исследованию явлений культуры.

ТЕМА 5. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕНДЕРНОЙ ТЕОРИИ И ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основные понятия

Пост-модернизм; пост-структурализм; телесный материализм; третья волна в феминизме; пост-колониальный феминизм; феми­низм различия; этничность; социальный конструктивизм; феми­нистская эпистемология; теория stand-point; рационалистический субъект познания; дихотомические категории.

Цель лекции

Объяснить причины возникновения «третьей волны» в феми­низме. Показать неразделимость этнической и гендерной идентич­ности. Познакомить с основами феминистской эпистемологии.

Рекомендации

Эта лекция имеет довольно сложную структуру и стоит обра­тить особое внимание на логику изложения. Прежде всего, следу­ет обратиться к критике либерального и радикального феминизма 1960-80-х гг. Объяснить, почему эта критика исходила прежде всего

от представительниц «цветного феминизма». Дать краткий очерк наиболее влиятельных работ «черного феминизма» - прежде все­го, белл хуке и Дж. Лорбер.

После этого закономерно будет перейти к эпистемологичес­кой части лекции. Теория stand-point наглядно показывает зави­симость познания от социальной локации познающего субъекта. Здесь уместно будет привести основные аргументы феминистс­кой критики классической философии и «фаллологоцентризма».

Опираясь на работы Д.Смит, Дж.Батлер, Ю.Кристевой, Р.Брай-дотти можно раскрыть специфику «женского познающего субъек­та». Стоит обратить внимание на понятие «номадической субъек-тности» у Рози Брайдотти, а также на синтез семиотики и психоанализа у Юлии Кристевой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...